Социальная активность и волевое развитие студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социальную активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Объект исследования: социальная активность студентов.

Предмет исследования: социальная активность студентов с разными уровнями волевого развития.

Задачи исследования:

•осуществить анализ литературных источников по теме исследования;
•рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста;
•подобрать методики диагностики волевого развития и социальной активности;
•провести диагностику волевого развития и социальной активности;
•обработать полученные результаты и проанализировать их;
•подвести итоги исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Студенчество - отдельная возрастная категория стр. 6

1.2. Психологическая характеристика студенческого возраста стр. 7

1.3. Социальная активность как показатель успешной социализации личности стр. 11

1.4. Особенности развития воли студентов стр. 16

ВЫВОДЫ стр. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Организация и методика исследования стр. 23

2.2. Диагностика социальной активности и воли студентов стр. 23

2.3. Анализ и обсуждение результатов исследования стр. 27

ВЫВОДЫ стр. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

Курсовая чистовик.doc

— 329.00 Кб (Скачать)

     Такие примеры — обычное явление  в вузовской жизни. Сам студент  в таком распределении времени  и энергии не видит ничего предосудительного, тем более, если первый мечтает быть прославленным спортсменом, а второй – ученым. Но внести коррективы и их поведение необходимо. Как это делается? Путем предостережений и рекомендаций преподавателей, коллектива, администрации. Если эти воздействия убедительны и тактичны, то они, как правило, бывают эффективны и не убивают доминирующего интереса, способствуют формированию и развитию сопутствующих интересов, связанных с другими видами деятельности.

     Значение  доминирующих интересов исключительно  важно для формирования личности будущего специалиста. В любом деле, в состоянии увлеченности человек добивается наибольшего успеха, проявляет творчество и одновременно закаляет свою волю, упорство в достижении цели. Студент, у которого еще не сформировалось ведущего интереса, представляет собою довольно аморфную личность. Как правило, это малоактивный студент, выполняющий без огонька и вполне посредственно «все, что положено».

     Однако  ориентация на развитие активности только через интерес в психологическом и социальном отношении является неправильной. Основным подкреплением при всяком интересе, как известно, являются положительные эмоции. Они нередко порабощают личность. В состоянии страстной увлеченности человек трудно переключается на другую деятельность, часто не желает ею заниматься, поскольку он не ждет от нее такого психологически богатого подкрепления, как в деятельности по доминирующему интересу. Не случайно некоторые студенты с развитыми интересами в какой-то одной деятельности постепенно превращаются в ограниченных людей, не интересующихся ничем, кроме своего «хобби».

     Следовательно, чрезмерное увлечение одной деятельностью в ущерб другим, узкая специализация интереса вступает в противоречие с задачей формирования всесторонне развитой личности.

     У каждого студента существует подразделение  учебных дисциплин на интересные и неинтересные. Однако «неинтересные» дисциплины так же необходимы для его подготовки, как и интересные, и от него требуют в одинаковой степени усвоения как тех, так и других. Следовательно, основным регулятором его учебной активности выступают не его субъективные интересы, а государственный учебный план [23] .

     Точно так же требованиями общества, а  не эмоциональной привлекательностью для личности определена необходимость участия студента в разных видах вне учебной деятельности, хотя здесь и больше свободы выбора работы по интересу.

     Психологически  студент, как и всякая личность, руководствуется в своей деятельности мотивами долженствования (обязанности) и желания (интереса). Для передового человека выполнение неинтересной для него лично, но нужной для общества деятельности составляет приятный долг, приносит моральное удовлетворение. Но чтобы это стало психологической реальностью, необходима высокая степень воспитанности личности, ее общественного сознания.

     Для формирования социальной активности студента нужно многое, в том числе внимательный учет физических возможностей, умственных способностей, индивидуальных интересов. Но, прежде всего, необходимо неукоснительное и одинаковое для всех предъявление государственных требований, регламентирующих виды деятельности, их сменяемость, затраты труда. Всякая деятельность, обязательная или добровольная, личностью мотивируется по-разному. Исходным мотивом выполнения общественной работы у студента может быть долг, обязанность. У него еще нет положительного эмоционального интереса, отношения ни к процессу деятельности, ни к ее результатам. Но сам процесс работы, первые успехи, одобрение коллектива, вызывают моральное удовлетворение, которое постепенно, при поддержке коллектива, преподавателей может перейти в устойчивый интерес к общественной работе.

     Интересная работа, как бы много она ни требовала затрат энергии, психологически для субъекта кажется сравнительно легкой. При увлечении человек не замечает, сколько, он тратит усилий на свой труд. Интерес поддерживает состояние активности как бы помимо сознания человека. Совершенно другая психологическая ситуации наблюдается при выполнении пока еще неинтересной, но нужной деятельности. Здесь нет сколько-нибудь существенной эмоциональной стимуляции. Побуждение к активности идет прямым путем от разума (идея общественной значимости дела) и от воли (сознательная мобилизация психофизических усилий для преодоления, прежде всего внутренних трудностей — отрицательных эмоций, вялости или, напротив, чрезмерной напряженности и др.). Здесь необходимо волевое самопринуждение, а иногда и самоприказ.

     Власть  человека над самим собой не следует  понимать как только силовое самопринуждение. Функции воли не ограничиваются тем, что какие-то движения и процессы надо только ускорять и усиливать. Сознательное замедление и ослабление там, где это нужно, — это тоже проявление волевой саморегуляции. Для успешного выполнения деятельности человеку важно научиться управлять как напряжением, так и релаксацией (расслаблением) [9, с. 288].

     Развитию  всесторонней волевой саморегуляции  в огромной степени помогает переключение с умственной работы на физическую.

     Перед административными и общественными  организациями вузов стоит сложная  задача усовершенствования всей системы  учебно-воспитательной работы с тем, чтобы каждый студент за годы учения мог получить всестороннюю нравственно-волевую закалку.

     В основу этой работы по усовершенствованию вузовской подготовки должен быть положен  принцип всестороннего умственного  и физического развития личности, постепенная ликвидация академической  односторонности в деятельности студентов.

     Большие задачи воспитания личности, в частности, волевой ее подготовки, решить невозможно без активности студенческих организаций. Нужна просветительная работа и организация самовоспитания, практическая помощь студенту в том, чтобы он был более собранным, самостоятельным, учился работать, правильно распределял свое время и силы [3].

     Пройдя  школу нравственного самовоспитания воли и характера в процессе разнообразной деятельности, в том числе будничной, неинтересной, личность становится способной к активному сопротивлению чуждым влияниям и собственной неорганизованности, тем самым, обретая предпосылки для проявления социальной активности в любом деле на общую пользу. 
 

     Выводы:

     На  основе изложенного материала можно  сделать следующие выводы.

     Возрастные  психические особенности — важная часть большой проблемы психического развития. Но это лишь характеристика достигнутой ступени развития, а не раскрытие самого процесса движения личности от одной ступени к другой, что является содержанием проблемы психического развития.

     Социальная  активность – это личностное образование, характеризующееся системностью, совокупностью представляемых обществом потенциальных возможностей для достойной жизнедеятельности и участия человека в развитии общества, личностно-опосредованное системой мотивов, побуждений и условий. Социальная активность проявляется в инициативе, направленной на реализацию социальных ценностей, на включение личности в достижение социально-значимых целей, поле которых выходит за пределы ценностей межличностного общения

     Формирование  воли неразрывно связано со всем развитием личности и наиболее тесно с мотивами поведения. Для студентов характерно интенсивное развитие волевых свойств и относительная завершенность их формирования. Волевые свойства становятся компонентами и чертами характера личности. Но какие волевые свойства и на какой стадии завершенности включаются в структуру характера личности, зависит от многих обстоятельств, в том числе от исхода предыдущего самоопределения, условий развития и воспитания, самовоспитания, типологических особенностей. Во всяком случае в поведении студентов проявляется уже стойкая стереотипность в распределении волевых усилий в соответствии с идеалами, доминирующими интересами и вкусами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ВОЛЕВОГО РАЗВИТИЯ

     2.1. Организация и  методика исследования.

     Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования позволил рассмотреть психологическую характеристику студенческого возраста и социальную активность личности.

     Во второй части настоящей работы было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого решались следующие задачи:

    • с помощью специально подобранных диагностических методик получить достоверную информацию о социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития;
    • сопоставить, проанализировать и обсудить полученные результаты;
    • подвести итоги исследования.

     Исследовательская работа проводилась в Могилевском государственном университете имени А. А. Кулешова на факультете физического воспитания. Контингент испытуемых составили студенты 3 курса 33 группы в количестве 10 человек.

     С целью изучения социальной активности и особенностей волевого развития студентов была использованы: опросник волевого самоконтроля (30 вопросов) и анкета самооценки социальной активности (13 вопросов), которая позволяет выяснить специфику социальной активности студентов с разными уровнями волевого развития в исследуемой группе. 
 
 

     2.2. Диагностика социальной  активности и воли  студентов.

     Анкетирование студентов проводилось на кураторском часу. Всем учащимся были розданы бланки анкет, которые каждый из них заполнял самостоятельно. Чтобы обеспечить искренность ответов, учащимся предлагалось работать анонимно. После того, как студенты справились с заданием, анкеты были собраны и проанализированы (анкеты учащихся в приложении № 1, 2).

     Исследование  ВСК (волевого самоконтроля) как способности сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями, т.е. как меры овладения собственным поведением в различных ситуациях, можно проводить как индивидуально, так и в группе. Чтобы обеспечить независимость ответов испытуемых, каждый получает текст опросника, бланк для ответов, на котором напечатаны номера вопросов и рядом с ними графы для ответов.

     Инструкция  испытуемому: "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно, или неверно данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то в листе для ответов против номера данного утверждения поставьте знак "плюс" (+), а если сочтете, что оно соотношению к Вам неверно, то "минус" (-) ".

     Опросник  ВСК содержит 30 пунктов (24 рабочих  и 6 маскировочных) и позволяет получить информацию об осознаваемых особенностях саморегуляции.

     Обработка результатов:

     Задачей обработки результатов является получение: а) общего индекса ВСК; б) индексов ВСК по шкалам "Самообладание" и "Настойчивость".

     Каждый  индекс — это сумма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы. При подсчете суммарных баллов учитывается только совпадение с ключом (каждое такое совпадение увеличивает суммарный балл на 1), несовпадение с ключом игнорируется и не влияет на суммарный балл.

     В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24, по субшкале "Настойчивость" — от 0 до 16, по субшкале "Самообладание" — от 0 до 13.

     КЛЮЧ

     Общий индекс ВСК

Ответы

«да»

2 3 4 5 7 9 11 17 18 20 24 25 27
Ответы  «нет» 1 6 10 13 14 16 21 22 28 29 30    
 

Шкала «Самообладание»

Ответы

«да»

3 4 7 24          
Ответы  «нет» 5 13 14 16 21 26 28 29 30

Информация о работе Социальная активность и волевое развитие студентов