Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Объект исследования: социальная активность студентов.

Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Задачи исследования:

•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6

1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7

1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11

1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16

ВЫВОДЫ стр. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методика исследования стр. 23

2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27

ВЫВОДЫ стр. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.А. КУЛЕШОВА 
 
 

Кафедра психологии 
 
 
 
 

Тема: Социальная активность и волевое развитие студентов  

Курсовая  работа 
 

                                                                                          
 
 
 
 

                                                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МОГИЛЕВ, 2009

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                        стр. 3

     ГЛАВА  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ   ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

     1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория                      стр. 6

     1.2. Психологическая  характеристика  студенческого возраста   стр. 7

     1.3.  Социальная активность как показатель успешной социализации личности                                                                                                        стр. 11                                                                                                         

     1.4.  Особенности развития воли студентов                                    стр. 16

     ВЫВОДЫ                                                                                           стр. 21

     ГЛАВА  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

     2.1. Организация и методика исследования                                   стр. 23

     2.2. Диагностика   социальной   активности   и   воли студентов стр. 23

     2.3. Анализ и обсуждение результатов  исследования                  стр. 27  

     ВЫВОДЫ                                                                                          стр. 31

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                               стр. 32

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                 стр. 33

     ПРИЛОЖЕНИЕ №1                                                                        стр.35

     ПРИЛОЖЕНИЕ №2                                                                        стр.37

     ПРИЛОЖЕНИЕ №3                                                                        стр. 40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Развитие  и функционирование образования  как социальной структуры общества обусловлено всеми условиями (экономическими, политическими) его существования в целом. Образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука, религия) сложные, неоднозначные времена. Кризисные явления отражаются, в первую очередь, в сфере образования. В то же время общество в кризисные периоды предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, быстро ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к социальным контактам - общению с другими людьми.

     Первостепенная  задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и  деятельности. Вузовское образование является, как известно, завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки и основной стадией специализации, профессиональной подготовки. Содержание образования как важнейшего фактора экономического и социального прогресса должно быть направлено на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Оно должно обеспечивать «формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира». В связи с этим, единая цель образовательной системы на всех ее уровнях и этапах - создание условий для всестороннего развития личности - приобретает особое звучание на данной образовательной ступени.

     Изучение  закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.

     Многие  ученые обращали внимание на социальную природу человека и на то, что социальные мотивы являются одной из движущих сил развития. Социальные ценности и стремление к их реализации - одно из самых важных направлений проявления человеческой активности.

     На  каждом возрастном этапе активность имеет тенденцию к возрастанию в соответствии с объемом социальных обязанностей и того опыта, который приобретает учащийся. В этих условиях социальная активность становится важнейшей предпосылкой в развитии общественных функций личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций прогресса общества. Таким образом, социальная активность выступает как побудитель к деятельности (актуальная потребность), как свойство личности на определенном этапе ее развития, как результат социально ценной деятельности [14, с. 144].

     Воля  — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его  так долго, как это надобно. Способность  человека достигать поставленных целей  в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря ней человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой.

     Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и  направить ее. Усилием воли можно  сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. Итак, воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует деятельность психическую, исходя из наличных задач и требований. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям.

     В своей работе я рассмотрю психологические  характеристику возраста студентов, а также особенности волевого развития.

     Цель  работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

     Объект  исследования: социальная активность студентов.

     Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.      

     Задачи  исследования:

  • осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
  • рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
  • подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
  • провести диагностику волевого развития и социальной активности;
  • обработать полученные результаты и проанализировать их;
  • подвести итоги исследования.

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы и методики исследования:

  1. теоретический анализ методологической, психологической и педагогической научной литературы по анализируемым проблемам;
  2. тест-опросник А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана;
  3. анкета самооценки социальной активности.

     Экспериментальная база исследования – МГУ им. А. А. Кулешова. В исследовании приняли участие 10 студентов 33 группы 3 курса ФФВ.

     Практическая  значимость курсовой работы заключается  в возможности использования данного материала в процессе преподавания возрастной психологии как учебной дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

    1. Студенчество - отдельная возрастная категория.

     Студенческий  возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме [24,с. 187] .

     Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека [1, с. 51]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, памяти, мышления, внимания, уровня владения определенным кругом логических операций.

     При массовом переходе на многоуровневую структуру подготовки в вузе специалистами вузовского образования отмечается, что для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний и изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть интересы студентов в самоопределении и самореализации [16, с. 74-86] .

     Организация и совершенствование системы  непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого  изучения психофизиологических детерминант развития психики на всех ступенях обучения [1, с. 46-52]. Важнейшим принципом при этом является принцип комплексного подхода к изучению способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на знание индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального развития.

     Если  изучить студента как личность, то возраст 18-20 лет - это период более  активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что в особенности принципиально, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, мастерски-трудовых и других. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы соображают включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание своей семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование особых способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.  
 
 

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов