Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10

Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 255.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….1

Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3

    1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
    2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
    3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
 

Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14

2.1Возникновение  понятия стиля руководства…………………….......................14

2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17  

Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19

3.1 Методические основы исследования……………………………………………19

3.2 Результаты исследования ………………………………21

Выводы…………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………………………………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава I. Социально-психологический климат в коллективе. 

Формирование  благоприятного социально-психологического  климата трудового коллектива является одним из  важнейших  условий  борьбы  за  рост производительности труда и качество выпускаемой  продукции.  Вместе  с  тем, социально-психологический климат  является  показателем уровня  социального развития коллектива  и  его  психологических  резервов,  способных  к  более полной  реализации.  А  это,  в  свою  очередь,   связано   с   перспективой возрастания   социальных    факторов    в    структуре    производства,    с совершенствованием  как  организации,  так  и  условий  труда.   От   уровня оптимальности   социально-психологического   климата   каждого    отдельного трудового коллектива  во  многом  зависит  и  общая  социально-политическая, идеологическая атмосфера общества, страны в целом.

  Эффективность совместной деятельности во многом зависит от оптимальной реализации личностных и групповых возможностей.  Благоприятная  атмосфера  в группе не только продуктивно влияет на результаты  ее,  но  и  перестраивает человека, формирует его  новые  возможности  и  проявляет  потенциалы.  В связи с этим возникает  необходимость  в  оптимизации  стиля  межличностного взаимодействия. Социально – психологические  методы  управления  позволяют  влиять  на интересы людей. Регулировать межличностные отношения  в  коллективе,  влияют на формы и развития трудового коллектива. [6] 

Когда ведут  речь о социально-психологическом  климате  коллектива, подразумевают  следующее:

  • совокупность социально-психологических характеристик группы;
  • преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;
  • характер взаимоотношений в коллективе;
  • интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный социально-психологический климат коллектива характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. [1]

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним  относят:

  • уровень текучести кадров;
  • производительность труда;
  • качество продукции;
  • количество прогулов и опозданий;
  • количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;
  • выполнение работы в срок или с опозданием;
  • аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;
  • частота перерывов в работе.

Далее следует  разобрать понятие коллектива. Коллектив является одним из видов малой группы. Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций, нравственно- эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы. [1]  Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Коллективистские отношения определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информативности. [1;6]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Теоретический анализ понятия социально-психологического климата

Социальная психология рассматривает коллектив как  особое качество группы, связанное  с общей деятельностью. Это особое качество представляет собой продукт развития групп, существующих внутри определенной системы социальной деятельности. 
 
Коллектив – это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели. [3]  
 
   Межличностные отношения являются базой в формировании социально - психологического климата в коллективе. Наряду с данным термином в литературе используется и ряд других: социально – психологическая атмосфера, морально – психологический настрой, морально – психологическая обстановка. 
 
   В.Д. Парыгин дает следующее определение социально – психологического климата: «Климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психологический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности». [1]  
 
Один из видных исследователей социально – психологических проблем управления трудовыми коллективами В.М. Шепель, определяя психологический климат как эмоциональную окраску психологических связей, возникающих на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей, выделяет три климатические зоны. [1]  
 
Первая – социальный климат, который определяется тем, насколько на предприятии гарантировано соблюдение конституционных прав и обязанностей работников. 
Вторая – моральный климат, определяемый моральными ценностями, общепринятыми в коллективе. 
Третья – психологический климат, под которым понимает ту атмосферу, которая складывается между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.  
 
Несмотря на различие в подходах и определениях социально – психологического климата,  многие авторы сходятся на том, что относительно устойчивый психологический настрой является в известной степени целостной характеристикой коллектива, проявляется в межличностных отношениях, в отношениях к трудовой ситуации, влияет на результаты производственной деятельности, самочувствие, активность личности (положительно, нейтрально или отрицательно). 
 
Наиболее глубоким по содержанию и степени разработанности является определение социально – психологического климата, данное Ю.Л. Неймером. По его мнению, социально – психологический климат коллектива - это внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели. 
 
   Психологический климат  отражает преобладающий психический настрой; совокупность отношений членов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Структура социально-психологического климата.  

Главным элементом, характеризующим социально-психологический климат, является характеристика его структуры. В структуре социально-психологического климата можно выделить два основных блока – отношения людей к труду и их отношения друг к другу. В свою очередь отношения сотрудников друг к другу можно разделить на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге все многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя – эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным настроем – его отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами. Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим не ограничивается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии, а также и на отношении каждого из членов данного коллектива к самому себе.  В результате создается определенная структура ближайших и последующих, более непосредственных и более опосредованных проявлений социально-психологического климата. [2]

   Структура психологического климата многоуровнева и многоаспектна. Нет однозначных представлений о социально-психологическом климате (СПК) и с точки зрения подходов к его изучению. Следует отметить, что наиболее оправданной тактикой в решении этого вопроса является максимальная конкретизация условий и факторов, опосредующих динамику психологического климата; изучение реальных проблем в жизнедеятельности каждого отдельного коллектива и на этом основании формулирование конкретных задач по его изучению.                                                                                                                    Другую основу структуры составляет элемент, который можно представить как взаимоотношения. В конкретном виде мы наблюдаем и оцениваем их в форме взаимодействия, взаимосвязей, взаимовлияний, взаимоприятий, взаимопроявлений, взаимопознания. Через эти формы реализуются все формы социальных действий и взаимодействий: сотрудничества, соперничества и конкуренции, симпатий–антипатий, согласия–несогласия, уважения–неприязни, борьбы–подчинения, конфликта–сплоченности, конформизма–нонконформизма и многие другие.  [3]

То обстоятельство, что отношение к миру (система  ценностных ориентаций личности) и  отношение к самому себе (самосознание, самоотношение и самочувствие) попадают в ранг последующих, а не ближайших проявлений климата, объясняется их более сложной, многократно опосредованной зависимостью не только от ситуации данного коллектива, но и от целого ряда других факторов, с одной стороны, макромасштабных, с другой – сугубо личностных.

Действительно, отношения человека к миру формируются в рамках его образа жизни в целом, который никогда не исчерпывается предметами того или иного, даже самого значимого для него коллектива. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.

Самочувствие  личности в определенной мере может  служить и известным показателем  степени развернутости ее духовного потенциала. В данном случае подразумевается психическое состояние, определяемое во многом атмосферой производственного коллектива.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Сущность социально-психологического  климата и факторы  формирования.       

Для начала нужно  разобрать сущность социально-психологического климата.  При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое, достаточно стабильное состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприятный климат в группе довольно трудно, но в то же время легче поддерживать его на определенном уровне, уже сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально-психологического климата осуществляются членами группы эпизодически.

Они чувствуют  определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе  взаимоотношений. Поскольку состояние  климата менее чувствительно  к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает разделенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество количество продуктов их труда.

Второй уровень  динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение. Этот уровень описывается понятием «психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата психологическая атмосфера характеризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми. Изменение психологической атмосферы влияет на настроение работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения климата всегда более выражены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное состояние, в другой социально-психологический климат. [6]

Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства