Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………
8.
а) приказывает так, что хочется выполнять;
б) приказывать руководитель не умеет;
в) просьбы руководителя не отличаются
от приказа;
г) приказы принимаются, но выполняются
недостаточно хорошо и быстро;
д) его приказы вызывают недовольство
подчиненных.
9.
а) на критику руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней;
б) критику выслушивает, даже обещает принять
меры, но ничего не делает;
в) не любит, когда его критикуют, и не старается
скрыть этого;
г) принимает критику только со стороны
вышестоящих руководителей;
д) не реагирует на критику.
10.
а) сам решает даже те вопросы, с которыми
не совсем хорошо знаком;
б) если чего-то не знает, то не боится это
показать и обращается за помощью к другим;
в) руководитель стремится восполнить
недостаток знаний;
г) когда чего-то не знает, то скрывает
это и старается самостоятельно восполнять
недостатки знаний;
д) если не знает, как решить вопрос, то
поручает своим подчиненным.
11.
а) складывается впечатление, что он боится
отвечать за свои действия;
б) ответственность распределяет между
собой и своими подчиненными;
в) всю ответственность возлагает только
на себя;
г) нередко подчеркивает ответственность
вышестоящих руководителей, старается
всю ответственность переложить на них;
д) бывает, что руководитель, являясь ответственным
за какое-то дело, пытается переложить
его на своих замов или нижестоящих руководителей.
12.
а) старается, чтобы заместители были квалифицированными
специалистами;
б) добивается безотказного подчинения
заместителей и помощников;
в) руководителю безразлично, кто у него
работает заместителем или помощников;
г) осторожен по отношению к заместителям,
потому что боится за свое положение;
д) не желает иметь рядом очень квалифицированных
специалистов.
13.
а) исполнители довольны, когда отсутствует
руководитель: они чувствуют некоторое
облегчение;
б) с руководителем работать интересно,
поэтому ожидают его возвращения;
в) отсутствие руководителя не замечается
исполнителями;
г) вначале исполнители довольны, что руководитель
отсутствует, а потом скучают;
д) сначала отсутствие руководителя чувствуется,
а затем быстро забывается.
14.
а) для выполнения какой-то работы ему
нередко приходится уговаривать своих
подчиненных;
б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается,
наставляет, но никогда не просит;
в) часто обращается к подчиненным с поручениями,
просьбами, советами;
г) часто делает подчиненным замечания
и выговоры сотрудникам;
д) его замечания всегда справедливы.
15.
а) всегда обращается с подчиненными вежливо
и доброжелательно;
б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен
и даже груб;
в) в обращении с подчиненными часто проявляет
равнодушие;
г) создается впечатление, что вежливость
руководителя неискренней;
д) характер обращения с подчиненными
у него часто меняется.
16.
а) руководитель привлекает к управлению
рядовых сотрудников;
б) нередко перекладывает свои функции
на других;
в) управленческие функции не закрепляются
стабильно, их распределение может меняться;
г) бывает, что управленческие функции
принимает на себя фактически не руководитель,
а другие сотрудники.
17.
а) руководитель стремится к формальной
дисциплине и идеальному подчинению;
б) не может влиять на дисциплину и порядок;
в) руководитель умеет поддерживать дисциплину
и порядок;
г) дисциплина выглядит хорошей, так как
подчиненные боятся руководителя;
д) руководитель недостаточно пресекает
нарушения.
18.
а) общается с подчиненными только по деловым
вопросам;
б) заговаривая с подчиненными о деле,
руководитель спрашивает о личном, о семье;
в) часто обращается по личным вопросам,
не касаясь дела;
г) инициатива общения исходит от сотрудников,
руководитель редко заговаривает сам;
д) нередко руководителя трудно понять
в процессе общения.
19.
а) руководитель единолично вырабатывает
решения и отменяет их;
б) редко берется за выполнение сложного
дела, скорее всего уходит от него;
в) старается решать все вместе с сотрудниками,
единолично решает только срочные и оперативные
вопросы;
г) решает только те вопросы, которые сами
возникают, не старается заранее предусмотреть
их решение,
д) берется в основном за решение мелких
вопросов.
20.
а) в коллективе недостаточно развиты
взаимопомощь и взаимодоверие;
б) старается, чтобы у сотрудников было
хорошее настроение;
в) в коллективе повышенная текучесть
кадров;
г) люди в коллективе относятся друг к
другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя людям всегда
приходится работать с напряжением.
21.
а) способствует тому, чтобы сотрудники
работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое
мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) сотрудники работают больше по указаниям
руководителя, нежели самостоятельно;
г) сотрудники предоставлены сами себе;
д) предоставляет руководителям самостоятельность
только время от времени.
22.
а) регулярно советуется с сотрудниками,
особенно с опытными;
б) советуется с сотрудниками только в
сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями
и нижестоящими руководителями, но не
с рядовыми сотрудниками;
г) с удовольствием прислушивается к мнению
коллег;
д) советуется с вышестоящими руководителями.
23.
а) инициатива сотрудников руководителем
не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше, тогда
меньше спросят;
в) руководитель поддерживает инициативу
сотрудников;
г) не может действовать сам, а ждет подталкивания
со стороны;
д) инициативы не проявляет ни сам, ни сотрудники.
24.
а) его любимый лозунг: "Давай! Давай!"
б) он требователен, но одновременно и
справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком
строгим и даже придирчивым;
г) он не может действовать сам, а ждет
подталкивания со стороны;
д) руководитель требователен к себе и
другим.
25.
а) наверное, он консервативен, потому
что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразное
нововведение;
в) поддерживая нововведения в сфере производства,
с большим трудом меняет характер общения
с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями
в непроизводственной сфере (в быту, отдыхе,
в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
26.
а) в своей работе широко опирается на
активность сотрудников;
б) многие вопросы решаются на общем собрании;
в) некоторые важные дела фактически решаются
без участия руководителя;
г) большинство вопросов за коллектив
решает сам руководитель;
д) в коллективе все решается по взаимной
договоренности сотрудников.
27.
а) руководителю безразлично, что о нем
думают сотрудники;
б) никогда ни в чем не проявляет своего
превосходства над сотрудниками;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и
не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению
к сотрудникам.
Приложение Б.
Методика оценки социально-психологического климата (по А.Ф. Фидлеру)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
Дружелюбие | Враждебность | ||||||||
Согласие | Несогласие | ||||||||
Удовлетворенность | Неудовлетворенность | ||||||||
Продуктивность | Непродуктивность | ||||||||
Теплота | Холодность | ||||||||
Сотрудничество | Несогласованность | ||||||||
Взаимная поддержка | Недоброжелательность | ||||||||
Увлеченность | Равнодушие | ||||||||
Занимательность | Скука | ||||||||
Успешность | Безуспешность |
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства