Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10

Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

8.  
а) приказывает так, что хочется выполнять;  
б) приказывать руководитель не умеет;  
в) просьбы руководителя не отличаются от приказа;  
г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хорошо и быстро;  
д) его приказы вызывают недовольство подчиненных. 
             9.  
а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней;  
б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ничего не делает;  
в) не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть этого;  
г) принимает критику только со стороны вышестоящих руководителей;  
д) не реагирует на критику.  
 
          10.  
а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;  
б) если чего-то не знает, то не боится это показать и обращается за помощью к другим;  
в) руководитель стремится восполнить недостаток знаний;  
г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоятельно восполнять недостатки знаний;  
д) если не знает, как решить вопрос, то поручает своим подчиненным.  
 
          11.  
а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия;  
б) ответственность распределяет между собой и своими подчиненными;  
в) всю ответственность возлагает только на себя;  
г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руководителей, старается всю ответственность переложить на них;  
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или нижестоящих руководителей.  
 
          12.  
а) старается, чтобы заместители были квалифицированными специалистами;  
б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощников;  
в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем или помощников;  
г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;  
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специалистов.  
 
          13.  
а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель: они чувствуют некоторое облегчение;  
б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;  
в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;  
г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутствует, а потом скучают;  
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется, а затем быстро забывается.  
 
         

14.  
а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;  
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;  
в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;  
г) часто делает подчиненным замечания и выговоры сотрудникам;  
д) его замечания всегда справедливы.  
 
          15.  
а) всегда обращается с подчиненными вежливо и доброжелательно;  
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;  
в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;  
г) создается впечатление, что вежливость руководителя неискренней;  
д) характер обращения с подчиненными у него часто меняется.  
 
         16.  
а) руководитель привлекает к управлению рядовых сотрудников;  
б) нередко перекладывает свои функции на других;  
в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их распределение может меняться;  
г) бывает, что управленческие функции принимает на себя фактически не руководитель, а другие сотрудники. 
 
         

17.  
а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеальному подчинению;  
б) не может влиять на дисциплину и порядок;  
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;  
г) дисциплина выглядит хорошей, так как подчиненные боятся руководителя;  
д) руководитель недостаточно пресекает нарушения.  
 
          18.  
а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;  
б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спрашивает о личном, о семье;  
в) часто обращается по личным вопросам, не касаясь дела;  
г) инициатива общения исходит от сотрудников, руководитель редко заговаривает сам;  
д) нередко руководителя трудно понять в процессе общения.  
 
         

19.  
а) руководитель единолично вырабатывает решения и отменяет их;  
б) редко берется за выполнение сложного дела, скорее всего уходит от него;  
в) старается решать все вместе с сотрудниками, единолично решает только срочные и оперативные вопросы;  
г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не старается заранее предусмотреть их решение,  
д) берется в основном за решение мелких вопросов.  
 
          20.  
а) в коллективе недостаточно развиты взаимопомощь и взаимодоверие;  
б) старается, чтобы у сотрудников было хорошее настроение;  
в) в коллективе повышенная текучесть кадров;  
г) люди в коллективе относятся друг к другу чутко, по-дружески;  
д) в присутствии руководителя людям всегда приходится работать с напряжением.  
 
         
 

21.  
а) способствует тому, чтобы сотрудники работали самостоятельно;  
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;  
в) сотрудники работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;  
г) сотрудники предоставлены сами себе;  
д) предоставляет руководителям самостоятельность только время от времени.  
 
          22.  
а) регулярно советуется с сотрудниками, особенно с опытными;  
б) советуется с сотрудниками только в сложной ситуации;  
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми сотрудниками;  
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;  
д) советуется с вышестоящими руководителями.  
 
          23.  
а) инициатива сотрудников руководителем не принимается;  
б) считает, что лучше сделать меньше, тогда меньше спросят;  
в) руководитель поддерживает инициативу сотрудников;  
г) не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны;  
д) инициативы не проявляет ни сам, ни сотрудники. 
 
         

24.  
а) его любимый лозунг: "Давай! Давай!"  
б) он требователен, но одновременно и справедлив;  
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;  
г) он не может действовать сам, а ждет подталкивания со стороны;  
д) руководитель требователен к себе и другим.  
 
          25.  
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;  
б) охотно поддерживает целесообразное нововведение;  
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;  
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере (в быту, отдыхе, в межличностных отношениях);  
д) нововведения проходят мимо руководителя.  
 
          26.  
а) в своей работе широко опирается на активность сотрудников;  
б) многие вопросы решаются на общем собрании;  
в) некоторые важные дела фактически решаются без участия руководителя;  
г) большинство вопросов за коллектив решает сам руководитель;  
д) в коллективе все решается по взаимной договоренности сотрудников.  
 
          27.  
а) руководителю безразлично, что о нем думают сотрудники;  
б) никогда ни в чем не проявляет своего превосходства над сотрудниками;  
в) считает себя незаменимым в коллективе;  
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;  
д) руководитель излишне критичен по отношению к сотрудникам.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение Б.

Методика оценки социально-психологического климата  (по А.Ф. Фидлеру)

  Тестовый материал
  1   2   3   4   5   6   7   8  
Дружелюбие                  Враждебность
Согласие                  Несогласие
Удовлетворенность                  Неудовлетворенность
Продуктивность                  Непродуктивность
Теплота                  Холодность
Сотрудничество                  Несогласованность
Взаимная  поддержка                   Недоброжелательность
Увлеченность                  Равнодушие
Занимательность                  Скука
Успешность                  Безуспешность

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства