Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Объект исследования: социальная активность студентов.

Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Задачи исследования:

•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6

1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7

1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11

1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16

ВЫВОДЫ стр. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методика исследования стр. 23

2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27

ВЫВОДЫ стр. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)
="justify">     Для окончательного подведения итога необходимо сравнить данные, полученные в результате диагностики волевого развития и социальной активности студентов (таблица 2.3.)

     Таблица 2.3.

№ испытуемого Уровень социальной активности Общий индекс ВСК
1 высокий средний
2 средний средний
3 высокий высокий
4 высокий средний
5 высокий средний
6 средний средний
7 высокий средний
8 средний высокий
9 средний средний
10 средний высокий
 

     Как мы видим из таблицы 2.2. высокий уровень социальной активности и общего индекса ВСК совпал только в одном случае, и при этом уверенностью можем говорить, что этот человек очень общительный, эмоционально-зрелый, активный, независимый, самостоятельный, эрудированный, компетентный, предприимчивый.

     Общий анализ показал, что у студентов  факультета физического воспитания существенных различий между развитием волевого самоконтроля и социальной активности не существует. Это свидетельствует о сформировавшейся самостоятельной, ответственной и инициативной личности студентов. 
 
 

     ВЫВОДЫ:

     Подводя итог диагностики социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития в исследуемой группе, можно говорить о том, что на каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, самообладание, выдержку, дисциплинированность, мужество.

     Проведя исследовательскую работу, я с уверенностью могу сказать, что у студентов факультета физического воспитания все выше перечисленные качества присутствуют. 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящем исследовании изучалась  одна из наиболее актуальных проблем психологии – социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

     В первой главе были проанализированы теоретические аспекты изучаемой проблемы и рассмотрены основные вопросы, характеризующие специфику психологической характеристики студентов, а также особенности волевого развития и социальной активности.

     Во  второй главе работы описывается  эмпирическое исследование, направленное на изучение социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития.

     Установлено, что в исследуемой группе у студентов факультета физического воспитания существенных различий между развитием волевого самоконтроля и социальной активности не существует. Это свидетельствует о сформировавшейся самостоятельной, ответственной и инициативной личности студентов.

     Подводя итоги исследовательской работы, можно констатировать, что все поставленные задачи выполнены, следовательно, цель настоящего исследования достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психологические трудности высшей школы. - Л., 1974. - Выпуск 2. - С. 46-52.
  2. Бартоломей А., Немировский М., Новикова А.  Внеучебное время - воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - С. 7-16.
  3. Вопросы психологии личности. /Под ред. Селиванова В.И. – Рязань, 1973. /88 3; В 74/.
  4. Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз» Т. 1, 2003. – 500с.
  5. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Вып. 3 - Саратов. - 1997.
  6. Вяткин Л. Г., Капичникова О. Б., Дружкин А. В. Основы педагогики высшей школы. Вып. 1. - Саратов. - 1997.
  7. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Мн., 1981.
  8. Емельянова Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов.- Ижевск,2006.-С. 153-156
  9. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 288с. – (Серия «Мастера психологии).
  10. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – М: Академия, 2000. – С. 176.
  11. Кухтевич Т. Н. Ценностные установки студенческой молодёжи: социологический аспект // Современное студенчество: актуальные вопросы образования и воспитания. - М. - 1992.- С. 5-18.
  12. Лаптенок С.Д., Якавчук В.М. Студенчество как социальный слой общества // Образование и воспитание. — 1996. — № 10. — С. 72 — 76.
  13. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М.: Педагогика, 1988. – С. 144.
  14. Методика. Исследование волевого самоконтроля. Барсукова Ж. А., Кушнер И. Т./Методические рекомендации к практическим, лабораторным занятиям, самостоятельной работе по курсу общей, возрастной и педагогической психологии /: Учебно-методическое пособие.-Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова,2000.- С. 46-50
  15. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2003г.
  16. Нестерова Н. Б. «Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности».- М., 1984, С. 74-86
  17. Психология    воспитания    в    вузе.//Сб.    Психология. Вып.5. - Мн.: Народная асвета, 1985.
  18. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 608.
  19. Селиванов В.И. Психология волевой активности.(Лекции по спецкурсу). – Рязань, 1974. С.113-145.
  20. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Национальный общественно-научный фонд. – М.: Мысль, 2003. – С.694.
  21. Столяренко Л.Д.  Основы  психологии.  - Ростов-на-Дону,      1999.      -     (Психологические     особенности юношества и студенческого возраста.) С. 612-669.
  22. Чернышов А. Н. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты. - Воронеж.-1990.
  23. Шумская Л.И. Современное студенчество: возрастные и          социально-психологические          особенности. //Пахалопя, 2000, № 3. - С. 3-12
  24. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. - М.-С.-Пет., 1994, С. 187
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

     ОПРОСНИК  ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ:

     1.  Если что-то не клеится, у  меня нередко появляется желание  бросить это дело.

     2.  Я не отказываюсь от своих  планов и дел, даже если приходится  выбирать между ними и приятной компанией.      

     3.  При необходимости мне не трудно  сдержать вспышку гнева.

     4.  Обычно я сохраняю спокойствие  в ожидании опаздывающего к  назначенному времени приятеля.

     5.  Меня трудно отвлечь от начатой  работы.      

     6.  Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

     7.  Я всегда стараюсь выслушать  собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

     8.  Я всегда "гну" свою линию.

     9.  Если надо, я могу не спать  ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме.

     10.  Мои планы слишком часто перечеркиваются  внешними обстоятельствами.

     11.  Считаю себя терпеливым человеком.

     12.  Не так-то просто мне заставить  себя хладнокровно наблюдать  волнующее зрелище.

     13.  Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.

     14.  Если я отношусь к кому-то  плохо, мне трудно скрывать  свою неприязнь к нему.

     15.  При необходимости я могу заниматься  своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.

     16.  Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.

     17.  Считаю себя решительным человеком.

     18.  С физической усталостью я  справляюсь лучше, чем другие.

     19. Лучше подождать только что  ушедший лифт, чем подыматься по лестнице.

     20.  Испортить мне настроение не  так-то просто.

     21.  Иногда какой-то пустяк овладевает  моими мыслями, не дает покоя, и я никак не могу от него отделаться.

     22.  Мне труднее сосредоточиться  на задании или работе, чем  другим.

     23.  Переспорить меня трудно,

     24.  Я всегда стремлюсь довести  начатое дело до конца.

     25.  Меня легко отвлечь от дел.

     26. Я замечаю иногда, что пытаюсь  добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.  

     27.  Люди порой завидуют моему  терпению и дотошности.

     28.  Мне трудно сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

     29.  Я замечаю, что во время монотонной  работы невольно начинаю изменять  способ действия, даже если порой  это приводит к ухудшению результатов.

     30.  Меня обычно сильно раздражает, когда перед носом захлопываются двери уходящего транспорта или лифта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 

АНКЕТА  САМООЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Вопросы Варианты  ответов Баллы
1. Охотно ли ты общаешься с  людьми? да, всегда с удовольствием 5
 
да, но бывают случаи, когда общение мешает
4
 
когда как, в зависимости от настроения
3
 
не  очень, предпочитаю уединенность
2
 
не  люблю общение
1
2 Часто ли ты занимаешься такими делами, где нужно общаться и убеждать людей? очень часто, это мой нормальный образ жизни 5
 
часто, но мне это иногда мешает
4
 
приходится  время от времени
3
 
иногда  бывает
2
 
почти никогда
1
3. Способен ли ты влиять на  других людей? Насколько к тебе прислушиваются? всегда  довольно сильно 5
 
часто, и существенно
4
 
когда как, если уверен
3
 
иногда  удается, по отдельным вопросам
2
 
почти никак не удается
1
4.Ты  бы хотел заниматься каким-то делом самостоятельно, быть руководителем, или тебе комфортней быть исполнителем? руководителем крупного масштаба 4
 
руководителем среднего масштаба
3
 
исполнителем, но с возможностью самостоятельно решать многие вопросы
2
 
простым исполнителем, чтобы не нужно было думать
1
5.Ты  умеешь общаться с людьми? Как легко тебе это дается? очень хорошо 5
 
неплохо
4
 
когда как и смотря с кем
3
 
общаюсь нормально, если меня понимают
2
 
испытываю сложности в общении
1
 
 
 
 
 
6.Во всех ли случаях в общении ты достигаешь цели? во всех 6
 
почти всегда
5
 
часто
4
 
иногда
3
 
почти никогда
2
 
никогда
1
7.Всегда ли ты чувствуешь удовлетворенность от общения? во всех 5
 
почти всегда
4
 
часто
3
 
иногда
2
 
никогда
1
8.У  тебя много друзей и приятелей? сотни 6
 
десятки
5
 
единицы
4
 
почти все, с кем знакомлюсь, становятся приятелями
3
 
знакомлюсь  много, но далеко не с каждым поддерживаю отношения
2
 
знакомлюсь  мало, только с тем, кто мне интересен
1
9.Много  ли ты уже знаешь людей, к  которым ты мог бы обратиться за помощью, советом, за профессиональными знаниями? без проблем  могу обратиться и к незнакомым 5
 
сотни
4
 
десятки
3
 
единицы
2
 
никого
1
10.Если тебе срочно будет нужно найти нужную информацию, где ты можешь ее найти? интернет Суммируется 1
 
книги
 
1
 
родственники
 
1
 
телевизор
 
1
 
газеты, журналы
 
1
 
друзья
 
1
 
телефон
 
1
 
преподаватели
 
1
 
коллеги
 
1
11. Когда ты начнешь работать, насколько ты будешь пользоваться авторитетом и уважением коллег? как хороший  специалист своего дела, про которого все знают 7
 
как хороший специалист, про которого знают только близкие
6
 
как человек, которому можно доверять во всем
5
 
как человек, с которым можно посоветоваться по некоторым вопросам
4
 
как человек, понимающий психологию других
3
 
как умелый работник, который может хорошо сделать дело
2
 
как большинство коллег, в разных случаях  по разному
1
12.Как ты предположительно оцениваешь свою востребованность в обществе в будущем? нужен только самым близким людям 1
 
нужен многим друзьям и знакомым
2
 
нужен разным людям и коллегам по работе как советчик и друг
3
 
нужен и известен большому кругу людей, даже незнакомых
4
 
являешься значимой фигурой в масштабах  города
5
 
являешься значимой фигурой в масштабах  страны и мира
6
13.Ты  всегда находишь общий язык с другими людьми? всегда 5
 
почти всегда
4
 
часто
3
 
иногда
2
 
почти никогда
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 
 
 
 

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов