Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………
Из таблицы
мы можем видеть, что большинство
испытуемых из второй выборки оценили
стиль руководства в своей
компании как коллегиальный стиль.
Результаты проведённого тестирования по исследованию социально-психологического климата коллектива организации «ХХХ-2»:
№ испытуемого | Оценка социально- |
Среднее значение оценки социально-психологического климата |
№1 | 53 | 6,6 |
№2 | 42 | 5,2 |
№3 | 63 | 7,8 |
№4 | 34 | 4,2 |
№5 | 58 | 7,2 |
№6 | 45 | 5,6 |
№7 | 47 | 5,8 |
№8 | 39 | 4,8 |
Используя таблицу Фидлера
по критериям оценки,
мы можем сказать, что
результат выборки «ХХХ-2»,
находиться в среднем
показателе. Средние
и высокие показатели
результатов говорят
о точности восприятия
и сильной эмоциональной
реакции на людей, с
которыми респондент
работает. Чем ниже показатели,
тем более категоричен
субъект в своих решениях,
выводах и сужениях
о других людях, склонен
к авторитарному влиянию,
непримирим к недостаткам
других. И наоборот,
чем выше показатели,
тем лучше воспринимают
респонденты своих коллег
и воспринимают даже
плохих сотрудников
лучше, чем они есть
на самом деле, а значит
и социально-психологический
климат более благоприятен.
С помощью непараметрического
критерия Манн-Уитни, мы можем оценить
достоверность различий.
Стиль руководства | Ранг | Социально-психологический климат | Ранг |
5 | 4 | 6,6 | 8 |
4 | 1 | 5,2 | 5 |
7 | 9 | 7,8 | 11 |
4,2 | 2 | ||
7,2 | 10 | ||
5,6 | 6 | ||
5,8 | 7 | ||
4,8 | 3 | ||
Сумма рангов: 14 | Сумма рангов: 52 |
Н0 Н1
Критические значения: Таблица № 8
P< 0,01 | P< 0,05 |
9 | 15 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(8) находится в зоне неопределенности. Мы принимаем гипотезу Н1, т.к. гипотеза подтвердилась частично. Таким образом, гипотеза о том, что между стилем руководства и социально-психологическим климатом в коллективе существует корреляция (взаимосвязь)- подтвердилась.
В ходе курсовой работы была широко освещена проблема влияния стиля руководства на социально-психологический климат коллектива организации. На основе проведенного анализа литературных источников и проведенного психологического исследования коллектива организации, а так же исследование стиля руководства, нами сформулированы следующие выводы:
1.Стиль руководства персоналом и социально-психологический климат коллектива организации являются интегративными показателями уровня развития организации и ведущим фактором ее развития;
2. Одним из ведущих показателей стиля управления является уровень ее демократизации как фактор "здорового" руководства.
3. Между стилем руководства и социально-психологическим климатом существует положительная корреляция.
4.За счёт подтвердившейся
гипотезы, мы можем сделать вывод о том,
что чем демократичнее стиль руководства,
тем социально-психологический климат
в коллективе лучше, и наоборот, чем авторитарнее
стиль руководства, тем социально-психологический
климат в коллективе хуже.
В нашей работе
был раскрыт вопрос о социально - психологическом
климате коллектива, а так же о возможных
стилях руководства.
Далее были рассмотрены определения и
понятия социально - психологического
климата коллектива данные различными
авторами. Социально – психологический
климат коллектива - это внутреннее состояние
коллектива, отражающее его комплексную
способность достигать стоящие перед
ним цели. Социально-психологический климат
представляет собой систему, состоящую
из взаимосвязанных элементов. Были рассмотрены
факторы формирования социально – психологического
климата.
Руководитель играет важную роль в создании
благоприятного социально - психологического
климата коллектива организации. Создание
нормальных взаимоотношений - основная
задача руководителя в достижении успешности
функционирования организации. Поэтому
нами были рассмотрены стили руководства,
а так же понятия и определения.
Стиль руководства
- явление строго индивидуальное, так
как он определяется специфическими
характеристиками конкретной личности
и отражает особенности работы с
людьми и технологию принятия решения
именно данной личности. Регламентируется
стиль личными качествами менеджера. В
процессе трудовой деятельности формируется
некоторый строго индивидуальный тип,
"почерк" руководителя, действия
которого повторить в деталях практически
невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков
пальцев на руке, так и не существует двух
одинаковых менеджеров с одинаковым стилем
руководства. Искусство общения с людьми
является неотъемлемой частью менеджмента;
ему можно научить, его можно развить,
но оно в основном уже сформировалось
на самой ранней стадии жизни. Поэтому
руководитель должен учитывать укоренившиеся
позиции людей, быть объективным и сохранять
любезное обращение.
Впервые вопрос
о стилях руководства был рассмотрен
К.Левиным, который выделил авторитарный,
демократический и попустительский стили.
Данный подход и положен автором в основу
классификации стилей руководства. На
основе его модели были созданы другие
различные теории стилей руководства.
Контакт между руководителями и руководимыми
является необходимым условием не только
для формирования, но и существования
человека; не только для решения задач
управления, он также необходим для развития
руководителя и руководимых как личностей.
Этот контакт – явление по своей сути
не только формальное, а в основном социально-психологическое.
Он осуществляется на основе восприятия
необходимой для функционирования системы
информации, а также информации о психическом
состоянии руководителя и исполнителя.
Список
использованной литературы:
Приложение А.
Диагностика стилей руководства (А. Журавлёв). Тестовый материал :
1.
а) централизует руководство: требует,
чтобы обо всех делах докладывали ему;
б) руководитель пассивен в выполнении
управленческих функций;
в) четко распределяет функции между собой,
своими замами и подчиненными;
г) ожидает указаний сверху и даже требует
их;
д) централизует руководство только в
трудных ситуациях.
2.
а) в критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы;
б) критические ситуации не изменяют его
способов руководства;
в) в критических ситуациях он не обходится
без помощи вышестоящих руководителей;
г) сталкиваясь с трудностями, руководитель
начинает более тесно взаимодействовать
с подчиненными;
д) в критических ситуациях руководитель
плохо справляется со своими обязанностями.
3.
а) в отсутствии руководителя исполнители
работают хуже;
б) коллектив не снижает продуктивности,
если руководитель временно покидает
его;
в) исполнители постоянно работают не
в полную силу, при другом руководители
могли бы сделать больше;
г) продуктивность работы повышается в
отсутствие руководителя;
д) в отсутствие руководителя коллектив
работает с переменным успехом.
4.
а) недостаточно общительный человек,
с людьми разговаривает мало;
б) регулярно общается с подчиненными,
говорит о положении дел в коллективе,
о трудностях, которые нужно преодолеть;
в) умеет общаться, но специально ограничивает
общение с руководимыми, держится от них
на расстоянии;
г) старается общаться с подчиненными,
но испытывает трудности в общении;
д) общается в основном с активом коллектива.
5.
а) сам обращается за советами к сотрудникам;
б) не допускает, чтобы сотрудники ему
советовали и тем более возражали;
в) сотрудники не только советуют, но и
могут давать указания своему руководителю;
г) руководитель советуется даже тогда,
когда обстоятельства не особенно требуют
этого;
д) если исполнители знают как лучше выполнить
работу, они говорят об этом своему руководителю.
6.
а) контролирует работу от случая к случаю;
б) всегда очень строго контролирует работу
подчиненных и коллектив в целом;
в) контролируя работу, всегда замечает
положительные результаты, хвалит исполнителей;
г) контролируя, обязательно выискивает
недостатки в работе;
д) нередко вмешивается в работу исполнителей.
7.
а) его интересует только выполнение плана,
а не отношения людей друг к другу;
б) решая производственные задачи, старается
создать хорошие условия для отношений
между людьми;
в) в работе не заинтересован, подходит
к делу формально;
г) большее внимание уделяет налаживанию
взаимоотношений в коллективе, а не выполнению
производственных заданий;
д) когда нужно, защищает интересы своих
подчиненных.
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства