Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций
7 лекций.
Лекция 1
Проблемы
развития информационных
технологий
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.
Общим для всех изложенных
ниже подходов является то, что с
появлением персонального компьютера
начался новый этап развития информационной
технологии. Основной целью становится
удовлетворение персональных информационных
потребностей человека как для профессиональной
сферы, так и для бытовой.
Признак деления — вид задач и процессов обработки информации
1-й этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.
2-й
этап (с 80-х гг.) — создание информационных
технологий, направленных на решение стратегических
задач.
Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества
1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.
2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.
3-й этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений. Проблемы —- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.
4-й этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:
выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;
организация доступа
к стратегической информации; организация
защиты и безопасности информации.
Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология
1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.
2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.
3-й
этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием
анализа стратегических преимуществ в
бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной
технологии распределенной обработки
информации. Информационные системы имеют
своей целью не просто увеличение эффективности
обработки данных и помощь управленцу.
Соответствующие информационные технологии
должны помочь организации выстоять в
конкурентной борьбе и получить преимущество.
Развитие ИКТ в России 2000-2010г
Россия, несмотря на
высокие темпы развития информационных
технологий в последнее десятилетие,
не смогла обеспечить сокращение разрыва
с промышленно-развитыми
- несовершенная,
неполная и устаревшая
- недостаточное развитие
современных информационных
- затратный, не
стимулирующий эффективный
- недостаточное внимание
к уровню подготовки кадров
как в области создания, так
и в области использования
информационных технологий;
- барьеры на пути
вхождения российских
- высокий уровень
монополизации в области
- узкотехническое
понимание роли и возможностей
ИКТ, низкая культура работы
с ИКТ.
Лекция 2
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании
Информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.
Главным фактором,
определяющим важность и
1. необходимость
перехода общества к новой стратегии развития
на основе знаний и высокоэффективных
информационно-
2. фундаментальная
зависимость нашей цивилизации от тех
способностей и качеств личности, которые
формируются образованием;
3. возможность успешного
развития общества только в опоре на подлинную
образованность и эффективное использование
ИКТ;
4. теснейшая связь
между уровнем благосостояния нации, национальной
безопасностью государства и состоянием
образования, применением ИКТ.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное
и эффективное внедрение этих технологий
в образование является важным фактором
создания системы образования, отвечающей
требованиям ИО и процессу реформирования
традиционной системы образования в свете
требований современного индустриального
общества.
В основе средств
ИКТ, используемых в сфере
В телекоммуникационной
сети Интернет доступны и многие другие
распространенные сервисы, позволяющие
людям общаться и обмениваться необходимой
информацией, к числу которых
относятся электронная почта, ICQ,
списки рассылки, группы новостей, чат.
Разработаны специальные
С появлением
новых алгоритмов сжатия
Для обеспечения
эффективного поиска информации в компьютерных
сетях применяются технологии поиска
информации, цель которых - собирать данные
об информационных ресурсах глобальной
компьютерной сети и предоставлять
пользователям возможность
С помощью
сетевых средств ИКТ
Благодаря современным
информационным и телекоммуникационным
технологиям, таким как электронная
почта, телеконференции или ICQ общение
между участниками
Информационных и
телекоммуникационных средств много.
С каждым годом появляются новые средства
и технологии, важные с точки зрения информатизации
образования. Перечислить и, тем более,
изучить их все невозможно. Важно понимать,
что при определенных условиях многие
из этих технологий способны существенно
повлиять на повышение качества обучения
и воспитания.
В то же время любой
опытный учитель подтвердит, что
на фоне достаточно частого положительного
эффекта от внедрения информационных
технологий, во многих случаях использование
средств информатизации никак не
сказывается на повышении эффективности
обучения, а в некоторых случаях
такое использование имеет
Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации