Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Само слово «активность» происходит от латинского «aktivus», которое обычно толкуется как действие, поступок, деяние. В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Различная трактовка порождена сложностью самого объекта исследования, в частности, разнообразием его форм, вариантов.
В философии социальная активность рассматривается тип активности, характерный для человека, соответствующий социальному уровню организации материи, обусловленный и проявляющийся при взаимодействии субъекта с социальной средой в социальной деятельности, в процессе которого происходит преобразование субъекта и среды. Социальная активность является высшей формой активности. Ее отличительными особенностями являются: наличие четко выраженного момента творчества; принадлежность к чисто человеческой сфере; практически отсутствие пространственных временных границ, т.е. не ограниченность в своих формах, которые в совокупности составляют культуру [4].
В социологии социальная активность рассматривается как социологическая категория, характеризующаяся совокупностью свойств (качеств) социального субъекта (личности, группы, общества в целом), посредством которых субъект саморазвивается к определившейся для него цели, отражающей объективные законы общественного развития [20, с. 24].
В психологической литературе она рассматривается как сложное состояние и одновременно свойство человека-представителя социального мира, взаимодействующего с окружающей действительностью, средой. Психология раскрывает формирование социальной активности личности через процесс преобразования психической активности в субъективную активность, а затем в активность личности. Таким образом, выделяются две формы активности: внутренняя и внешняя. Внутренняя форма активности выступает в виде готовности, стремления, желания действовать. На определенном уровне такая готовность превращается в доминанту поведения. Внешняя активность – это активность опредмеченная в результате деятельности, рассматриваемая как самодеятельность, форма ее выражения. Т.е., активность выступает в качестве явления, состояния, и отношения субъекта.
В педагогике развитие социальной активности является одной из важнейших задач воспитания личности. Российская педагогическая энциклопедия под активностью личности понимает «деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно-исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении» [18, с. 31]. Интегральной характеристикой активности личности выступает активная жизненная позиция человека, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В активной личности воплощаются присущие человеку нравственные ценности, которые определяют характер его поведения. Активность личности формируется под воздействием среды и воспитания.
Социальная активность в педагогике рассматривается как родовое понятие и близко соотносится с понятием «общественная активность». Современные представители педагогической науки понимают под общественной активностью «деятельное отношение человека к жизни общества, в котором он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности» [10, с. 8]. Применительно к учащемуся она предполагает воспитание у них организаторских умений и интереса к общественной работе, ответственности при выполнении общественных поручений, инициативности в сочетании с исполнительностью, требовательности к себе и готовности помочь другим при выполнении общественных заданий.
Социальная же активность реализуется в виде социально-полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе которых лежат общественно значимые потребности. Она развивается через систему связей человека с окружающей средой в процессе познания, деятельности и общения; может иметь различную степень проявления. Уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.
Разные позиции наук к понятию социальной активности позволяют представить его как: сложное общественное явление, свойство личности и состояние деятельности.
К проблеме социальной активности личности человека обращено внимание многих исследователей (Е.А. Ануфриев, В.Ф. Бехтерев, Т.С. Лапина, Б.Ф. Ломов, Т.Н. Мальковская, В.Г. Мордкович, В.А. Сластенин и др.). Мы рассматриваем социальную активность как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к деятельности и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта.
Как актуальная потребность социальная активность реализуется в определенной системе целевых установок, мотивов, определяющих интересы личности, ее включение в деятельность по удовлетворению возникшей потребности; как преобразующая способность социальная активность реализуется в соответствующих социальных знаниях и навыках [13, с.10].
Социальная активность является общим свойством личности и по-разному проявляется в различных видах деятельности индивида: познавательной, общественной, трудовой и т.д. Проявление ее зависит в основном от двух причин: объективных (уровень и характер развития данного вида деятельности, потребность общества в этом виде деятельности и др.) и субъективных (предшествующий опыт человека, общие и специальные способности, потребности личности, степень осознанности ею личной и общественной необходимости данного вида деятельности и др.).
Социальная активность является важным качеством социального индивида и формируется в процессе его социализации, через освоение социальных ролей. Под социализацией, в целом, можно понимать процесс усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.
Здесь следует отметить исследования А.В. Мудрика, рассматривающего социализацию как развитие и саморазвитие человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, во взаимодействии со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах [15,с.9]. Процесс социализации протекает во взаимодействии с разнообразными факторами, оказывающими влияние на развитие личности в целом и социальной активности в частности.
Кроме того, важную роль в становлении социальной активности личности играют агенты социализации: «люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь».
В процессе социализации следует выделить две основные фазы - адаптацию и интериоризацию. Оба процесса можно проследить и при формировании социальной активности личности: в процессе познания социальной действительности (фаза адаптации) и в процессе «сущностного, глубинного включения индивида» в социальную жизнедеятельность (фаза интериоризации), причем успешность протекания процесса адаптации зависит как от субъективных качеств и свойств личности, так и от «активности среды».
Содержательной основой проявления социальной активности личности является социальная роль, которая выступает в виде определенной общественно одобряемой функции, соответствующей принятым нормам и способам поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, места в системе межличностных отношений. Социальные роли, основное содержание которых составляет усвоение социальных норм, определяют желаемую форму поведения и отношений, которые в свою очередь провоцируют соответствующие виды общественно принимаемой активности.
Таким
образом, социальная активность как
качество личности формируется в процессе
социализации и выступает одним из важных
ее показателей. При ее изучении необходимо
опираться на те черты личности, которые
находят свое проявление во вне – в действиях
и поступках, имеющих социальное значение,
так как социальная активность – это не
всякая деятельность личности, а только
та, которая имеет общественное значение
и реализуется в социальных фактах.
1.4. Особенности развития воли студентов.
Изучению волевого развития студентов в отечественной психологии уделяется недостаточно внимания. Исследователей интересуют разные вопросы: психология усвоения знаний, психологические основы воспитания, быт, отдых студентов и т. д., но названные вопросы не всегда анализируются в контексте психологии воли.
Требования нашего общества к активности личности и коллектива выражены, прежде всего, нормами морали. Эти нормы определяют направление, в котором должна развиваться социальная активность личности. Из них главным является добросовестное отношение к труду и мера трудового вклада каждого в общественное производство, культуру, в работу общественных организаций, в развитие своей личности. Несмотря на то, что своеобразие вузовских условий стимулирует, главным образом, приобретение знаний о преобразовании мира, общество требует от студента и активного участия в самом процессе преобразования этого мира, ибо без этого личность не может стать всесторонне развитым специалистом и общественным деятелем. Поэтому государство вменяет студенту в обязанность заниматься не только учебной деятельностью, но и общественно полезной работой.
Таким образом, студент поставлен в условия, когда его социальная активность должна проявляться не только в учебной и научной деятельности, но также в производственной, общественной и культурной. Вместе с этим студент должен, как и всякий человек, постоянно заниматься бытовой деятельностью, чтобы удовлетворить свои естественные потребности [19, с. 113-145].
Уже одно включение в эту сложную структуру деятельности составляет для студента серьезное «испытание воли». Преодолевают быстрее трудности те, которые обладают не только высоким сознанием общественного долга, но социальным опытом, организованностью, деловитостью, упорством. В тяжелом положении оказываются слабовольные, не приспособленные к жизни юноши и девушки.
Все возрастающие требования к академической подготовке будущих специалистов постоянно побуждают студентов к сосредоточению своей активности только на учебной деятельности. Это стремление подкрепляет и предыдущий опыт, поскольку и в общеобразовательной школе на трудовое воспитание обращается недостаточно внимания [21, с. 612-669].
Односторонняя умственная нагрузка, связанная в основном, с сидячим образом жизни, — вот что характеризует быт современного студента. Это ярко демонстрируется структурой режима дня студента. Исследования, проведенные в разных вузах, выявляют одну и ту же картину с распределением суточного времени. Расхождения в данных самые незначительные. Учебное время студента в среднем составляет 42% суточного времени (по данным социологов Ростовского университета 9 ч. 50 м, т. е. 40,9% суточного времени), а на сидячий образ жизни, связанный с умственным напряжением, студент в общей сложности затрачивает свыше 12 часов в сутки [7].
Рационализация учебного процесса, использование активных методов работы, безусловно, благоприятно сказываются не только на успеваемости, но на всем психическом настрое студента, поскольку этим вносится в умственную деятельность разнообразие, стимулируется познавательный интерес. Но и при этих условиях студент остается большую часть времени прикованным к книге и к определенному рабочему месту. В результате, у него наблюдается постоянное несоответствие между функционированием сенсорных и моторных систем. Энергичная, реактивная по своим возрастным особенностям молодежь вынуждена все время тормозить выход моторной энергии, одновременно перенапрягая мыслительную деятельность.
Противоречие между всё возрастающими требованиями в умственной подготовке и столь же категорическими требованиями общества во всестороннем развитии личности составляет труднейшую проблему всего вузовского обучения и воспитания, радикальное решение которой остается еще делом будущего.
Забота
о быте студента — одна из важных
задач администрации и
Жизненные
планы и устремления
Активность, как общий запас душевных сил и возможностей личности, имеет свои пределы. Личность расходует эту активность избирательно («Не на все хватит времени и энергии»). По тому, какую деятельность избирает личность для приложения своей активности, мы судим о ее направленности, мотивах, интересах.
Каждый студент хорошо знает, какие требования предъявляет ему общество, высоко оценивает объективное значение каждого вида деятельности в подготовке специалиста. Но субъективный смысл, который он вкладывает в ту или иную работу, часто не согласуется с объективным значением. Слабо успевающий студент расточительно расходует время и энергию на занятия в спортивной секции, но совершенно равнодушен к активизации учебной работы, и чем он объективно больше всего нуждается. Отличник, увлеченный научной работой, не находит времени для выполнения несложного общественного поручения, хотя без колебания тратит десятки часов для подыскания каких-либо деталей для спроектированного им прибора.
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов