Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Психологическая наука доказала, что основным средством обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать)

Введение

     Общение, также как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом исключительно  психологического исследования. Оно  изучается многими  общественными  науками.

Психологическая наука доказала, что основным средством  обучения и воспитания, ведущим фактором формирующейся и развивающейся  личности является общение. Сфера общения – едва ли не главный источник эмоционального благополучия детей, поэтому, если мы всерьёз, а не на словах хотим решить задачу психического здоровья, мы не можем обойтись без изрядного вложения времени и сил в организацию сферы общения. Не обучая общению и сотрудничеству, мы не научим детей учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью книг, а с помощью других людей: учителя, родителей, одноклассников.

      Психологи всего мира показали, что, отсекая  прямое общение между детьми во время  занятий, мы делаем каждого ребёнка  ещё более беспомощным, незащищённым, несамостоятельным, а поэтому гораздо более зависимым от учителя, склонным во всём подражать ему и не искать собственной точки зрения.

      В процессе учебной деятельности ребёнок  выступает и как субъект, и  как объект общения. Круг и виды общения  у школьников весьма разнообразны, они определяются социальной ситуацией развития ребёнка, его возрастными и индивидуальными особенностями и т.д.

      Учебная деятельность неразрывно связана с  общением. Поэтому нарушение общения школьника с людьми, с которыми он взаимодействует в процессе учебной деятельности, непременно сказываются и на поведении ребёнка, и на процессе его учения.

      Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и  становлении разумного, культурного  поведения.

      Если  процесс этого развития рассматривать односторонне и оценивать его реально, то сразу окажется, что предметная деятельность человека во всех её модификациях и его общение с другими людьми переплетены в его жизни самым тесным образом и фактически ни одна из них не может существовать без других.

      Играя, ребёнок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд, как известно, в подавляющем большинстве случаев  требует постоянного взаимодействия людей в форме общения.

      Создание  условий для развития навыков общения является сегодня особенно актуальным. Проблема общения изучалась в 30-е годы ХХ века, но пристальное внимание ей уделили в 60-70-е годы, она стала предметом теоретических и экспериментальных исследований.

      Большой вклад в историю вопроса внёс классик отечественной психологии Л.С. Выготский. Он писал, что общение есть фактор развития личности, его саморегуляции. Согласно его позиции, психология развития ребёнка с самого рождения определяется социальными закономерностями. Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение.

      Б.Ф. Ломов считал, что подобно отражению  и действительности, общение принадлежит  к базовым категориям психологической  науки.

      По  своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных исследований она, пожалуй, не уступает проблемам деятельности, личности, сознания и ряду других фундаментальных проблем психологии.

      Линия исследований, заложенная Бехтеревым, нашла своё продолжение в работах его учеников – В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

      Значительный  вклад в разработку этой проблемы внесла М.И. Лисина. Она одна из первых в психологической науке подошла  к изучению общения, как особой коммуникативной  деятельности, и первая разработала  концептуальную схему этой деятельности. Её исследования доказали, что от общения зависит уровень активности познавательной деятельности детей.

      Таковы  особенности и основные этапы  разработки проблем общения в  отечественной психологии. Но проблема общения, конечно, не ограничивается только психологической наукой. Она разрабатывается также в лингвистике, литературоведении и т. д. При этом важно подчеркнуть, что достижения в изучении общения другими, пограничными с психологией, областями знаний сыграли (и продолжают играть) важную роль в определении собственно психологической тематики и методики психологического анализа общения.

      На  современном уровне психологической  науки мы не вправе просто констатировать, что у ребёнка есть трудности в общении. Надо постараться выяснить, почему у него они возникли, что послужило причиной их возникновения, как их устранить и как это всё отразиться в учебной деятельности.

      Проблема – зависит ли социальный статус младшего школьника от уровня успеваемости.

      Объектная область – возрастная и педагогическая психология.

      Объект  исследования общение младшего школьника, как психолого-педагогическая проблема.

      Предмет исследования – взаимосвязь социального статуса и уровня успеваемости младшего школьника.

      Гипотеза  – «Мы предполагаем, что уровень успеваемости связан с социальным статусом. Чем ниже социальный статус, тем ниже уровень успеваемости. Неблагоприятный социальный статус чаще имеют дети с низким уровнем успеваемости».

      Цель  исследования: выявить социальный статус младших школьников и определить взаимосвязь  социального статуса и уровня успеваемости младших школьников.

     Задачи:  1) Провести анализ литературы по теме исследования.

    2) Изучить уровень успеваемости.

    3) Изучить  социальный статус школьников.

    4)Провести  опытно-практическую работу по установлению взаимосвязи между социальным статусом и уровнем успеваемости.

      Для достижения цели и подтверждения  гипотезы нами были использованы теоретические  методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, классификация, сравнение и обобщение информации; эмпирические: эксперимент, анализ документации (классный журнал).

      Курсовая  работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассматриваются  теоретические основы общения младших  школьников. Вторая глава посвящена исследовательской работе по выявлению взаимосвязи социального статуса и уровня успеваемости младших школьников.

      Базой нашего исследования послужил 4 «А» класс МОУ Топчихинская средняя школа № 1 имени Дм. Ерофеева. Эти дети занимаются по традиционной системе. Всего участвовало 53 человека. В это количество входят 26 учеников, 26 родителей и учитель. Исследование  проводилось с 15 по 27 марта.

Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы общения младших школьников

1.1.Сущность  общения, его функции, роль в психологическом развитии человека

      В психологической науке очень  много определений такому понятию, как общение. Приведём некоторые.

      А.Л. Бодалёв полагал, что общение – это взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями, идеями, настроениями и т.д. с целью установления определённых отношений. [5, c.13]

      В кратком психологическом словаре  представлено следующее определение: общение – сложный, многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание человека человеком. [15, с. 35]

      Под оптимальным  педагогическим общением А.А. Леонтьев понимает «такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, обеспечивает благоприятный психологический климат обучения, обеспечивает управление детским коллективом». [17, с.127]  Общение есть и основа, и суть,  и интегральный метод воспитания, общаясь с учителем, ребёнок усваивает не только знания, но и умение жить среди людей, понимать других, сопереживать, заботиться о другом.

      Ряд психологов (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) рассматривают общение как особый вид деятельности – коммуникативный.

      М.В. Гамезо дал следующее определение, общение – взаимодействие двух или  более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного  или аффективно-оценочного характера. [9, с. 76]

      Общение играет большую роль в жизни общества и личности, являясь одним из условий  их формирования. В определённые периоды  жизни человека общение приобретает  ведущую роль, становится ведущей деятельностью (младенчество, подростковый возраст) и внутри которой формируются основные, качественные особенности психики, личности (человеческие потребности, цели, интересы, ценностные ориентации, самосознание и другие характеристики). Установлено, что общение взрослых (особенно родителей) с детьми играет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития.  С другой стороны, доказано, что дети, лишённые возможности общаться с родителями (в детских домах) характеризуются низким уровнем саморегуляции  поведения, испытывают трудности в общении со сверстниками.

      Итак, можно выделить следующие основные функции общения:

- передачи  и усвоения общественно-исторического  опыта;

- условия  развития личности (убеждений, интересов,  идеалов, самосознания, качеств личности);

- движущей  силы развития личности (потребность  в общении);

- планирования, организации и регуляции совместной  деятельности детей;

- познание  людьми друг друга;

- выражения  отношений личности к другим  людям, деятельности.

      А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в общей профессиональной подготовке будущего учителя большое значение уделяли подготовке к педагогическому общению. А.С. Макаренко писал: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть весёлым, сердитым… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса…» [18, с. 243]

      Сущность  межличностного общения заключается  во взаимодействии человека с человеком. Именно этим она отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.

      В подавляющем большинстве случаев  межличностное общение оказывается  вплетённым в ту или иную деятельность и выступает как условие его  выполнения. И это понятно, поскольку  вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь тот вид деятельности, который общение обслуживает, не может не влиять на содержание, форму и ход самого процесса общения между его исполнителями. Например, учебная деятельность включает элементы программирования содержания и форм общения, обучаемых как друг с другом, так и с учителем.

      Особенности межличностных взаимодействий в  любой общности в значительной степени  обусловлены тем, как её члены  воспринимают и понимают друг друга, какой эмоциональный отклик преимущественно  вызывают друг в друге и какой стиль поведения избирают.

      Взаимодействуя  с другими людьми, человек может  одновременно выступать в роли субъекта и объекта общения. Как субъект  он познаёт своего партнёра, определяет к нему своё отношение, (это может  быть интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь, он сам является объектом познания для того, с кем общается. Партнёр адресует ему свои чувства и старается на него повлиять. При этом следует подчеркнуть, что пребывание человека одновременно в двух  «ипостасях» - объекта и субъекта – характерно для любого вида непосредственного общения людей, будь то общение одного учащегося с другими или учащегося и учителя.

Информация о работе Социальный статус младших школьников с разным уровнем успеваемости