Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
Глава II. Теоретический
обзор понятия стиля руководства…………………………………………………
2.1Возникновение
понятия стиля руководства……………………...........
2.2 Обзор определения
стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические
основы исследования……………………………………………
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации. А это, в свою очередь, связано с перспективой возрастания социальных факторов в структуре производства, с совершенствованием как организации, так и условий труда. От уровня оптимальности социально-психологического климата каждого отдельного трудового коллектива во многом зависит и общая социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.
Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей. Благоприятная атмосфера в группе не только продуктивно влияет на результаты ее, но и перестраивает человека, формирует его новые возможности и проявляет потенциалы. В связи с этим возникает необходимость в оптимизации стиля межличностного взаимодействия. Социально – психологические методы управления позволяют влиять на интересы людей. Регулировать межличностные отношения в коллективе, влияют на формы и развития трудового коллектива. [6]
Когда ведут речь о социально-психологическом климате коллектива, подразумевают следующее:
Благоприятный социально-психологический климат коллектива характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. [1]
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Далее следует
разобрать понятие коллектива. Коллектив
является одним из видов малой группы.
Малые группы могут быть разными по величине,
по характеру и структуре отношений, существующих
между их членами, по индивидуальному
составу, особенностям ценностей, норм
и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, межличностным отношениям,
целям и содержанию деятельности. Количественный
состав группы называется ее размером,
индивидуальный – композицией. Структуру
межличностного общения, или обмена деловой
и личностной информацией, именуют каналами
коммуникаций, нравственно- эмоциональный
тон межличностных отношений – психологическим
климатом группы. [1] Психология развитого
коллектива характеризуется тем, что деятельность,
ради которой он создан и которой на практике
занимается, имеет, несомненно, положительное
значение для очень многих людей, не только
для членов коллектива. В коллективе межличностные
отношения основаны на взаимном доверии
людей, открытости, честности, порядочности,
взаимном уважении и т.п. Для того, чтобы
назвать малую группу коллективом, она
должна соответствовать ряду весьма высоких
требований: успешно справляться с возложенными
на нее задачами, иметь высокую мораль,
хорошие человеческие отношения, создавать
для каждого своего члена возможность
развития как личности, быть способной
к творчеству, т.е. как группа давать людям
больше, чем может дать сумма того же количества
индивидов, работающих в отдельности.
Психологически развитой как коллектив
считается такая малая группа, в которой
сложилась дифференцированная система
различных деловых и личных взаимоотношений,
строящихся на высокой нравственной основе.
Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Коллективистские отношения определяются
через понятия нравственности, ответственности,
открытости, коллективизма, контактности,
организованности, эффективности и информативности.
[1;6]
1.1 Теоретический анализ понятия социально-психологического климата
Социальная психология
рассматривает коллектив как
особое качество группы, связанное
с общей деятельностью. Это особое
качество представляет собой продукт
развития групп, существующих внутри определенной
системы социальной деятельности.
Коллектив – это объединение людей во
имя достижения определенной, социально
одобряемой цели. [3]
Межличностные отношения являются базой
в формировании социально - психологического
климата в коллективе. Наряду с данным
термином в литературе используется и
ряд других: социально – психологическая
атмосфера, морально – психологический
настрой, морально – психологическая
обстановка.
В.Д. Парыгин дает следующее определение
социально – психологического климата:
«Климат коллектива представляет собой
преобладающий и относительно устойчивый
психологический настрой коллектива,
который находит многообразные формы
проявления во всей его жизнедеятельности».
[1]
Один из видных исследователей социально
– психологических проблем управления
трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя
психологический климат как эмоциональную
окраску психологических связей, возникающих
на основе близости, симпатии, совпадения
характеров, интересов, склонностей, выделяет
три климатические зоны. [1]
Первая – социальный климат, который определяется
тем, насколько на предприятии гарантировано
соблюдение конституционных прав и обязанностей
работников.
Вторая – моральный климат, определяемый
моральными ценностями, общепринятыми
в коллективе.
Третья – психологический климат, под
которым понимает ту атмосферу, которая
складывается между работниками, находящимися
в непосредственном контакте друг с другом.
Несмотря на различие в подходах и определениях
социально – психологического климата,
многие авторы сходятся на том, что относительно
устойчивый психологический настрой является
в известной степени целостной характеристикой
коллектива, проявляется в межличностных
отношениях, в отношениях к трудовой ситуации,
влияет на результаты производственной
деятельности, самочувствие, активность
личности (положительно, нейтрально или
отрицательно).
Наиболее глубоким по содержанию и степени
разработанности является определение
социально – психологического климата,
данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально
– психологический климат коллектива
- это внутреннее состояние коллектива,
отражающее его комплексную способность
достигать стоящие перед ним цели.
Психологический климат отражает преобладающий
психический настрой; совокупность отношений
членов группы к условиям и характеру
совместной деятельности, к членам коллектива;
к руководству организации.
1.2 Структура социально-психологического климата.
Главным элементом,
характеризующим социально-
Структура
психологического климата многоуровнева
и многоаспектна. Нет однозначных представлений
о социально-психологическом климате
(СПК) и с точки зрения подходов к его изучению.
Следует отметить, что наиболее оправданной
тактикой в решении этого вопроса является
максимальная конкретизация условий и
факторов, опосредующих динамику психологического
климата; изучение реальных проблем в
жизнедеятельности каждого отдельного
коллектива и на этом основании формулирование
конкретных задач по его изучению.
То обстоятельство, что отношение к миру (система ценностных ориентаций личности) и отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.
Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Самочувствие
личности в определенной мере может
служить и известным
1.3
Сущность социально-
Для начала нужно разобрать сущность социально-психологического климата. При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически.
Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоотношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает разделенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество количество продуктов их труда.
Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат. [6]
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства