Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.
А.А. КУЛЕШОВА
Кафедра
психологии
Тема:
Социальная активность
и волевое развитие
студентов
Курсовая
работа
МОГИЛЕВ, 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3.
Социальная активность как показатель
успешной социализации личности
1.4.
Особенности развития воли студентов
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1.
Организация и методика
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3.
Анализ и обсуждение
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
№1
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
ПРИЛОЖЕНИЕ
№3
ВВЕДЕНИЕ
Развитие и функционирование образования как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.
Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.
Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.
Многие ученые обращали внимание на социальную природу человека и на то, что социальные мотивы являются одной из движущих сил развития. Социальные ценности и стремление к их реализации - одно из самых важных направлений проявления человеческой активности.
На каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [14, с. 144].
Воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ней человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.
Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.
В своей работе я рассмотрю психологические характеристику возраста студентов, а также особенности волевого развития.
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования:
Экспериментальная база исследования – МГУ им. А. А. Кулешова. В исследовании приняли участие 10 студентов 33 группы 3 курса ФФВ.
Практическая
значимость курсовой работы заключается
в возможности использования данного
материала в процессе преподавания возрастной
психологии как учебной дисциплины.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме [24,с. 187] .
Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 51]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.
При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации [16, с. 74-86] .
Организация
и совершенствование системы
непрерывного образования учащейся
молодежи невозможно без целостного
понимания психической и
Если
изучить студента как личность, то
возраст 18-20 лет - это период более
активного развития нравственных и
эстетических чувств, становления и стабилизации
характера и, что в особенности принципиально,
овладения полным комплексом социальных
ролей взрослого человека: гражданских,
мастерски-трудовых и других. С этим периодом
связано начало «экономической активности»,
под которой демографы соображают включение
человека в самостоятельную производственную
деятельность, начало трудовой биографии
и создание своей семьи. Преобразование
мотивации, всей системы ценностных ориентации,
с одной стороны, интенсивное формирование
особых способностей в связи с профессионализацией
- с другой, выделяют этот возраст в качестве
центрального периода становления характера
и интеллекта. Это время спортивных рекордов,
начало художественных, технических и
научных достижений.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов