Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………
Итак, подведем
некоторые итог краткого обзора основных
тенденций исследования понятий стилей
руководства. К числу наиболее перспективных
результатов в этой области могут быть
отнесены попытки создания вероятностных
моделей эффективности руководства и
рассмотрения стиля руководства как многомерного
образования.
Глава III. Экспериментальное исследование влияния стиля руководства на уровень социально-психологического климата коллектива.
3.1 Методические основы исследования.
Исследование стиля
руководства и уровня социально-психологического
климата коллектива организации проводилось
на базе 2 фирм: Компания 1 и Компания 2.
Объект исследования:
социально-психологический климат
в коллективе и стиль руководства. Предмет
исследования: влияние стиля руководства
на социально-психологический климат
в коллективе.
1) Сформировать выборочную совокупность;
2) Определить (выявить) стиль руководства и социально-психологический климат;
3) Проанализировать полученные данные при помощи коэффициента корреляции.
Гипотеза: между стилем руководства и социально-психологическим климатом в коллективе существует корреляция (взаимосвязь).
Характеристика
выборки:
Возраст: от 28 до 43 лет.
Образование: у большинства выборочной совокупности образование высшее.
Стаж работы: варьируется от 3 до 7 лет.
Основным методом данного исследования является тестирование с последующей обработкой.
В процессе тестирования
персонала организаций использованы следующие
методики: методика изучения социально-психологического
климата коллектива, методика определения
стиля руководства.
Методика определения
стиля руководства:
Методика направлена на определение стиля
руководства трудовым коллективом. Автор:
Журавлёв
Обработка:
Подсчитывается сумма баллов по каждому
из трех стилей руководства (Д — директивный,
К — коллегиальный, П — попустительский,
либеральный) в соответствии с ключом.
Вторая методика
направлена на выявление социально-
Обработка:
3.2 Результаты исследования.
При исследовании
был протестирован персонал организации
«ХХХ-1» и «ХХХ-2».
Инструкция для выявления стиля руководства: Из перечисленных ниже 27 групп утверждений, описывающих различные качества руководителя, выберите те утверждения, которые характерны для вас или для оцениваемого вами руководителя. Нужно выбрать не менее одного утверждения из каждой группы.
Бланк методики - см. приложение А.
Инструкция для
выявления социально-
Каждая позиция соответствует уровню
адекватности данного качества.
Бланк методики-см.
приложение Б.
Результаты проведённого тестирования по исследованию стиля руководства в первой выборки «ХХХ-1»:
№ испытуемого | Директивный | Попустительский | Коллегиальный |
№1 | 2,5 | 1 | 3 |
№2 | 4 | 3 | 6 |
№3 | 1 | 2 | 4 |
№4 | 2,6 | 1,5 | 2 |
№5 | 3 | 4 | 3 |
№6 | 2,4 | 5 | 7 |
№7 | 6 | 4 | 5 |
№8 | 8 | 3 | 9 |
№9 | 6 | 4 | 7 |
Среднее значение по каждому из стилей | 3,94=4 | 3,05=3 | 5,11=5 |
Из полученных
нами данных, мы можем видеть, что
большинство испытуемых из первой выборке
оценили стиль руководства, характерный
для их организации как коллегиальный
стиль или демократический.
Результаты проведённого тестирования по исследованию социально-психологического климата коллектива организации «ХХХ-1»:
№ испытуемого | Оценка социально- |
Среднее значение оценки социально-психологического климата |
№1 | 67 | 7,4 |
№2 | 58 | 6,4 |
№3 | 68 | 7,5 |
№4 | 74 | 8,2 |
№5 | 77 | 8,5 |
№6 | 53 | 5,8 |
№7 | 61 | 6,7 |
№8 | 72 | 8 |
№9 | 70 | 7,7 |
Пользуясь таблицей
Фидлера по критериям оценки, мы
можем сказать, что результат
выборки «ХХХ-1», находиться в высоком
показателе.
С помощью непараметрического
критерия Манн-Уитни, мы можем оценить
достоверность различий.
Стиль руководства | Ранг | Социально-психологический климат | Ранг |
4 | 2 | 7,4 | 7 |
3 | 1 | 6,4 | 5 |
5 | 3 | 7,5 | 8 |
8,2 | 11 | ||
8,5 | 12 | ||
5,8 | 4 | ||
6,7 | 6 | ||
8 | 10 | ||
7,7 | 9 | ||
Сумма: 6 | Сумма: 72 |
Результат: UЭмп = 0
Н0
Критические
значения:
P < 0,01 | P < 0,05 |
1 | 4 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(0) находится в зоне значимости. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Существуют статистически значимые различия между тестированием направленным на выявление стиля руководства и тестированием, направленным на выявление социально-психологического климата.
Результаты проведённого тестирования по исследованию стиля руководства во второй выборки «ХХХ-2»:
№ испытуемого | Директивный | Попустительский | Коллегиальный |
№1 | 3 | 1 | 4 |
№2 | 7 | 4 | 5 |
№3 | 5 | 2 | 9 |
№4 | 3 | 1 | 5 |
№5 | 9 | 5 | 11 |
№6 | 6 | 3 | 7 |
№7 | 2,6 | 6 | 8 |
№8 | 4 | 7 | 10 |
Среднее значение по каждому стилю | 4,95=5 | 3,62=4 | 7,37=7 |
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства