Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 09:22, курсовая работа
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Вместе с тем, социально-психологический климат является показателем уровня социального развития коллектива и его психологических резервов, способных к более полной реализации.
Введение……………………………………………………………………………….1
Глава I. Социально-психологический климат в коллективе………………………3
1. Теоритический анализ понятия социально-психологического климата…………………..6
2. Структура социально-психологического климата……………………………... 8
3. Сущность социально-психологического климата и факторы формирования…………….10
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства………………………………………………………….14
2.1Возникновение понятия стиля руководства…………………….......................14
2.2 Обзор определения стилей руководства у разных авторов……………………………..17
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля руководства с уровнем социально-психологического климата коллектива ………………………19
3.1 Методические основы исследования……………………………………………19
3.2 Результаты исследования ………………………………21
Выводы…………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..29 Список использованной литературы…………………………………………31 Приложение…………………………………
Далее
следуют факторы формирования
социально-психологического климата,
которые влияют на сущность климата, а
также на его составные части. Социально
- психологический климат коллектива,
представляет собой систему, где, во-первых,
все элементы взаимосвязаны; во-вторых,
элементы системы более высокого порядка
тесно увязаны с другими (внешней и внутренней
средой предприятий, демографическими
и личностными характеристиками людей).
Взаимодействие этих элементов влияет
на активность коллектива, а она, в свою
очередь, на производственные и социальные
результаты деятельности, которые определяют
характер внутренней и внешней среды предприятия.
На социально-психологический климат
коллектива оказывают влияние множество
объективных и субъективных факторов.
Можно выделить, в первую очередь, факторы
внешней и внутренней среды предприятия.
К факторам внешней среды относятся обще-социальная
экономическая и политическая обстановка,
уровень и условия жизни, культура.
Внутренняя среда или внутренние условия
жизнедеятельности коллектива весьма
многообразны. К ним относятся: организация
и условия труда, действующая система
стимулирования, бытовые условия труда,
методы и стиль руководства, уровень самоуправления
и информированность коллектива.
Следует отметить взаимообусловленность
внешних и внутренних фактов и социально-психологического
климата (состояние социального здоровья
коллектива).
Внешняя и внутренняя среда взаимодействуют
на социально-психологический климат
не прямо, а косвенно, через восприятия
людей. Восприятие определяется принадлежностью
людей к социальной группе в зависимости
от характера и содержания труда, места
и роли в иерархической структуре управления,
профессии, пола, возраста, семейного положения
и образования, комплекса социально-психологических
характеристик (потребностей, интересов,
мотивов поведения). [2]
Базовыми факторами системы социально-
Социальные группы усваивают ценности,
соответствующие их положению в обществе.
Помимо этого каждая группа формирует
собственную систему ценностей, существуют
методики исследования ценностных ориентаций
малых групп. При исследовании ценностных
ориентаций организации в целом возникает
проблема формирования репрезентативной
выборки.
Следующим фактором СПК являются социальные
установки, которые представляют интерес,
так как характеризуют наиболее глубокое
и устойчивое отношение человека к своим
статусам и ролям. Особенность заключается
в том, что для исследования CПK важны установки
всего коллектива предприятия.
Нормы поведения - следующий базовый фактор
СПК. При исследовании СПК наиболее интересным
является выявление соотношения принятых
общественных, групповых и индивидуальных
норм поведения.
Социальная норма представляет собой
систему представлений, составляющих
определенный шаблон поведения, разделяемый
членами социальной группы и необходимой
для совершения совместных согласованных
действий.
Социальные нормы формируются на базе
ценностей коллектива. Их основное назначение
в том, чтобы обеспечить соответствие
поведения каждого работника обще коллективным
ценностям.
Норма трудового поведения выполняет
две функции - предписывающую и оценочную.
В зависимости от содержания социальные
нормы подразделяются на нормы отношения:
· к целям и задачам коллектива;
· к деятельности руководителя;
· к товарищам или коллегам;
· к собственной активности.
По сфере распространения и применения
выделяют два вида норм:
· нормы требования:
· нормы-стереотипы.
Важным элементом системы СПК является
приемлемость руководителя.
Главным показателем является здесь авторитет
руководителя, измеряемый по социометрической
методике.
Авторитет руководителя характеризуется
влиятельностью, признанием руководителя
подчиненными (коллективом). Таким
образом, на формирование социально-психологического
климата, оказывают влияние множество
факторов, которые связаны между собой.
[1;2;3]
Глава II. Теоретический обзор понятия стиля руководства.
2.1 Возникновение понятия стиля руководства
Слово "стиль" греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении "почерк". Отсюда можно считать, что стиль руководства - это своего рода "почерк" в действиях менеджера. [ 7]
Более полное определение стиля руководства: относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения
стиля управления сводятся к совокупности
характерных для менеджера
Стиль руководства - явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными качествами менеджера. [2]
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный тип, "почерк" руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так и не существует двух одинаковых менеджеров с одинаковым стилем руководства.
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К.Левиным, который выделил авторитарный, демократический и анархический*(* В практике управления анархический стиль называют либеральным) стили. Данный подход и положен автором в основу классификации стилей руководства. [7]
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.
Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления. Все новое воспринимается им с осторожностью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами. Т.е. вся власть сосредоточена в руках руководителя-автократа. Даже размещение людей в процессе проведения совещаний подчинено его идеологии (все постоянно должны быть на виду, рис. 10.1, а). Это создает напряженную обстановку, так как подчиненные в этом случае желали бы избежать тесного контакта с таким менеджером.
Менеджер, использующий преимущественно демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику. В общении с подчиненными предельно вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет людям. Требователен, но справедлив. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. Демократичный менеджер при проведении деловых совещаний размещается, как правило, в середине групп. Это создает непринужденную обстановку при обсуждении проблем развития организации.
Руководитель с либеральным (попустительским) стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить ранее принятое им решение, особенно если это угрожает его популярности. Отличает либералов безынициативность, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.
Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы. При выполнении управленческих функций пассивен, можно сказать, "плывет по течению". Менеджер-либерал боится конфликтов, в основном соглашается с мнением подчиненных. Мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести реальный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него поблажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения. Следствием этого может быть панибратство, а "дистанция" руководителя со своими подчиненными на работе крайне незначительна. В конечном счете, руководитель либерального стиля не проявляет сколь-нибудь выраженных организаторских способностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. [2]
Не существует «плохих» или «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности подчиненных и др. факторы обусловливают оптимальное соотношение каждого стиля и преобладающий стиль руководства. Изучение практики руководства организациями свидетельствует, что в работе эффективного руководителя в той или иной степени присутствует каждый из трех стилей руководства.
Вопреки распространенным
стереотипам преобладающий
2.2. Обзор определения стилей руководства у разных авторов.
Исследование стилей руководства – одно из значительных направлений психологии малых групп и организаций – берет, как известно, начало с экспериментов, выполненных в конце 30-х – начале 40-х гг. в школе К. Левина. В последующие четыре с лишним десятилетия это направление получило солидную эмпирическую разработку за рубежом и в нашей стране, нашедшую широкое отражение в социальной психологии и психологии управления. Приведем ряд определений, сформулированных разными авторами в самое последнее время. Одно из них принадлежит А.Л. Журавлеву, понимающему под стилем руководства «индивидуально-типические особенности целостной, относительно устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций». Несколько иначе определяет стиль руководства Р.Х. Шакуров. [7] С его точки зрения, «в широком значении стиль руководства представляет собой целостную специфическую систему устойчиво повторяющихся особенностей деятельности руководителя (мотивов и целей, содержания, способов), обладающую внутренней гармонией и выработанную для эффективного осуществления функций управления в определенных условиях. В узком же значении стиль – это специфическая система способов деятельности (в том числе способов обращения)». По мнению Н.В. Ревенко, «стиль руководства является ин-тегративной характеристикой деятельности руководителя, в которой отражаются личные качества руководителя, взаимоотношения с подчиненными и особенности деятельности». [1;2;7]
В известной мере отличное от представленных выше определение стиля руководства предлагает А.А. Русалинова, считающая, что «к числу характеристик типа (стиля) руководства можно отнести лишь такие, которые непосредственно отражают особенности взаимодействия руководителя как со всем коллективом в целом, так и отдельными работниками». На этом основании стиль руководства определяется как «стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя».
Из приведенных точек зрения наиболее предпочтительной в плане конкретности, точности «схватывания» существа обсуждаемого феномена представляется точка зрения А.А. Русалиновой, во многом совпадающая с нашим пониманием специфики руководства именно как взаимодействия (в собственно психологическом смысле – межличностного взаимодействия) в системе отношений «руководитель – подчиненный (группа)». [2]
Перейдем теперь к работам, составляющим последнее, четвертое, направление исследования стиля руководства. Отличительная их особенность — попытки трактовать стиль руководства как многомерное образование. В качестве примера такого подхода приведем материалы наиболее интересной, на наш взгляд, работы этого цикла, выполненной А.А, Русалиновой. На основе теоретического анализа и данных многолетних исследований трудовых коллективов ею выделен набор следующих стиле образующих характеристик (признаков): активность—пассивность руководителя в управленческом взаимодействии с подчиненными; единоначалие — коллегиальность при принятии решений; ориентация только на производственные или на производственные и социальные задачи; директивный или побудительный характер воздействия руководителя на подчиненных при побуждении их к действию; ориентация на развитие самостоятельности и инициативности подчиненных или на регламентацию их активности; ориентация на положительные или отрицательные методы стимулирования подчиненных; дистанционные или контактные отношения с подчиненными; ориентация на централизацию или децентрализацию информационных потоков в группе; наличие или отсутствие обратной связи между руководителем и группой.
Как видно из представленных А.А. Русалиновой параметров стиля, они касаются ряда существенных моментов взаимодействия руководителя с группой и во всевозможных взаимосочетаниях способны образовывать самые разнообразные стилевые паттерны. Причем, на наш взгляд, подобный многомерный ход вполне уместен при исследовании эффективности руководства разными по специфике деятельности группами, включая спортивные. [2]
Информация о работе Социально-психологический климат в коллективе. Стили руководства