Социально-психологические проблемы информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций

Описание работы

7 лекций.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

Лекция 3

Задачи  курса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 4

Социальные  последствия информатизации

Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.

По мнению ученых количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень интеллекта, образования, квалификации др.

возникнут новые  процентные соотношения между социальными  группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, которые, вероятно, будут выглядеть следующим образом:

1. возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса "интеллектуалов", формирование и развитие так называемого "двухклассового информационного общества". Вводится понятие "когнитариат" (работники умственного труда) как альтернатива понятию "пролетариат".

 Для тех же, кто не захочет или не сможет  интеллектуально трудиться, предполагается  труд в сфере информационных  услуг, которые в сумме с  интеллектуальным сектором, как  уже ранее отмечалось, в информационном  обществе должны составлять более  50% в структуре занятости, или  же труд в сфере аграрно-промышленного  производства.

2. увеличится количество работоспособных, занятых людей.

3. Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга.

 Состав рабочей  силы в целом может существенно  измениться из-за появления большого  числа информационных работников  с минимумом подготовки за  счет сохранения в составе  рабочей силы лиц пенсионного  возраста и инвалидов151.

4. "пирамидальная" социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

На одном из самых  высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) в информационном обществе оказывается  автономия личности, что традиционному  обществу вообще не свойственно. Там  личность реализуется только через  принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных  связей. Если человек не включен  в какую-либо корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации  возникает особый тип автономии  личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку  он жестко к ним не привязан, он может  и способен очень гибко строить  свои отношения с людьми, погружаться  в разные социальные общности, в  разные культурные традиции152. Как нами уже отмечалось, при работе в сетях (Интернет и др.) виртуальные социальные группы формируются исключительно  по интересам, при этом пол, возраст  и т.д. не только неизвестны, но и, как  правило, неопределимы. 

Специфика трудовой деятельности в информатизируемом  мире, активно изучаемая сегодня  специалистами, будет заключаться, в частности, в следующем: 

  • из-за изменения  структуры экономики и возникновения  соответствующих сдвигов в сфере  занятости возникнет необходимость  в переподготовке значительных по численности  групп населения;
  • в течение активной трудовой жизни практически каждый человек вынужден будет несколько раз менять профессию;
  • достаточно существенно повысятся требования к уровню интеллектуальных и творческих способностей человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле - людей, находящихся в активном возрасте, палитра способностей к труду которых, однако, не будет отвечать новым требованиям;
  • усилится проблема низкой, неадекватной вкладу в развитие общества, оплаты интеллектуального труда, неготовность представителей других социальных групп к повышению ее интеллектуалам
 
  • Усугубится проблема общества потребления. Появление информации в качестве потребительских благ приведет соответственно к качественным сдвигам и в потреблении, самом образе жизни. Особо важную роль, в принципе, начинают играть не просто материальные и духовные блага, а различные организационно-информационные факторы. Уровень и образ жизни становятся зависимыми не столько от количества продуктов питания, одежды, книг, сколько от уровня услуг, культуры, образования и т.д.
  • Так как путь централизованного управления процессом информатизации не может быть реально осуществлен из-за крайней сложности и глобального характера этого процесса, целесообразно рассмотреть два других варианта информатизации.
 

Стихийная самоорганизация процесса информатизации. Этот путь характерен для общественных процессов, связанных с изменением условий жизни и адаптацией общества к новым условиям. Такая адаптация требует организационных перестроек в обществе, затрагивающих его моральные и нравственные основы. Эти основы относятся к наиболее консервативным элементам общества, и их изменение воспринимается членами общества достаточно болезненно. Включение стихийных механизмов регуляции позволяет несколько сгладить остроту восприятия таких изменений, но делает процесс более длительным и, как правило, приводит к перерасходу ресурсов. 

Направляемая  информатизация. В этом случае саморазвитие процесса протекает в условиях действия системы ограничений и стимулов, определяющих границы существования процесса и желательные направления его развития. Это позволяет, сохраняя все преимущества самоорганизации и саморазвития процесса, сократить время его протекания и избежать при этом излишних затрат. 

Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту  управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в  реальности желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета  тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни  личности, видимо, имеет особое значение.

Необходим активный поиск конструктивных решений социальных проблем информатизации на основе симбиоза "левополушарных" и "правополушарных" механизмов коммуникации. В мире господствует западный, рассчитанный на рациональное восприятие вариант информатизации. Россия же - "правополушарный" регион и грамотный учет этого обстоятельства может позволить стране резко  увеличить темпы и качество информатизации, своим путем догнать передовые  в информационном отношении страны.   
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 5

Информатизация  и информационное общество. Информационный обмен в обществе.

Информатизация— политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация  — процесс формирования оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей за счет применения соответствующих технологий 

Термин «информатизация» нашел широкое распространение  лишь в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной  разработанностью в 80-90-х годах прошлого века глоссария по тематике «информационные  технологии» и «информационное  общество», во-вторых, с некоторыми специфическими особенностями развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Они характеризовались  высоким уровнем развития прикладных и специализированных аппаратно-программных  комплексов и крайне слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась  тормозом гармоничного развития информационного  общества. 

Информационное  общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

 Отличительные  черты:

  • увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
  • возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
  • нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
  • создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

    (а) эффективное  информационное взаимодействие  людей, 

    (б) их доступ  к мировым информационным ресурсам  и 

    (в) удовлетворение  их потребностей в информационных  продуктах и услугах. 

Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных  политологов и политэкономов  склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию  информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного  общества призвана заменить теорию постиндустриального  общества, ее сторонники повторяют  и дальше развивают ряд важнейших  положений технократизма, и традиционной футурологии.

Симптоматично, что  ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества, как, например, Д. Белл, в настоящее  время выступает в качестве сторонников  концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного  общества стала своеобразным новым  этапом развития теории постиндустриального  общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке  информации и знания, в которой  центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом». 

Как считает профессор  У. Мартин, под информационным обществом  понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего  на Западе. По его мнению, не случаен  тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех  странах — в Японии, США и Западной Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество. 

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в  производстве, учреждениях, системе  образования и в быту.

  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
 

При этом Мартин особо  подчеркивает мысль о том, что  коммуникация представляет собой «ключевой  элемент информационного общества». 

Например, по мнению А.И. Ракитова общество считается информационным, если:

  • любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности услуг.

Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации