Социально-психологические проблемы информатизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций

Описание работы

7 лекций.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций.docx

— 59.46 Кб (Скачать)
 
 

Таким образом, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая,  видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.

Новые процентные соотношения  между социальными группами, выделяемыми  в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим  образом:

1) возрастет доля  людей, занятых интеллектуальным  трудом - интеллектуалов. Прогнозируется  появление особого класса “интеллектуалов”.  Для тех же, кто не захочет  или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

2) увеличится количество  работоспособных людей. Люди старшего  возраста смогут даже после  ухода на пенсию продолжать  работать, так как повысится планка  работоспособного возраста (тело  стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая  структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи  отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей  с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном из самых  высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется  только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом  в строго определенной системе корпоративных  связей. Если человек не включен  в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает  особый тип автономии личности: человек  может менять свои корпоративные  связи, поскольку он жестко к ним  не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения  с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции. 

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

  • физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.
  • из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.
  • повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.
  • встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

 Так, например, компьютерный программист в США  в среднем имеет около 40 тыс. $ в год ( для сравнения: таксист  - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом  заводе - 60 тыс. $ в год).

  • возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом.
 
 
 
 

Информатизация и  компьютеризация требуют от людей  новых навыков, новых знаний и  нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям  компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».

Коренным отличием информационного общества от индустриального  является то, что автоматы самостоятельно начинают добывать и использовать знания (информацию) без участия человека. При индустриализации идет автоматизация  ручного труда и, как следствие  повышается уровень жизни людей. Информационное общество предполагает автоматизацию умственного труда, который ранее мог выполнять  только человек. Например, только люди и другие высокоорганизованные живые  существа ранее могли узнавать друг друга. Сегодня эту функцию выполняют  биометрические автоматы, причем они  это делают лучше, чем обычный  человек. 

Информационные  процессы.

Общность  информационных процессов  в живой природе, технике, обществе. 

Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы  постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре  и химическом составе среды для  выбора наиболее благоприятных условий  существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов  чувств, но и обмениваться ею между  собой.

Человек также воспринимает информацию с помощью органов  чувств, а для обмена информацией  между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др.), на которых  говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно  велика. Без него, без обмена информацией  между людьми было бы невозможным  возникновение и развитие общества.  

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством  созданы технические устройства – автоматы, работа которых также  связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и  в зависимости от заданного человеком  температурного режима включает или  отключает отопительные приборы. Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами. 
 

Существует три  типа информационных процессов:  

  • хранение,
  • передача
  • и обработка информации.
 

С помощью органов  чувств люди воспринимают информацию, осмысливают ее и на основании  своего опыта, имеющихся знаний, интуиции принимают определенные решения. Эти  решения воплощают в реальные действия, которые преобразовывают  окружающий мир. 

Информация  в обществе. Человек — существо социальное, для общения с другими людьми он должен обмениваться с ними информацией. В обыденной жизни понятие «информация» применяется как синоним слов: сведения, сообщение, осведомленность о положении дел 

Информационные  процессы протекают  не только в человеческом обществе. Почему осенью опадают листья, и вся растительность засыпает на время холодов, а с приходом весны вновь появляются листья, трава? Это все результат информационных процессов. Клетка любого растения воспринимает изменения внешней среды и реагирует на них. 

Генетическая  информация во многом определяет строение и развитие живых организмов и передается по наследству. Хранится генетическая информация в структуре молекул ДНК. Молекулы ДНК состоят из четырех различных составляющих (нуклеотидов), которые образуют генетический алфавит. 

Информация  в кибернетике. В кибернетике (науке об управлении) понятие «информация» используется для описания процессов управления в сложных динамических системах (живых организмах или технических устройствах). Жизнедеятельность любого организма или нормальное функционирование технического устройства связано с процессами управления, благодаря которым поддерживаются в необходимых пределах значения его параметров. Процессы управления включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. 

В любом процессе управления всегда происходит взаимодействие двух объектов — управляющего и  управляемого, которые соединены  каналами прямой и обратной связи. По каналу прямой связи передаются управляющие  сигналы, а по каналу обратной связи  — информация о состоянии управляемого объекта. 
 

Основными фазами информационного  обмена являются: 

  • устная фаза;
  • письменная фаза;
  • книжная фаза;
  • компьютерная фаза.
 

Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу "цивилизация - это информация". Опираясь на количественные меры математической теории информации, Робертсон ранжирует  цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:  

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 10 в 7 степени бит;  

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации " 10 в 9 бит;  

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 10 в 11 бит информации;  

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 10 в 17 бит;  

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 10 в 25 бит.  

Рассмотрим вклад  каждой исторической фазы в совершенствование  эффективности информационного  обмена.  

1.Устная  фаза. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, "развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу". Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:

-приметы, включая  симптоматику народной медицины;

-гадания; 

-предзнаменования (знаменья);

-язык;

-изобразительная  группа: музыка; графико-живописная  изобразительность, включая орнамент; ---пластика, танец, пантомима; 

-прикладные искусства:  архитектура, костюм, народные ремесла; 

-измерительная группа: меры;

-пространственные  ориентиры; 

-сигналы в контуре  управления;

-обряды.  

2.Письменная  фаза. Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Проблема "левшей", ее социальное значение. "Переламывание" "левшей" на "правшей" в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. Дорожные знаки - идиографическое письмо.

Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации