Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций
7 лекций.
Лекция 3
Задачи
курса
Лекция 4
Социальные последствия информатизации
Социальные последствия информатизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, происходящие под влиянием информатизации.
По мнению ученых количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета индивидуальных интересов людей. Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень интеллекта, образования, квалификации др.
возникнут новые
процентные соотношения между социальными
группами, выделяемыми в обществе
по различным критериям, которые, вероятно,
будут выглядеть следующим
1. возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов. Прогнозируется появление особого класса "интеллектуалов", формирование и развитие так называемого "двухклассового информационного общества". Вводится понятие "когнитариат" (работники умственного труда) как альтернатива понятию "пролетариат".
Для тех же,
кто не захочет или не сможет
интеллектуально трудиться,
2. увеличится количество работоспособных, занятых людей.
3. Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности люди старшего возраста, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста - очевидно, что тело стареет раньше мозга.
Состав рабочей
силы в целом может
4. "пирамидальная" социально-экономическая структура все больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре общества. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.
На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) в информационном обществе оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую-либо корпорацию, он не личность.
В техногенной цивилизации
возникает особый тип автономии
личности: человек может менять свои
корпоративные связи, поскольку
он жестко к ним не привязан, он может
и способен очень гибко строить
свои отношения с людьми, погружаться
в разные социальные общности, в
разные культурные традиции152. Как нами
уже отмечалось, при работе в сетях
(Интернет и др.) виртуальные социальные
группы формируются исключительно
по интересам, при этом пол, возраст
и т.д. не только неизвестны, но и, как
правило, неопределимы.
Специфика трудовой
деятельности в информатизируемом
мире, активно изучаемая сегодня
специалистами, будет заключаться,
в частности, в следующем:
Стихийная
самоорганизация процесса информатизации.
Этот путь характерен для общественных
процессов, связанных с изменением условий
жизни и адаптацией общества к новым условиям.
Такая адаптация требует организационных
перестроек в обществе, затрагивающих
его моральные и нравственные основы.
Эти основы относятся к наиболее консервативным
элементам общества, и их изменение воспринимается
членами общества достаточно болезненно.
Включение стихийных механизмов регуляции
позволяет несколько сгладить остроту
восприятия таких изменений, но делает
процесс более длительным и, как правило,
приводит к перерасходу ресурсов.
Направляемая
информатизация. В этом случае саморазвитие
процесса протекает в условиях действия
системы ограничений и стимулов, определяющих
границы существования процесса и желательные
направления его развития. Это позволяет,
сохраняя все преимущества самоорганизации
и саморазвития процесса, сократить время
его протекания и избежать при этом излишних
затрат.
Важно в процессе развития информатизации, например, сформировать отношение к "виртуальной реальности" не как к идеалистическому объекту, который в принципе не должен попадать в поле зрения управленческих структур общества, а как к особому объекту управления, являющемуся своего рода индикатором нереализованных в реальности желаний, настроений, мечтаний. Для российского менталитета тонкий и оперативный учет этой "виртуальной" культурно-духовной составляющей жизни личности, видимо, имеет особое значение.
Необходим активный
поиск конструктивных решений социальных
проблем информатизации на основе симбиоза
"левополушарных" и "правополушарных"
механизмов коммуникации. В мире господствует
западный, рассчитанный на рациональное
восприятие вариант информатизации.
Россия же - "правополушарный" регион
и грамотный учет этого обстоятельства
может позволить стране резко
увеличить темпы и качество информатизации,
своим путем догнать передовые
в информационном отношении страны.
Лекция 5
Информатизация и информационное общество. Информационный обмен в обществе.
Информатизация— политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.
Информатизация
— процесс формирования оптимальных условий
для удовлетворения информационных потребностей
пользователей за счет применения соответствующих
технологий
Термин «информатизация»
нашел широкое распространение
лишь в России и Китае. Это было
связано, во-первых, с недостаточной
разработанностью в 80-90-х годах прошлого
века глоссария по тематике «информационные
технологии» и «информационное
общество», во-вторых, с некоторыми
специфическими особенностями развития
информационно-коммуникационных технологий
в этих странах. Они характеризовались
высоким уровнем развития прикладных
и специализированных аппаратно-программных
комплексов и крайне слабой телекоммуникационной
инфраструктурой, которая становилась
тормозом гармоничного развития информационного
общества.
Информационное общество — теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.
Отличительные черты:
(а) эффективное информационное взаимодействие людей,
(б) их доступ
к мировым информационным
(в) удовлетворение
их потребностей в
Необходимо отметить, что ряд западных и отечественных политологов и политэкономов склоняется к тому, чтобы провести резкую грань, отделяющую концепцию информационного общества от постиндустриализма. Однако, хотя концепция информационного общества призвана заменить теорию постиндустриального общества, ее сторонники повторяют и дальше развивают ряд важнейших положений технократизма, и традиционной футурологии.
Симптоматично, что
ряд ведущих исследователей, сформулировавших
теорию постиндустриального общества,
как, например, Д. Белл, в настоящее
время выступает в качестве сторонников
концепции информационного
Как считает профессор
У. Мартин, под информационным обществом
понимается «развитое постиндустриальное
общество», возникшее прежде всего
на Западе. По его мнению, не случаен
тот факт, что информационное общество
утверждается прежде всего в тех
странах — в Японии, США и Западной
Европе, — в которых в 60-х — 70-х годах сформировалось
постиндустриальное общество.
У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.
Технологический: ключевой фактор — информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
При этом Мартин особо
подчеркивает мысль о том, что
коммуникация представляет собой «ключевой
элемент информационного
Например, по мнению А.И. Ракитова общество считается информационным, если:
Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации