Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа
Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Объект исследования: социальная активность студентов.
Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.
Задачи исследования:
•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6
1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7
1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11
1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16
ВЫВОДЫ стр. 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика исследования стр. 23
2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27
ВЫВОДЫ стр. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ
Шкала
«Настойчивость»
Ответы
«да» |
2 | 5 | 11 | 17 | 18 | 20 | 24 | 26 |
Ответы «нет» | 1 | 6 | 9 | 10 | 13 | 16 | 22 | 25 |
Анализ результатов:
Высокий балл (от 17 до 24) по опроснику ВСК характерен для лиц эмоционально-зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.
Низкий балл (от 0 до 8) ВСК наблюдается у людей чувствительных, эмоционально-неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.
От 9 до 16 баллов - средний уровень развития ВСК.
Шкала "Настойчивость"
Низкие значения по данной шкале (0-5) баллов свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут привести к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, и изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.
Средний уровень развития настойчивости - в диапазоне от 5 до 8 баллов.
Высокий балл по шкале "Самообладание" (9-13) набирают люди эмоционально-устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственные им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности, может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомленности. У испытуемых с низкими баллами по данной шкале (0-4) — спонтанность, импульсивность, в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.
Социальная
желательность высоких
Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.
Исследование социальной активности студентов:
Многие люди, отлично разбирающиеся в себе, в состоянии оценить степень собственной активности и проявлять её в согласовании со своим потенциалом. В то же время многие люди, которые наделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют её и даже не знают о её существовании. Я предложила ответить студентам на несколько вопросов, чтоб найти их социальную активность.
Анализ результатов:
Высокий уровень (от 49 и выше) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц общительных, честных, инициативных, обладающих высокий уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважением, самодисциплиной, ориентированных в духовных ценностях жизни. Также такие люди эрудированны, компетентны, предприимчивы, конкурентоспособны, у них присутствуют управленческие способности; коммуникативные; способны к творческому профессиональному мышлению. Главной чертой, на мой взгляд, является самостоятельность в принятии решений и ответственность. Такой человек активный и независимый от окружающих.
Средний уровень (от 25 до 48) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц пассивных, менее общительных, которые неохотно берутся за какие-либо поручения. Для таких людей характерны «перепады настроения».
Низкий уровень (от 13 до 24) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц не заинтересованных в самостоятельной деятельности, способных лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности. Такие люди, как правило, не имеют своей жизненной позиции, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова.
При
анализе полученных результатов мы
получили достойные внимания данные.
2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования.
По анализу первой методики, можно с уверенностью сказать, что студенты 3 курса факультета физического воспитания достаточно активные, ответственные, уверенные в себе, эмоционально-устойчивые, работоспособные, совестливые.
Анализ уровня развития волевого самоконтроля.
Общий индекс ВСК (диаграмма 2.1.):
Высоким уровнем (от 17 до 24) обладают из группы опрошенных 3 человека, то есть 30%.
Средним уровнем (от 9 до 16) обладают из группы опрошенных 7 человек, то есть 70%.
Низким уровнем (от 0 до 8) из группы опрошенных не обладает никто.
Шкала «Самообладание» (диаграмма 2.2.):
Высоким уровнем (от 9 до 13) обладают из группы опрошенных 4 человека, то есть 40%.
Средним уровнем (от 5 до 8) обладают из группы опрошенных 4 человек, то есть 40%.
Низким уровнем (от 0 до 4) обладают из группы опрошенных 2 человека, то есть 20%.
Шкала «Настойчивость» (диаграмма 2.3.):
Высоким уровнем (от 9 до 13) обладают из группы опрошенных 8 человека, то есть 80%.
Средним уровнем (от 5 до 8) обладают из группы опрошенных 2 человек, то есть 20%.
Низким уровнем (от 0 до 4) из группы опрошенных не обладает никто.
Получив информацию об осознаваемых особенностях самоконтроля можно сделать определенные выводы, которые отображены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
№ испытуемого | ВСК | «Самообладание» | «Настойчивость» | |||
балл | уровень | балл | уровень | балл | уровень | |
1 | 13 | средний | 4 | низкий | 13 | высокий |
2 | 10 | средний | 3 | низкий | 8 | средний |
3 | 20 | высокий | 10 | высокий | 13 | высокий |
4 | 14 | средний | 7 | средний | 9 | высокий |
5 | 12 | средний | 5 | средний | 12 | высокий |
6 | 15 | средний | 9 | высокий | 13 | высокий |
7 | 10 | средний | 6 | средний | 6 | средний |
8 | 22 | высокий | 11 | высокий | 14 | высокий |
9 | 12 | средний | 7 | средний | 12 | высокий |
10 | 19 | высокий | 10 | высокий | 13 | высокий |
В
процентном соотношении показатели
опросника волевого самоконтроля выглядят
следующим образом:
Общий индекс ВСК (диаграмма 2.1.):
Шкала «Самообладание» (диаграмма 2.2.):
Шкала «Настойчивость» (диаграмма 2.3.):
Анализ анкеты самооценки социальной активности:
По анализу второй методики, можно с уверенностью сказать, что активность студентов 3 курса факультета физического воспитания проявляется в инициативности, направленной на реализацию социальных ценностей, а также в ответственности и независимости.
Таблица
2.2.
№ испытуемого | Показатель социальной активности | Уровень развития социальной активности |
1 | 61 | высокий |
2 | 45 | средний |
3 | 52 | высокий |
4 | 52 | высокий |
5 | 50 | высокий |
6 | 44 | средний |
7 | 52 | высокий |
8 | 41 | средний |
9 | 45 | средний |
10 | 48 | средний |
Как мы видим из таблицы 2.2., высоким уровнем социальной активности обладают 5 человек, то есть 50% опрошенных. Остальные 5 человек, то есть 50% обладают средним уровнем социальной активности (диаграмма 2.4.).
Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов