Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:27, курс лекций
7 лекций.
Таким образом, информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит принципиальная новизна грядущего общества.
Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:
1) возрастет доля
людей, занятых
2) увеличится количество
работоспособных людей. Люди
Пирамидальная социально-экономическая
структура все больше и больше
будет уступать место сетеобразной
(мозаичной) структуре. Структура сети
точнее соответствует новой
Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.
На одном из самых
высоких мест в иерархии ценностей
(наряду с инновацией, оригинальностью)
оказывается автономия
Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться:
Так, например,
компьютерный программист в
Информатизация и компьютеризация требуют от людей новых навыков, новых знаний и нового мышления, призванных обеспечить адаптацию к условиям и реалиям компьютеризированного общества и обеспечить ему достойное место в этом обществе. Поэтому нельзя не согласиться с У. Мартином в том, что информатизация оказывает влияние на образ и качество жизни всех членов общества как на индивидуальном, так и на организационном уровне, на рабочем месте и в быту. Хорошо это или плохо, но она, пишет автор, представляет собой силу, которая не просто трансформирует жизнь целых сообществ, но способствует перестройке самого «контекста отношений между людьми».
Коренным отличием
информационного общества от индустриального
является то, что автоматы самостоятельно
начинают добывать и использовать знания
(информацию) без участия человека.
При индустриализации идет автоматизация
ручного труда и, как следствие
повышается уровень жизни людей.
Информационное общество предполагает
автоматизацию умственного
Информационные процессы.
Общность
информационных процессов
в живой природе,
технике, обществе.
Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Даже простейшие одноклеточные организмы постоянно воспринимают и используют информацию, например, о температуре и химическом составе среды для выбора наиболее благоприятных условий существования. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой.
Человек также воспринимает
информацию с помощью органов
чувств, а для обмена информацией
между людьми используются языки. За
время развития человеческого общества
таких языков возникло очень много.
Прежде всего, это родные языки (русский,
татарский, английский и др.), на которых
говорят многочисленные народы мира.
Роль языка для человечества исключительно
велика. Без него, без обмена информацией
между людьми было бы невозможным
возникновение и развитие общества.
Информационные процессы
характерны не только для живой природы,
человека, общества. Человечеством
созданы технические устройства
– автоматы, работа которых также
связана с процессами получения,
передачи и хранения информации. Например,
автоматическое устройство, называемое
термостатом, воспринимает информацию
о температуре помещения и
в зависимости от заданного человеком
температурного режима включает или
отключает отопительные приборы. Действия,
выполняемые с информацией, называются
информационными процессами.
Существует три
типа информационных процессов:
С помощью органов
чувств люди воспринимают информацию,
осмысливают ее и на основании
своего опыта, имеющихся знаний, интуиции
принимают определенные решения. Эти
решения воплощают в реальные
действия, которые преобразовывают
окружающий мир.
Информация
в обществе. Человек — существо социальное,
для общения с другими людьми он должен
обмениваться с ними информацией. В обыденной
жизни понятие «информация» применяется
как синоним слов: сведения, сообщение,
осведомленность о положении дел
Информационные
процессы протекают
не только в человеческом
обществе. Почему осенью опадают листья,
и вся растительность засыпает на время
холодов, а с приходом весны вновь появляются
листья, трава? Это все результат информационных
процессов. Клетка любого растения воспринимает
изменения внешней среды и реагирует на
них.
Генетическая
информация во многом определяет строение
и развитие живых организмов и передается
по наследству. Хранится генетическая
информация в структуре молекул ДНК. Молекулы
ДНК состоят из четырех различных составляющих
(нуклеотидов), которые образуют генетический
алфавит.
Информация
в кибернетике. В кибернетике (науке
об управлении) понятие «информация» используется
для описания процессов управления в сложных
динамических системах (живых организмах
или технических устройствах). Жизнедеятельность
любого организма или нормальное функционирование
технического устройства связано с процессами
управления, благодаря которым поддерживаются
в необходимых пределах значения его параметров.
Процессы управления включают в себя получение,
хранение, преобразование и передачу информации.
В любом процессе
управления всегда происходит взаимодействие
двух объектов — управляющего и
управляемого, которые соединены
каналами прямой и обратной связи. По
каналу прямой связи передаются управляющие
сигналы, а по каналу обратной связи
— информация о состоянии управляемого
объекта.
Основными
фазами информационного
обмена являются:
Д.С. Робертсон (США),
исходя из взаимообусловленности
Уровень 0
- информационная емкость мозга отдельного
человека - 10 в 7 степени бит;
Уровень 1 - устное
общение внутри общины, деревни или племени
- количество циркулирующей информации
" 10 в 9 бит;
Уровень 2
- письменная культура; мерой информированности
общества служит Александрийская библиотека,
имеющая 532800 свитков, в которых содержится
10 в 11 бит информации;
Уровень 3 - книжная
культура: имеются сотни библиотек, выпускаются
десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная
емкость которых оценивается в 10 в 17 бит;
Уровень 4 - информационное
общество с электронной обработкой информации
объемом 10 в 25 бит.
Рассмотрим вклад
каждой исторической фазы в совершенствование
эффективности информационного
обмена.
1.Устная фаза. Развитие речи, языка - объективный процесс в развитии общества. Как отмечал Ф. Энгельс, "развивающиеся люди доразвивались до того, что им стало необходимо что-то сказать друг другу". Труд сыграл свою роль в развитии человека. Речь повлияла на его развитие в неменьшей степени. Речь - отражение мыслительных процессов (вершина айсберга). Культура речи отражает развитие человека. Как показал математический анализ, язык обладает в среднем 20% избыточностью. Это означает, что любое сообщение можно без потери информации сократить на 1/5, однако при этом резко уменьшается помехоустойчивость информации. Ю.В. Рождественский выделил 10 дописьменных знаковых систем:
-приметы, включая
симптоматику народной
-гадания;
-предзнаменования (знаменья);
-язык;
-изобразительная
группа: музыка; графико-живописная
изобразительность, включая
-прикладные искусства: архитектура, костюм, народные ремесла;
-измерительная группа: меры;
-пространственные ориентиры;
-сигналы в контуре управления;
-обряды.
2.Письменная фаза. Помогла решить проблему хранения информации, появилась возможность обеспечить связь прошлого с будущим (сохранение преемственности в развитии). Письменность как первая пространственно отделенная от субъекта форма моделирования природного и социального мира открывает общество, в строгом, научном смысле слова, как цивилизацию, то есть дает возможность оперировать социальной семантической информацией вне прямого контакта. Письменность явилась семиотической революцией в знаковых способах организации общества. Письменность служит одним из важнейших средств сохранения языка в живом виде. Проблема "левшей", ее социальное значение. "Переламывание" "левшей" на "правшей" в детском возрасте уменьшает возможности личностной реализации первых, их возможный вклад в интеллект нации. Дорожные знаки - идиографическое письмо.
Информация о работе Социально-психологические проблемы информатизации