Социально-психологические проблемы информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций

Описание работы

7 лекций.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.docx

— 59.46 Кб (Скачать)

Лекция 1

Проблемы  развития информационных технологий 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Существует несколько  точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с  появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как для профессиональной сферы, так и для бытовой.  

Признак деления — вид  задач и процессов  обработки информации

1-й  этап (60 - 70-е гг.) — обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й  этап (с 80-х гг.) — создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.  

Признак деления — проблемы, стоящие на пути информатизации общества

1-й  этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й  этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа — отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й  этап (с начала 80-х гг.) — компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы — средством поддержки принятия его решений. Проблемы —- максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й  этап (с начала 90-х гг.) — создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы этого этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

выработка соглашений и установление стандартов, протоколов для компьютерной связи;

организация доступа  к стратегической информации; организация  защиты и безопасности информации.  

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология

1-й  этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая — плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

2-й  этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем — ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й  этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество. 
 

Развитие  ИКТ в России 2000-2010г

Россия, несмотря на высокие темпы развития информационных технологий в последнее десятилетие, не смогла обеспечить сокращение разрыва  с промышленно-развитыми странами в уровне информатизации экономики  и общества. Отчасти такое положение  вызвано общеэкономическими причинами (затяжной кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояние большинства населения и т.п.). Вместе с тем, недостаточное развитие ИКТ в России определяется целым  рядом факторов, создающих искусственные  препятствия для ускорения информатизации, для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в государственном  и негосударственном секторах экономики, для развития отечественного сектора  по производству ИКТ. К числу таких  негативных факторов относятся: 

- несовершенная,  неполная и устаревшая нормативно-правовая  база, разрабатывавшаяся без учета  возможностей, предоставляемых современными  информационными технологиями, изначально  ориентированная на ограничительный  подход по отношению к доступу  граждан и хозяйствующих субъектов  к информации; 

- недостаточное развитие  современных информационных технологий  в области государственного управления, создающее барьеры для ускоренного  распространения ИКТ в остальной  части экономики и общества; неготовность  органов власти всех уровней  к применению эффективных технологий  управления и организации взаимодействия  с гражданами и хозяйствующими  субъектами; 

- затратный, не  стимулирующий эффективный возврат  инвестиций характер существующей  практики использования бюджетных  средств, выделяемых на реализацию  программ информатизации; 

- недостаточное внимание  к уровню подготовки кадров  как в области создания, так  и в области использования  информационных технологий; 

- барьеры на пути  вхождения российских предприятий  ИКТ сектора на внутренний  российский и мировой рынки  из-за излишней зарегулированности  экономической деятельности, требований  обязательной, часто избыточной, сертификации  и лицензирования видов деятельности; 

- высокий уровень  монополизации в области инфраструктуры  телекоммуникаций, являющийся следствием  высоких входных барьеров и  приводящий, в отсутствии должного  регулирования, к нерыночным перекосам  в тарифной политике; 

- узкотехническое  понимание роли и возможностей  ИКТ, низкая культура работы  с ИКТ. 
 
 
 
 

Лекция 2

Информационные  и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании

Информационные  и телекоммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Глобальное внедрение  компьютерных технологий во все сферы  деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом  преобразования традиционной системы  образования, но и первым шагом к  формированию информационного общества.

 Главным фактором, определяющим важность и целесообразность  реформирования сложившейся системы  образования, включая и российскую, является необходимость ответа  на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век: 

1. необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;  

2. фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;  

3. возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;  

4. теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ. 
 

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов:

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества. 

  
 
 

 В основе средств  ИКТ, используемых в сфере образования,  находится персональный компьютер,  оснащенный набором периферийных  устройств. С появлением компьютерных  сетей появилась возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

В телекоммуникационной сети Интернет доступны и многие другие распространенные сервисы, позволяющие  людям общаться и обмениваться необходимой  информацией, к числу которых  относятся электронная почта, ICQ, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы  для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать тексты, звуки и  изображения.

  С появлением  новых алгоритмов сжатия данных  доступное для передачи по  компьютерной сети качество звука  существенно повысилось и стало  приближаться к качеству звука  в обычных телефонных сетях.  Как следствие, весьма активно  стала развиваться относительно  новая технология - Интернет-телефония.  С помощью специального оборудования  и программного обеспечения через  сеть Интернет можно проводить  аудио и видеоконференции.

Для обеспечения  эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять  пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых  систем можно искать документы всемирной  паутины, мультимедийные файлы и  программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

     С помощью  сетевых средств ИКТ становится  возможным широкий доступ к  учебно-методической и научной  информации, организация оперативной  консультационной помощи, моделирование  научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных  занятий (семинаров, лекций) в  реальном режиме времени.

Благодаря современным  информационным и телекоммуникационным технологиям, таким как электронная  почта, телеконференции или ICQ общение  между участниками образовательного процесса может быть распределено в  пространстве и во времени. Так, например, педагоги и обучаемые могут общаться между собой, находясь в разных странах, в удобное для них время. Такой  диалог может быть растянут во времени - вопрос может быть задан сегодня, а ответ на него получен через  несколько дней. С помощью таких  подходов становится возможным обмен  информацией (вопросы, советы, дополнительный материал, контрольные задания), что  позволяет обучаемым и преподавателям анализировать полученные сообщения  и отвечать на них в любое удобное  время. 

Информационных и  телекоммуникационных средств много. С каждым годом появляются новые средства и технологии, важные с точки зрения информатизации образования. Перечислить и, тем более, изучить их все невозможно. Важно понимать, что при определенных условиях многие из этих технологий способны существенно повлиять на повышение качества обучения и воспитания. 

В то же время любой  опытный учитель подтвердит, что  на фоне достаточно частого положительного эффекта от внедрения информационных технологий, во многих случаях использование  средств информатизации никак не сказывается на повышении эффективности  обучения, а в некоторых случаях  такое использование имеет негативный эффект. Очевидно, что решение проблем  уместной и оправданной информатизации обучения должно осуществляться комплексно и повсеместно. Обучение корректному, оправданному и уместному использованию  средств информационных и коммуникационных технологий должно войти в содержание подготовки педагогов в области  информатизации образования. 
 
 
 

Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации