Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций
7 лекций.
3.Книжная
фаза. Станок Гутенберга (1440 - 1450) - начало
эпохи книгопечатания. Первая русская
датированная печатная книга - "Апостол"
- Иван Федоров, Петр Мстиславец – 1563 -
1564. Появление возможности обеспечить
сохранение авторства, интеллектуальной
собственности (выходные данные книги),
существенно более массовый и оперативный
обмен информацией. "Книгопечатание
явилось могучим орудием, которое сохраняло
мысль личности, увеличило ее силу в сотни
раз" В.И. Вернадский. Коммуникационные
процессы в целом определяют социальную
природу человека. Избыточность текста
(проза, поэзия). Информационная способность
стихов в 1,5 раза больше, чем прозы, т.е.
сообщение в 150 строк может быть передано
ста стихотворными строчками. Этот факт
объясняется тем, что стих допускает большую
свободу в выражениях и большую образность,
чем проза. Эти качества стиха и обеспечивают
ему большую выразительность, позволяющую
при одном и том же количестве символов
передать больше информации. Академик
А.Н. Колмогоров установил, что информационное
содержание стихов Пушкина очень близко
к пределу - информационной способности
русского языка вообще, современных же
поэтов - существенно ниже. Индустриальная
коммуникационная система - высшая точка
развития книжной культуры, но уже в пору
расцвета заметны признаки ее размывания,
например, обезличенная массовая коммуникация,
опозиционная информационно-документальная
деятельность, а также распространение
мифа об информационном кризисе. Книжная
информатика стала снижать свою эффективность,
образуется противоречие между потоками
текущей литературы и индивидуальными
читательскими возможностями, а также
складывается ситуация, когда легче открыть
новый факт или создать новую теорию, чем
удостовериться, что они еще не были открыты
или выведены (отсюда неоправданное дублирование
научных и конструкторских работ, замедляющее
темп научно-технического прогресса).
Таким образом, появилась необходимость
более совершенных технических средств
для снятия информационного кризиса. Книга
в настоящее время приобретает электронную
форму. Исчезновение книги не прогнозируется.
Необходимо сохранение книги как атрибута
культуры (формирование образного, абстрактного
мышления). В крупнейшей библиотеке мира
- библиотеке конгресса США хранится более
50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга.
Богатейшее в мире собрание русских книг
находится в Российской национальной
библиотеке (бывш. Госуд. публ. библиотека
им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, г. С.-Петербург).
4.Компьютерная
фаза. Новый безбумажный этап в развитии
социальных коммуникаций. Бумага необходима
только для воспроизводства визуальнооформленных
документов. Роль систематизации, хранения,
переработки информации, а также передачи
ее на длительные расстояния взяла на
себя техника. Главное отличие электронного
диалога от межличностной устной коммуникации,
по мнению профессора А.В. Соколова, состоит
не столько в опосредованности экраном,
которая есть и в случае видеотелефона
или промышленного телевидения, не говоря
уж о кинематографе, сколько в факте общения
не с человеком, а с электронной памятью.
Диалог "человек - ЭВМ" - главное отличие
электронной коммуникации от устной или
документальной коммуникации, где имеет
место прямой или опосредованный документом
диалог "человек - человек". Каковы
же качественно новые возможности компьютерной
страницы из компьютерной книги? Во-первых,
в условиях информатизации и наличия глобальных
информационных сетей компьютерная книга
становится составной частью глобального
полилога и интертекста. Во-вторых, невиданная
мобильность и изменчивость содержания
и оформления компьютерной страницы буквально
подталкивают читателя-зрителя к диалогу
с ней. В-третьих, принципиально по-иному
начинает действовать ее потенциальная
сверхемкость, обеспечиваемая глобальной
сетью баз данных, баз знаний и экспертных
систем, к которым можно подключить каждую
индивидуальную экранную книгу, сделав
ее книгой "тысячи и одного автора".
Компьютерная страница непредсказуемым
образом расширяет социокультурный диапазон.
Речь идет о непредсказуемости в смысле
перехода от жестко фиксированного текста,
характерного для классической письменной
культуры, к "мягкому" тексту на экране
компьютера с его мгновенной готовностью
к трансформации. Гипертекст как новая
технология работы с текстами на компьютерной
фазе информационного обмена. Особо важно
использование гипертекстовых технологий
в социальной сфере, описываемой множеством
трудно формализуемых параметров. Другой
причиной популярности данных технологий
является предоставляемая ими возможность
реализации сугубо индивидуальных информационных
потребностей.
Информационная
культура - умение целенаправленно работать
с информацией и использовать для ее получения,
обработки и передачи компьютерную информационную
технологию, современные технические
средства и методы.
Передача информации
Движение информации
от отправителя к получателю состоит
из нескольких этапов:
-На
первом происходит ее отбор, который
бывает случайным или целенаправленным,
выборочным или сплошным, предписанным
или инициативным, произвольным, или основывающимся
на определенных критериях.
-На
втором этапе отобранная информация
кодируется, то есть облекается в ту форму,
в которой будет доступна и понятна получателю,
например письменную, табличную, графическую,
звуковую, символическую и т.п. , а соответственно,
подбирается подходящий способ ее передачи:
устный, письменный, с по мощью различного
рода искусственных сигналов или условных
знаков.
-На
третьем этапе происходит передача
информации. Если последняя важна, считается,
что не стоит ограничиваться одним каналом,
а по возможности дублировать этот процесс
по нескольким, не злоупотребляя однако,
составлением по каждому поводу документов,
иначе поток бумаг может «захлестнуть».
-На
четвертом этапе получатель воспринимает,
расшифровывает и осмысливает информацию.
Отправитель последней всегда ждет, чтобы
получатель каким-то образом на нее отреагировал
и донес до него эту свою реакцию, иными
словами, установил бы обратную связь,
то есть направил сигнал, которым бы подтверждал
факт получения сообщения и степень понимания,
или непонимании его смысла.
Болгарский философ М.Янков считает, что технические средства информации и коммуникации не имеют существенного значения и "информационный обмен в конечном счете не означает ничего другого, кроме обмена знаниями между людьми".
Передача человеческой
информации, как и всякой другой,
связана с потерей ее части. Главной
причиной этого является то, что
получающий сообщение человек преломляет
ее через призму своего собственного
опыта, знаний (Н. Винер называет это
“семантическим фильтром”). Ценность
информации, под которой зачастую
понимают объем, ее семантику (Л. Бриллюэн,
Бар-Хиллел, Г. Клаус и др.), зависит,
как мы выяснили, от места, времени,
обстановки и возможности ее использования
управляющей системой. Даже одному
и тому же человеку в разное время
одно и то же сообщение несет разную
информацию. Значит, строго говоря, нельзя
отождествлять с содержанием
сообщения (статьи, например). Информация
– это то новое, что дает субъекту
данное сообщение и что он использует
в своей деятельности. Однако, поскольку
практически нет возможности
учесть указанное обстоятельство, под
информацией обычно понимают содержание
сообщения (речи, статьи и пр.).
Лекция 6
Влияние
информационных процессов
на реализацию человека,
его здоровье, культуру .
Стресс есть
неспецифический ответ
Ганс Селье
(1907—1982)
Отрицательное
влияние информации
на здоровье индивидуума
Известна формулировка
Всемирной Организации
Информация
и психогигиена. По «информационной
теории эмоций» П.В.Симонова (1987) эмоция
возникает в результате оценки информации
о средствах, прогностически необходимых
для удовлетворения потребности, и информации
о существующих средствах, которыми реально
располагает субъект в данный момент.
Известен ряд методов психопрофилактики
стрессов при помощи различных информационных
воздействий (А. Б.Леонова, 1993). Между тем,
в реальной жизни эмоциональный стресс
существенно снижает надежность оператора,
что приводит к авариям и непоправимым
последствиям, а также является одним
из существенных факторов риска возникновения
ряда заболеваний сердечно-сосудистой,
нервной, иммунной систем организма, рака.
В связи с этим можно предположить актуальность
дальнейшего развития информационной
теории эмоций, а также изучения зависимости
между информацией и рядом типовых патологических
процессов (стресс, психогенный шок) и
нозологических форм (внезапная смерть,
онкозаболевания, заболевания сердечно-сосудистой,
нервной, иммунной и других систем организма).
Информация
и гигиена труда. В результате
усложнения трудовой деятельности человека
— в связи с необходимостью управления
сложной техникой и быстротекущими технологическими
процессами, возрастанием скорости движения
транспортных средств, необходимостью
выполнения работ в экстремальных условиях
(агрессивные среды, гермопространство,
работы на высоте, под землей, в океане,
в Космосе), компьютеризацией рабочих
мест и внедрением новых средств связи
значительно возросло число работающих,
труд которых связан с психо-эмоциональным
напряжением (эмоциональным стрессом)
(Ю.В.Мойкин, 1987; Automation, work, 1984; F.FeJosefina,1985).
Отрицательное
влияние информации
на общественное здоровье
Финансово-экономическая
информация и общественное здоровье.
Информация, как экономическая категория,
составляет одну из главнейших характеристик
«постиндустриальной» эпохи. Оценки «ценности»,
«стоимости», «цены», «экономики» —
тоже можно отнести к информационным
процессам, формирующим мнение индивидуальное
или коллективное. Великие умы XX
века способствовали формированию благополучного
информационного фона для устойчивого
развития экономики (Приложение 2). Но удалось
ли всех осчастливить, или, хотя бы не нанести
вреда, при том, что: «Наличные —
не единственная связь человека с
человеком... Экономика — наука
зловещая» (Т. Карлель, XIX век).
Экономическая информация
все более воздействует на здоровье,
как отдельного человека, так и
человеческих сообществ. Информация, значимая
в финансово-экономической
Межнациональная информация
и общественное здоровье. Межнациональные
и межконфессиональные
Этносы в настоящее
время рассматриваются как
Нам не известны данные
литературы об исследованиях воздействия
на здоровье людей многоязыковой
информационной среды. С одной стороны,
каждый национальный язык является как
средством общения, так и основой
национальной культуры. С другой стороны,
неблагоприятные социальные последствия
недопонимания людей в многоязыковой
среде образно описаны еще в библейской
легенде о строительстве Вавилонской
башни. Эффект «Вавилонской башни» — это
трагедия отсутствия взаимопонимания
между людьми при необходимости реализации
общего дела. При введении в XX веке понятия
«ноосферы» учитывалось в качестве предпосылки,
что «человечество стало единым целым»
(В. И. Вернадский, 1988). В том числе, с целью
преодоления языковых барьеров ООН определены
6 языков для межнационального общения.
Была предпринята попытка введения единого
международного языка «эсперанто». В условиях
развития земной цивилизации, возможно,
было бы важным определение преимуществ
и недостатков много- и моноязыковой среды,
с целью рекомендаций, учитывающих обеспечение
благополучного взаимопонимания, безопасности
и здоровья людей.
Информация в политике
и общественное здоровье. В известных
нам источниках — «информационная
безопасность» рассматривается
с точки зрения государственной
информационной политики. При этом
изучаются следующие аспекты: исходный
материал информационной политики, экономика
правительственной информации, общественный
доступ к правительственной информации
и информационная безопасность правительственных
сетей. Подчеркивается, что не существует
единого свода законов США
по координации информационной политики
федеральных организаций (P.Hernon, 1991).
В литературе подчеркивается
особо важная роль информационных процессов
при нарушении межэтнического информационного
обмена, мультикультурного диалога
и взаимопонимания, идеологическом
противостоянии и влияние их на возникновение
межнациональных (В. А. Авксентьев, 1997),
религиозных войн с многочисленными
жертвами, возникновение революционных
процессов в гражданском
Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации