Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 2.3.
№ испытуемого | Уровень социальной активности | Общий индекс ВСК |
1 | высокий | средний |
2 | средний | средний |
3 | высокий | высокий |
4 | высокий | средний |
5 | высокий | средний |
6 | средний | средний |
7 | высокий | средний |
8 | средний | высокий |
9 | средний | средний |
10 | средний | высокий |
Как мы видим из таблицы 2.2. высокий уровень социальной активности и общего индекса ВСК совпал только в одном случае, и при этом уверенностью можем говорить, что этот человек очень общительный, эмоционально-зрелый, активный, независимый, самостоятельный, эрудированный, компетентный, предприимчивый.
Общий
анализ показал, что у студентов
факультета физического воспитания
существенных различий между развитием
волевого самоконтроля и социальной активности
не существует. Это свидетельствует о
сформировавшейся самостоятельной, ответственной
и инициативной личности студентов.
ВЫВОДЫ:
Подводя итог диагностики социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития в исследуемой группе, можно говорить о том, что на каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, самообладание, выдержку, дисциплинированность, мужество.
Проведя
исследовательскую работу, я с уверенностью
могу сказать, что у студентов факультета
физического воспитания все выше перечисленные
качества присутствуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящем исследовании изучалась одна из наиболее актуальных проблем психологии – социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
В
первой главе были проанализированы
теоретические аспекты
Во второй главе работы описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития.
Установлено, что в исследуемой группе у студентов факультета физического воспитания существенных различий между развитием волевого самоконтроля и социальной активности не существует. Это свидетельствует о сформировавшейся самостоятельной, ответственной и инициативной личности студентов.
Подводя
итоги исследовательской работы, можно
констатировать, что все поставленные
задачи выполнены, следовательно, цель
настоящего исследования достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ОПРОСНИК ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ:
1.
Если что-то не клеится, у
меня нередко появляется
2.
Я не отказываюсь от своих
планов и дел, даже если
3.
При необходимости мне не
4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
5.
Меня трудно отвлечь от
6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
8. Я всегда "гну" свою линию.
9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, дежурство) и весь следующий день быть в хорошей форме.
10.
Мои планы слишком часто
11.
Считаю себя терпеливым
12.
Не так-то просто мне
13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
15.
При необходимости я могу
16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо во что бы то ни стало сделать к определенному сроку.
17.
Считаю себя решительным
18. С физической усталостью я справляюсь лучше, чем другие.
19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подыматься по лестнице.
20. Испортить мне настроение не так-то просто.
21.
Иногда какой-то пустяк
22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
23. Переспорить меня трудно,
24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
25. Меня легко отвлечь от дел.
26.
Я замечаю иногда, что пытаюсь
добиться своего наперекор
27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
28. Мне трудно сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.
29.
Я замечаю, что во время
30.
Меня обычно сильно раздражает,
когда перед носом
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
АНКЕТА САМООЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Вопросы | Варианты ответов | Баллы | ||||||
1. Охотно ли ты общаешься с людьми? | да, всегда с удовольствием | 5 | ||||||
да, но бывают случаи, когда общение мешает |
4 | |||||||
когда как, в зависимости от настроения |
3 | |||||||
не очень, предпочитаю уединенность |
2 | |||||||
не люблю общение |
1 | |||||||
2 Часто ли ты занимаешься такими делами, где нужно общаться и убеждать людей? | очень часто, это мой нормальный образ жизни | 5 | ||||||
часто, но мне это иногда мешает |
4 | |||||||
приходится время от времени |
3 | |||||||
иногда бывает |
2 | |||||||
почти никогда |
1 | |||||||
3. Способен ли ты влиять на других людей? Насколько к тебе прислушиваются? | всегда довольно сильно | 5 | ||||||
часто, и существенно |
4 | |||||||
когда как, если уверен |
3 | |||||||
иногда удается, по отдельным вопросам |
2 | |||||||
почти никак не удается |
1 | |||||||
4.Ты бы хотел заниматься каким-то делом самостоятельно, быть руководителем, или тебе комфортней быть исполнителем? | руководителем крупного масштаба | 4 | ||||||
руководителем среднего масштаба |
3 | |||||||
исполнителем, но с возможностью самостоятельно решать многие вопросы |
2 | |||||||
простым исполнителем, чтобы не нужно было думать |
1 | |||||||
5.Ты умеешь общаться с людьми? Как легко тебе это дается? | очень хорошо | 5 | ||||||
неплохо |
4 | |||||||
когда как и смотря с кем |
3 | |||||||
общаюсь нормально, если меня понимают |
2 | |||||||
испытываю сложности в общении |
1 | |||||||
|
| |||||||
6.Во всех ли случаях в общении ты достигаешь цели? | во всех | 6 | ||||||
почти всегда |
5 | |||||||
часто |
4 | |||||||
иногда |
3 | |||||||
почти никогда |
2 | |||||||
никогда |
1 | |||||||
7.Всегда ли ты чувствуешь удовлетворенность от общения? | во всех | 5 | ||||||
почти всегда |
4 | |||||||
часто |
3 | |||||||
иногда |
2 | |||||||
никогда |
1 | |||||||
8.У тебя много друзей и приятелей? | сотни | 6 | ||||||
десятки |
5 | |||||||
единицы |
4 | |||||||
почти все, с кем знакомлюсь, становятся приятелями |
3 | |||||||
знакомлюсь много, но далеко не с каждым поддерживаю отношения |
2 | |||||||
знакомлюсь мало, только с тем, кто мне интересен |
1 | |||||||
9.Много ли ты уже знаешь людей, к которым ты мог бы обратиться за помощью, советом, за профессиональными знаниями? | без проблем могу обратиться и к незнакомым | 5 | ||||||
сотни |
4 | |||||||
десятки |
3 | |||||||
единицы |
2 | |||||||
никого |
1 | |||||||
10.Если тебе срочно будет нужно найти нужную информацию, где ты можешь ее найти? | интернет | Суммируется | 1 | |||||
книги |
1 | |||||||
родственники |
1 | |||||||
телевизор |
1 | |||||||
газеты, журналы |
1 | |||||||
друзья |
1 | |||||||
телефон |
1 | |||||||
преподаватели |
1 | |||||||
коллеги |
1 | |||||||
11. Когда ты начнешь работать, насколько ты будешь пользоваться авторитетом и уважением коллег? | как хороший специалист своего дела, про которого все знают | 7 | ||||||
как хороший специалист, про которого знают только близкие |
6 | |||||||
как человек, которому можно доверять во всем |
5 | |||||||
как человек, с которым можно посоветоваться по некоторым вопросам |
4 | |||||||
как человек, понимающий психологию других |
3 | |||||||
как умелый работник, который может хорошо сделать дело |
2 | |||||||
как большинство коллег, в разных случаях по разному |
1 | |||||||
12.Как ты предположительно оцениваешь свою востребованность в обществе в будущем? | нужен только самым близким людям | 1 | ||||||
нужен многим друзьям и знакомым |
2 | |||||||
нужен разным людям и коллегам по работе как советчик и друг |
3 | |||||||
нужен и известен большому кругу людей, даже незнакомых |
4 | |||||||
являешься значимой фигурой в масштабах города |
5 | |||||||
являешься значимой фигурой в масштабах страны и мира |
6 | |||||||
13.Ты всегда находишь общий язык с другими людьми? | всегда | 5 | ||||||
почти всегда |
4 | |||||||
часто |
3 | |||||||
иногда |
2 | |||||||
почти никогда |
1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 3
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов