Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Объект исследования: социальная активность студентов.

Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Задачи исследования:

•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6

1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7

1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11

1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16

ВЫВОДЫ стр. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методика исследования стр. 23

2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27

ВЫВОДЫ стр. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     Шкала «Настойчивость» 

Ответы

«да»

2 5 11 17 18 20 24 26
Ответы  «нет» 1 6 9 10 13 16 22 25
 
 

     Анализ  результатов:

     Высокий балл (от 17 до 24) по опроснику ВСК  характерен для лиц эмоционально-зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответственность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют собственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют распределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. В предельных случаях возможно нарастание внутренней напряженности, связанной со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственного поведения и тревогой по поводу малейшей его спонтанности.

     Низкий  балл (от 0 до 8) ВСК наблюдается у  людей чувствительных, эмоционально-неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе. Рефлексивность у таких людей невысока. Общий фон активности, как правило, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намерений. Это может быть связано как с незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

     От 9 до 16 баллов - средний уровень развития ВСК.

       Шкала "Настойчивость" характеризует,  фактически, силу намерений человека - его стремление к завершению начатого дела. Испытуемые с высоким баллом (от 9 до 13) - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизуют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам ("совестливость") и стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможны утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

     Низкие  значения по данной шкале (0-5) баллов свидетельствуют  о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут привести к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, и изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

     Средний уровень развития настойчивости - в  диапазоне от 5 до 8 баллов.

     Высокий балл по шкале "Самообладание" (9-13) набирают люди эмоционально-устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Свойственные им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем, стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение собственной спонтанности, может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомленности. У испытуемых с низкими баллами по данной шкале (0-4) — спонтанность, импульсивность, в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов ограждают человека от интенсивных переживаний и внутренних конфликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

     Социальная  желательность высоких показателей  по шкалам неоднозначна. Высокие уровни развития волевой саморегуляции могут быть связаны с проблемами в организации жизнедеятельности и в отношениях с людьми. Часто они отражают появление дезадаптивных черт и форм поведения. В отличие от них низкие уровни настойчивости и самообладания в ряде случаев выполняют компенсаторные функции. Но также свидетельствуют о нарушениях в развитии свойств личности и ее умении строить отношения с другими людьми и адекватно реагировать на те или иные ситуации.

     Получив информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции, можно разработать программу совершенствования, отметив те свойства, которые в первую очередь нуждаются в развитии или коррекции.

     Исследование  социальной активности студентов:

     Многие  люди, отлично разбирающиеся в  себе, в состоянии оценить степень собственной активности и проявлять её в согласовании со своим потенциалом. В то же время многие люди, которые наделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют её и даже не знают о её существовании. Я предложила ответить студентам на несколько вопросов, чтоб найти их социальную активность.

       Анализ результатов:

     Высокий уровень (от 49 и выше) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц общительных, честных, инициативных, обладающих высокий уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, самоуважением, самодисциплиной, ориентированных в духовных ценностях жизни. Также такие люди эрудированны, компетентны, предприимчивы, конкурентоспособны, у них присутствуют управленческие способности; коммуникативные; способны к творческому профессиональному мышлению. Главной чертой, на мой взгляд, является самостоятельность в принятии решений и ответственность. Такой человек активный и независимый от окружающих.

     Средний уровень (от 25 до 48) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц пассивных, менее общительных, которые неохотно берутся за какие-либо поручения. Для таких людей характерны «перепады настроения».

     Низкий  уровень (от 13 до 24) по анкете самооценки социальной активности характерен для лиц не заинтересованных в самостоятельной деятельности, способных лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая  усилий для преобразования окружающей действительности. Такие люди, как правило, не имеют своей жизненной позиции, которая выражается в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова.

     При анализе полученных результатов мы получили достойные внимания данные. 
 

     2.3. Анализ и обсуждение  результатов исследования.

     По  анализу первой методики, можно с  уверенностью сказать, что студенты 3 курса факультета физического воспитания достаточно активные, ответственные, уверенные в себе, эмоционально-устойчивые, работоспособные, совестливые.

Анализ  уровня развития волевого самоконтроля.

Общий индекс ВСК (диаграмма 2.1.):

     Высоким уровнем (от 17 до 24) обладают из группы опрошенных 3 человека, то есть 30%.

     Средним уровнем (от 9 до 16) обладают из группы опрошенных 7 человек, то есть 70%.

     Низким  уровнем (от 0 до 8) из группы опрошенных не обладает никто.

Шкала «Самообладание» (диаграмма 2.2.):

     Высоким уровнем (от 9 до 13) обладают из группы опрошенных 4 человека, то есть 40%.

     Средним уровнем (от 5 до 8) обладают из группы опрошенных 4 человек, то есть 40%.

     Низким  уровнем (от 0 до 4) обладают из группы опрошенных 2 человека, то есть 20%.

Шкала «Настойчивость» (диаграмма 2.3.):

     Высоким уровнем (от 9 до 13) обладают из группы опрошенных 8 человека, то есть 80%.

     Средним уровнем (от 5 до 8) обладают из группы опрошенных 2 человек, то есть 20%.

     Низким  уровнем (от 0 до 4) из группы опрошенных не обладает никто.

     Получив информацию об осознаваемых особенностях самоконтроля можно сделать определенные выводы, которые отображены в таблице 2.1.

     Таблица 2.1.

№ испытуемого ВСК «Самообладание» «Настойчивость»
балл уровень балл уровень балл уровень
1 13 средний 4 низкий 13 высокий
2 10 средний 3 низкий 8 средний
3 20 высокий 10 высокий 13 высокий
4 14 средний 7 средний 9 высокий
5 12 средний 5 средний 12 высокий
6 15 средний 9 высокий 13 высокий
7 10 средний 6 средний 6 средний
8 22 высокий 11 высокий 14 высокий
9 12 средний 7 средний 12 высокий
10 19 высокий 10 высокий 13 высокий
 

     В процентном соотношении показатели опросника волевого самоконтроля выглядят следующим образом:  

     Общий индекс ВСК (диаграмма 2.1.):

                   

Шкала «Самообладание» (диаграмма 2.2.):

Шкала «Настойчивость»  (диаграмма 2.3.):

Анализ  анкеты самооценки социальной активности:

     По  анализу второй методики, можно с уверенностью сказать, что активность студентов 3 курса факультета физического воспитания проявляется в инициативности, направленной на реализацию социальных ценностей, а также в ответственности и независимости.

     Таблица 2.2. 

№ испытуемого Показатель  социальной активности Уровень развития социальной активности
1 61 высокий
2 45 средний
3 52 высокий
4 52 высокий
5 50 высокий
6 44 средний
7 52 высокий
8 41 средний
9 45 средний
10 48 средний
 

     Как мы видим из таблицы 2.2., высоким уровнем социальной активности обладают 5 человек, то есть 50% опрошенных. Остальные 5 человек, то есть 50% обладают средним уровнем социальной активности (диаграмма 2.4.).

     

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов