Социально-психологические проблемы информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций

Описание работы

7 лекций.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

Прекращение переговорного  процесса между российским и чеченским  руководством, между руководством западных стран и Сербии, руководством Израиля  и Палестинской автономии привели  к бомбардировкам Грозного в 1995 году, Югославии в 1999 году, Палестины в 2001 году и многочисленным жертвам. И  наоборот, во время «Карибского кризиса» своевременный обмен информацией  между руководителями США и СССР способствовал предупреждению ядерного конфликта и гибели многих людей. При отсутствии переговорного процесса между правительством Великобритании и лидерами Ирландской республиканской  армии активно проводились террористические акты с многочисленными жертвами. И наоборот, своевременная связь  и обмен информацией между  премьер-министром России и чеченскими боевиками, захватившими в 1995 году несколько  сотен заложников в больнице города Буденновска,

предупредили возможную  гибель людей. Между тем, при разнообразных  фактах и их трактовке, нам не известно, чтобы в реальной политике были бы четко обозначены и провозглашены  приоритеты информационной стратегии  при разрешении конфликтов. 

Информация и последствия  вооруженных конфликтов. Военными медиками отмечается, что главной особенностью современной военно-политической обстановки, констатируемой в «Концепции строительства  Вооруженных сил РФ», является отказ  от конфронтации в сфере идеологии. Военный конфликт — любое столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными  группами с применением военной  силы. Вооруженный конфликт — одна из форм разрешения национально-этнических, религиозных и других некоренных противоречий с применением средств  вооруженного насилия, при которой государство (или государства) не переходит в особое состояние, определяемое как война (В. Н. Большаков, 1999). 

Когда же война уже  началась, около 20% всех солдат, нуждающихся  в медицинской помощи, не имеют  ранений, однако страдают от «военного  стресса», связанного с их участием в сражении. А при чрезвычайно  напряженной борьбе до 80% медицинских  потерь связано с психическими факторами (I.Weisath, 1994). Е связи с этим можно  предположить, что в мировом сообществе необходимы исследования по изучению значения информации в политике, разработка международной информационной стратегии  для профилактики и разрешения конфликтов между государствами, правительствами, их первыми лицами и представителями  с целью сохранения здоровья, предупреждения войн и терроризма, гибели людей. 

Экологическая информация и общественное здоровье. Известны утверждения, что получение информации о факторах риска должно быть сегодня  одним из основных прав человека (Common observation, 2000; P.Puska, 1992). В настоящее время  на жителей разных стран обрушивается лавина информации о риске, которому они подвергаются со всех сторон, в  том числе — в связи с  загрязнением окружающей среды. Ряд  инцидентов, связанных с аварийными ситуациями (Чернобыль, Бхопал, Севезо и др.), получил широкое освещение  в прессе и обострил чувствительность общественности к экологическим  опасностям. В дополнение к этому  средства массовой информации переполнены  сообщениями о различных случаях, связанных с местами захоронения  токсичных отходов, предостережениями  о вредном влиянии лучей «активного солнца», обсуждением опасности, связанной  с присутствием радона, асбеста в  помещениях (И. В.Сутокская, 1993), вредных  для здоровья ингредиентов в пище, воде, воздухе и т. д. При этом по результатам социологического опроса в Австрии население наиболее обеспокоено следующими факторами: кислотные дожди — 58%, страх потерять работу — 57%, рак — 56%, СПИД — 56%, загрязнение  химическими веществами — 52%, в том  числе воздуха — 50%, терроризм  — 47% (O.Hutzinger, 1986). 

По определению  Комитета по восприятию риска и информированию о нем Национального исследовательского совета США «опасность» — есть «...действие или явление, причиняющее  потенциальный ущерб или вред людям или предметам»; «величина  опасности» выражается «числом лиц  или предметов, которые могут  подвергнуться ее действию, а также  серьезностью последствий»; «риск» —  количественная мера опасности в  отношении вероятности того, что  связанные с ней ущерб или  нежелательные последствия станут реальностью (И. В. Сутокская, 1993; F. Baker, 1990). Ощущение же людьми «опасности», «величины  опасности», «риска» может приводить  к повышению их тревожности, эмоциональному напряжению, а следовательно, и к  эмоциональному стрессу. 

Информация и последствия  для общественного здоровья при  экологических и техногенных  катастрофах. Под катастрофой в  медицинском смысле обычно понимается внезапное, быстротечное, чрезвычайно  опасное для здоровья и жизни  людей событие. К основным медицинским  последствиям катастроф относится  возникновение нарушения психики  у людей в зоне поражения (Э.А.Нечаев, 1990). Вводятся термины «психиатрия  катастроф», «экологическая психиатрия», «социальная экология». Отмечается, что здоровье человека, и его психическое  здоровье в особенности, отражает состояние  экологической среды (В. К. Смирнов, 1990). 

Ученые обосновывают необходимость развития таких направлений  как экогигиена (М.П. Захарченко, 1993), медицина экстремальных ситуаций (Э. А. Нечаев, 1990), психиатрия катастроф (В. К. Смирнов, 1990). 

Гигиенистами отмечается, что информация при экологических  и техногенных катастрофах влияет на развитие «экологического стресса» (Г.М.Румянцева, 1996), «социального стресса» (М.И.Бобнева, 1995; Н. И. Мельник, 1995; А.И.Стечний, 1995), паники (В.А.Моляко, 1992), изменение  психических состояний (М. А. Кремень, 1995), возникновение пограничных нервно-психических нарушений (В. Т. Кондратенко, 1991), психогений, психических расстройств, состояний психической дезадаптации и психосоматических нарушений (Ю.А.Александровский, 1993; О.И.Гарнец, 1992; В.И.Краснов, 1992; В.Д.Королев, 1992; А.В.Мельников, 1989; А. И. Нягу, 1991; В. К. Смирнов, 1990). Недостаток или отсутствие при чрезвычайных ситуациях информационных стратегий (3. А. Безверхая, 1995), доверия к источникам информации (Г.В.Архангельская, 1995), стратегий поведения средств массовой информации (А.М.Нагорная, 1995), реабилитационных мероприятий информационного характера (Т.М.Шаршакова, В.В.Семенова, 1996), информационно-аналитической поддержки программ ликвидации последствий экологических и техногенных катастроф (Р. В. Арутюнян, 1995), усугубляет и способствует при экстремальных ситуациях отрицательному воздействию информации на здоровье населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 7 
 
 
 
 
 

Психологические проблемы инф-ции

Влияние ИИ на человека

Термины там всякие

Основополаг-щие  аспекты по информатике

Соц проблемы раз-тия  инф-ции

Специфика труд. деят-сти  в инф-ном общ-ве

*мире

Влияние на здоровье...

+ и - инф-ции

Философия времени

Этические нормы  в информац-ном общ-ве

Инф-ция служб  и структур

Соц.-психол. проблемы инф-ции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации