Социально-психологическая структура организации и ее эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не одна из самых сложных проблем предприятия, особенно когда коллектив насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.

Содержание

Содержание
Введение
Глава 1. Социально-психологические основы управления деятельностью коллектива
1.1.Социально-психологический климат и управление персоналом
1.2. Влияние мотивационных аспектов на социально- психологическое состояние коллектива
1.3. Стиль руководства и социально-психологические методы управления коллективом
Глава 2. Анализ социально-психологических структуры ООО «Алгоритм» и пути управления.
2.1. Социально-психологические структура организации
2.2. Пути управления социально-психологическими факторами деятельности организации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом соц-псих факторы ООО Ариша.doc

— 430.50 Кб (Скачать)

Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.

Стиль так тесно связан с личностью руководителя, что его называют почерком управленческой деятельности, в нем находит отражение внутренняя  культура руководителя.

Известно несколько классификаций стилей руководства. По  классификации Курта Левина различают: демократический, авторитарный и либеральный стили.

Демократический стиль характеризуется привлечением сотрудников при решении основных вопросов, принятии определенного решения, взаимном распределении прав и обязанностей для развития самостоятельности и инициативы, расширения взаимного контроля и т.д.

Авторитарный стиль связан с чрезмерным повышением роли руководителя, который обычно сам решает все вопросы. При этом он может учитывать, а может не учитывать мнение других. Налицо постоянная и чрезмерная требовательность к сотрудникам, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность. Вся работа проводится не путем разъяснения и убеждения, а лишь на основе требования выполнения своих трудовых обязанностей.

Либеральный стиль характерен для руководителей, которые не вмешиваются в работу сотрудников. Они предоставляют последним выполнять свои обязанности так, как те считают нужным. Руководители в этом случае не требуют ответственности за невыполнение задач исполнителя и пускают работу на самотек.

Стиль деятельности руководителя или руководящего органа зависит от многих разнообразных факторов или условий. Их изучение дает возможность правильно оценивать структуру индивидуального стиля, а также намечать оптимальные действия по ее изменению в соответствии с требованиями, предъявляемыми должностью к соответствующему руководителю.

Руководство - не только необходимый, но и основной элемент процесса управления, составляющий его главное содержание. Содержание процесса руководства определяется в основном двумя факторами: объемом полномочий (компетенцией) руководителя и характером проблемы, которую ему предстоит решить путем воздействия на подчиненный коллектив или индивид.

Воздействие руководителя на исполнителей - процесс непрерывный в такой же мере, в какой непрерывен процесс производства. Воздействие субъекта руководства (руководителя) на объект руководства (коллектив) является прямой связью. В свою очередь коллектив исполнителей, реализуя распоряжения руководителя, информирует его о ходе работ, факторах, способствующих успешному выполнению задания или препятствующих этому, и таким образом оказывает воздействие на принятие руководителем последующих решений. Воздействие объекта руководства (коллектива) на субъект руководства (руководителя) является обратной связью.

Руководитель, понимая значение обратной связи в процессе руководства трудовым коллективом, должен активизировать поступление от объекта руководства прежде всего информации, необходимой для принятия обоснованных решений корректирующего или перспективного характера. Значит, обратная связь - процесс управляемый. Руководитель должен активно влиять на формирование структуры информации, поступающей от объекта Руководства, с целью обеспечения обоснованности и целеустремленности руководящих решений, вырабатываемых субъектом управления.

Участие руководителя в достижение трудовым коллективом пли отдельным работником поставленных целей определяется, прежде всего, удержанием и качеством выполнения им основных функций руководства.

Как организатор руководитель коллектива доджей обеспечить высокий уровень организованности коллектива. Организованность коллектива прежде всего затрагивает всех его членов, разных но характеру, темпераменту, физическим и психическим данным, их целеустремленность в решении задач, повышения эффективности труда производства. Поэтому, руководитель первичного коллектива, как организатор его трудовой деятельности, должен уметь ставить перед коллективом конкретные цели и выделять среди них главные и второстепенные, рационально распределять по времени и пространству усилия коллектива по достижению поставленных целей, определять средства и методы решения конкретных задач, развивать инициативу и способности членов коллектива, умело использовать их знания и опыт при распределении заданий по группам рабочих или специалистов.

Руководитель должен заботиться о том, чтобы его подчиненные не простаивали без дела из-за плохой организации их труда, чтобы работа была справедливо распределена между работниками.

Руководитель, как выразитель и защитник интересов подчиненного ему коллектива, наделен полномочиями, применять конкретные стимулы для поощрения тех, кто отличается высоким исполнительским мастерством, хорошими количественными показателями работы, дисциплинированностью. Вместе с тем он должен применять определенные формы взыскания и санкции по отношению к нарушителям трудовой дисциплины или лицам, недобросовестно выполняющих свою работу, с целью защиты интересов добросовестных и дисциплинированных работников и побуждения недисциплинированных улучшить свое отношение к труду.

Кроме того, руководитель должен быть потребителем, генератором и распространителем знаний (информации). Информационная его подготовленность позволяет рационально управлять трудовым коллективом. Информация является своего рода энергией и сырьем для выработки управленческих решений. Руководитель в своей работе использует информацию, получаемую как от своего коллектива, так и от других коллективов, т.е. внутреннюю и внешнюю. На основании этой информации он оценивает состояние объекта руководства и принимает решения. Качество решений руководителя в значительной мере зависит от объективности, своевременности и целенаправленности информации. Чем выше обоснованность управленческих решений, тем больших успехов в решении экономических и социальных проблем добивается трудовой коллектив.

Руководитель, для того чтобы побудить подчиненный ему коллектив к достижению поставленных целей использует совокупность приемов и действий, называемых методами. В литературе нет единого подхода к классификации методов управления.

В реальной жизни трудового коллектива различные способы воздействия по-разному влияют на индивида. Этим обусловливается необходимость применения в процессе руководства трудовым коллективом одновременно различных методов воздействия. В практике нет четких границ между ними, например, пользуясь административно - распорядительными методами воздействия на коллектив или отдельных его членов, руководитель учитывает требования экономических законов, трудового и хозяйственного права и т.д.

Наибольшее воздействие на отношение человека и коллектива к труду оказывают экономические методы руководства.

Административно - распорядительные методы используются для решения тех же задач, которые решаются преимущественно экономическими методами, но в отличие от последних не дают исполнителю альтернативы в выборе средств исполнения решений. Они осуществляются в форме приказов, указаний, распоряжений в устном или письменном виде, издаваемых вышестоящим руководящим органом или руководителем по отношению к нижестоящему, исполнителю.

Социально-психологические методы руководства (управления) основаны на использовании руководителем приемов и способов воздействия на отдельных работников или коллектив в целом, вытекающих из знания им психологии человека вообще, специфических черт и особенностей психологии отдельных работников в частности. Задача руководителя состоит в том, чтобы использовать эти знания для создания в коллективе таких отношений, которые позволяют подчиненным любое его распоряжение воспринимать как обоснованное, справедливое и соответствующее общественным нормам.

Экономические методы управления - способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели. Применяя экономические методы управления необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Обычно воздействуют через систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления - способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Воздействие носит директивный, обязательный характер. Оно основано на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят:

Часто в процесс, взаимодействия людей возникаю конфликтные ситуации, перерастающие в конфликт. В целом под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных действий работников, вызванных расхождениями интересов, взглядов, стремлений.[1] Конфликту сопутствует напряженность взаимоотношений. Прежде конфликты рассматривались исключительно негативно и все действия администрации сводились к их немедленному силовому подавлению, только загонявшую проблемы внутрь и ничуть не улучшающему ситуацию. Современная точка зрения состоит в том, что многие конфликты не только допустимы, но и желательны, ибо позволяют выявить  «подводные камни», скрытые от глаз процессы, разнообразие точек зрения на те или иные события, получить дополнительную информацию, что в целом облегчает процесс управления и способствует повышению его эффективности.

Любой руководитель заинтересован в том, чтобы конфликт, возникший в его организации или подразделении, был как можно быстрее преодолен, ибо его последствия могут принести немалый моральный или материальный ущерб. Процесс преодоления конфликта может происходить как без непосредственного участия руководителя (силами самих сторон), так и при его активном вмешательстве и управлении.

Сплочение коллектива предполагает прежде всего выявление причин конфликтования и проведение соответствующей профилактической работы, которая может вестись по следующим направлениям: улучшение организации и условий труда, обеспечение ритмичности и строгой координированности производственного процесса, что вызывает у работников моральную удовлетворенность трудом; подбор личного состава и правильная расстановка кадров с учетом их социально-профессиональных характеристик и психологической совместимости, что снижает вероятность конфликтования; развитие критики и самокритики и т.д.

Однако полностью избежать конфликтов в коллективе невозможно. Без конфликтов, как правило, не обходится ни один коллектив. Более того, конфликты имеют наряду с отрицательными и положительные последствия. Они помогают членам коллектива узнать друг друга, получить более полное представление о взаимных ожиданиях и претензиях, а администрации - о недостатках в организации труда, быта, управлении производством.

Социально-экономическая эффективность труда при прочих равных условиях находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива. Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентации, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социально-психологической  характеристикой  коллектива. [22] По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда. Помимо этого члены сплоченного коллектива, как правило, не спешат его покидать, т.е. уменьшается текучесть рабочей силы.

По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.

Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия.

Преобладание тех или иных личностных качеств у членов коллектива влияет на отношения, складывающиеся внутри коллектива, характер его психического настроя, придает ему определенную особенность, которая может способствовать или мешать его сплочению. Особенно сильно препятствуют сплочению коллектива отрицательные черты характера: обидчивость, зависть, болезненное самолюбие.

Для руководителей важно принимать во внимание психологию работников, особенно некоторую ее нелогичность, нерациональность. Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: социально-психологические методы управления основаны на использовании социально-психологических факторов и направлены на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе для оказания воздействия на них с целью достижения поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава 2. Анализ социально-психологических структуры ООО «Алгоритм» и пути управления.

 

2.1. Социально-психологические  структура организации

 

Общая численность персонала ООО «Алгоритм» составляет в настоящее время 42 человек. Одним из показателей стабильности работы системы управления персоналом является анализ динамики численности рабочих за определенный период времени. Динамика изменения численности работающих за 2009-2010 представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика численности работников ООО «Алгоритм» за 2009-2010 гг.

Персонал

 

 

2009 г.

2010 г.

%

%

Административно-управлен­ческий

15,4

14,4

Торговый персонал

46,1

42,8

Вспомогательно-оперативный персонал

38,5

42,8

Общая численность работников

100

100

Информация о работе Социально-психологическая структура организации и ее эффективность