Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Объект исследования: социальная активность студентов.

Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Задачи исследования:

•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6

1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7

1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11

1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16

ВЫВОДЫ стр. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методика исследования стр. 23

2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27

ВЫВОДЫ стр. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     Само  слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется  как действие, поступок, деяние. В  научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.

     В философии социальная активность рассматривается  тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру [4].

     В социологии социальная активность рассматривается  как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [20, с. 24].

     В психологической литературе она  рассматривается как сложное  состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой. Психология раскрывает формирование социальной активности личности через процесс преобразования психической активности в субъективную  активность, а затем в активность личности. Таким образом, выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя. Внутренняя форма активности выступает в виде готовности, стремления, желания действовать. На определенном уровне такая готовность превращается в доминанту поведения. Внешняя активность – это активность опредмеченная в результате деятельности, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Т.е., активность выступает в качестве явления, состояния, и отношения субъекта.

     В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [18, с. 31]. Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активность личности формируется под воздействием среды и воспитания.

     Социальная  активность в педагогике рассматривается  как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [10, с. 8]. Применительно к учащемуся она предполагает воспитание у них организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий.

     Социальная  же активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых  лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

     Разные  позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить  его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.

     К проблеме социальной активности личности человека обращено внимание многих исследователей (Е.А. Ануфриев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.). Мы рассматриваем социальную активность как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как  устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта.

     Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках [13, с.10].

     Социальная  активность является общим свойством  личности и по-разному проявляется  в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).

     Социальная  активность является важным качеством  социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. Под социализацией, в целом, можно понимать процесс  усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

     Здесь следует отметить исследования А.В. Мудрика, рассматривающего социализацию как развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [15,с.9]. Процесс социализации протекает во взаимодействии с разнообразными факторами, оказывающими влияние на развитие личности в целом и социальной активности в частности.

     Кроме того, важную роль в становлении  социальной активности личности играют агенты социализации: «люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь».

     В процессе социализации следует выделить две основные фазы - адаптацию и интериоризацию. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности: в процессе познания социальной действительности (фаза адаптации) и в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность (фаза интериоризации), причем  успешность протекания процесса адаптации зависит как от субъективных качеств и свойств личности, так и от «активности среды».

     Содержательной  основой проявления социальной активности личности является социальная роль, которая  выступает в виде определенной общественно одобряемой функции, соответствующей принятым нормам и способам поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, места в системе межличностных отношений. Социальные роли, основное содержание которых составляет усвоение социальных норм, определяют желаемую форму поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности.

     Таким образом, социальная активность как  качество личности формируется в процессе социализации и выступает одним из важных ее показателей. При ее изучении необходимо опираться на те черты личности, которые находят свое проявление во вне – в действиях и поступках, имеющих социальное значение, так как социальная активность – это не всякая деятельность личности, а только та, которая имеет общественное значение и реализуется в социальных фактах. 
 

     1.4. Особенности развития  воли студентов.

     Изучению  волевого развития студентов в отечественной  психологии уделяется недостаточно внимания. Исследователей интересуют разные вопросы: психология усвоения знаний, психологические основы воспитания, быт, отдых студентов и т. д., но названные вопросы не всегда анализируются в контексте психологии воли.

     Требования  нашего общества к активности личности и коллектива выражены, прежде всего, нормами морали. Эти нормы определяют направление, в котором должна развиваться социальная активность личности. Из них главным является добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, в работу общественных организаций, в развитие своей личности. Несмотря на то, что своеобразие вузовских условий стимулирует, главным образом, приобретение знаний о преобразовании мира, общество требует от студента и активного участия в самом процессе преобразования этого мира, ибо без этого личность не может стать всесторонне развитым специалистом и общественным деятелем. Поэтому государство вменяет студенту в обязанность заниматься не только учебной деятельностью, но и общественно полезной работой.

     Таким образом, студент поставлен в условия, когда его социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но также в производственной, общественной и культурной. Вместе с этим студент должен, как и всякий человек, постоянно заниматься бытовой деятельностью, чтобы удовлетворить свои естественные потребности [19, с. 113-145].

     Уже одно включение в эту сложную  структуру деятельности составляет для студента серьезное «испытание воли». Преодолевают быстрее трудности те, которые обладают не только высоким сознанием общественного долга, но социальным опытом, организованностью, деловитостью, упорством. В тяжелом положении оказываются слабовольные, не приспособленные к жизни юноши и девушки.

     Все возрастающие требования к академической  подготовке будущих специалистов постоянно побуждают студентов к сосредоточению своей активности только на учебной деятельности. Это стремление подкрепляет и предыдущий опыт, поскольку и в общеобразовательной школе на трудовое воспитание обращается недостаточно внимания [21, с. 612-669].

     Односторонняя умственная нагрузка, связанная в  основном, с сидячим образом жизни, — вот что характеризует быт  современного студента. Это ярко демонстрируется структурой режима дня студента. Исследования, проведенные в разных вузах, выявляют одну и ту же картину с распределением суточного времени. Расхождения в данных самые незначительные. Учебное время студента в среднем составляет 42% суточного времени (по данным социологов Ростовского университета 9 ч. 50 м, т. е. 40,9% суточного времени), а на сидячий образ жизни, связанный с умственным напряжением, студент в общей сложности затрачивает свыше 12 часов в сутки [7].

     Рационализация  учебного процесса, использование активных методов работы, безусловно, благоприятно сказываются не только на успеваемости, но на всем психическом настрое студента, поскольку этим вносится в умственную деятельность разнообразие, стимулируется познавательный интерес. Но и при этих условиях студент остается большую часть времени прикованным к книге и к определенному рабочему месту. В результате, у него наблюдается постоянное несоответствие между функционированием сенсорных и моторных систем. Энергичная, реактивная по своим возрастным особенностям молодежь вынуждена все время тормозить выход моторной энергии, одновременно перенапрягая мыслительную деятельность.

     Противоречие  между всё возрастающими требованиями в умственной подготовке и столь же категорическими требованиями общества во всестороннем развитии личности составляет труднейшую проблему всего вузовского обучения и воспитания, радикальное решение которой остается еще делом будущего.

     Забота  о быте студента — одна из важных задач администрации и общественных организаций вузов. Но, очевидно, заботу о быте студента также следует рассматривать в аспекте воспитания у будущего специалиста самостоятельности и активности. После окончания учебного заведения человек, оказавшись, как правило, в более трудных условиях, должен проявлять самостоятельность во всем, в том числе и, вероятно в первую очередь, в самообслуживании. Установка на волевую подготовку студента должна, очевидно, быть реализована и в таких бытовых «мелочах», как организация питания [3].

     Жизненные планы и устремления абсолютного  большинства студентов патриотичны, бескорыстны и благородны. Студенты хорошо сознают, что не все в этих планах может быть реализовано, многое — но независящим от них причинам. Что касается оценки собственных возможностей, то, они больше всего неудовлетворенны своей волевой подготовкой.

     Активность, как общий запас душевных сил  и возможностей личности, имеет свои пределы. Личность расходует эту  активность избирательно («Не на все  хватит времени и энергии»). По тому, какую деятельность избирает личность для приложения своей активности, мы судим о ее направленности, мотивах, интересах.

     Каждый  студент хорошо знает, какие требования предъявляет ему общество, высоко оценивает объективное значение каждого вида деятельности в подготовке специалиста. Но субъективный смысл, который он вкладывает в ту или иную работу, часто не согласуется с объективным значением. Слабо успевающий студент расточительно расходует время и энергию на занятия в спортивной секции, но совершенно равнодушен к активизации учебной работы, и чем он объективно больше всего нуждается. Отличник, увлеченный научной работой, не находит времени для выполнения несложного общественного поручения, хотя без колебания тратит десятки часов для подыскания каких-либо деталей для спроектированного им прибора.

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов