Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства - примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка с взрослым [15]. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Изучение упрямства как личностной реакции ребенка дошкольного возраста в общетеоретическом контексте……………..…….6
1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства………………………………………………………………6
1.2. Сущность упрямства, особенности его появления и причины возникновения……………………………………………………………………..9
1.3. Теоретический анализ средств и способов коррекции упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………14
Выводы по I Главе……………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментально - психологическое исследование…………..18
2.1. Организация и методы исследования…………………………….………..18
2.2. Диагностическое исследование особенностей проявления упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………20
2.3. Составление коррекционной программы, направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии………...24
Выводы по II Главе…………………………………………………………….30
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

она самая.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое  же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность. 
Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Коррекционная программа, направленная на снижение уровня упрямства у дошкольников средствами игротерапии

Занятие 1

«Давайте  познакомимся».

Цель: раскрепощение участников, объединение их в группу.

Ход занятия:

1. Все встают  в круг, берутся за руки и  приветствуют друг друга:  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. Знакомство  «Назови меня ласково» (игра с  мячом), дети, сидя в кругу, катают  мяч, при этом вежливо называя  друг друга.

3. «Тук, тук,  правая рука». Дети сидят в  кругу, стучат правой рукой  по полу и произносят слова  «Тук, тук, правая рука, Настенька сядь слева/справа от меня». Ребенок, чье имя было названо, пересаживается на новое место, указанное говорящим.

4. Игра «Дракон  ловит свой хвост». Звучит веселая  музыка. Дети встают друг за  другом и крепко держат друг  друга за плечи. Первый –  «голова дракона», последний – его «хвост». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Участники не должны отпускать друг друга.

5. «Колокол».  Дети становятся в круг, поднимают  поочередно правую и левую  руки вверх, соединяя руки в  центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. Вдох – поднимают руки, выдох -  произносят «Бом!» и бросают руки вниз.

6.  Игра «Ласковые лапки». Для проведения игры необходимо 6-7 мелких предметов: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату. Дети закатывают рукава по локоть. Взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ребенка ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, - отгадать предмет. Прикосновение должны быть поглаживающими, приятными. Возможна работа детей в парах.

7. Встав в  круг и взявшись за руки, благодарим  друг друга за занятие: «Всем,  всем, всем спасибо!»

Занятие 2

«Учимся играть  вместе».

Цель: налаживание коммуникации, объединение детей в группу, гармонизация эмоционального состояния.

Ход занятия:

1. «Всем, всем, всем доброе утро!».

2.  «Назови меня ласково»  - дети, сидя в кругу, катают мяч, при этом вежливо называя друг друга.

3. «Свободный  рисунок в круге». На большом  листе бумаги в виде круга детям предлагается  по очереди рисовать дорожки друг к другу.

4. Игра «Минута  шалости». По сигналу ведущий  предлагает детям шалить: каждый  делает то, что хочет – прыгает,  бегает, кувыркается и т.п. Повторный  сигнал объявляет конец шалостям.

5. «Чудо-кактус».  Каждый ребенок лепит кактус  из пластилина, протыкает его  зубочистками, украшает цветами  из разноцветной бумаги. Техника  направлена на проработку психологических  проблем у агрессивных детей.  Получившийся кактус является  контейнером эмоций ребенка. Колючки служат символом агрессивных реакций ребенка на окружающий мир, а момент прикрепления к этим колючкам цветов несет коррекционное действие.

6. Прощание «Назови  меня ласково».

7. «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 3

«А  вот и не обидно».

Цель: снятие общей коллективной агрессии, негативизма.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. «Ласковые  слова». «Давайте, ребята, встанем в  круг, и будем передавать друг  другу вот этот красивый шарик.  Пока шарик у вас в руках,  вы можете придумать ласковое, доброе слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он – своему и так – по кругу».

3. Игра «Жужа». Ведущий выбирает «Жужу», которая  садиться на стул (в домик), остальные  дети начинают дразнить «Жужу», строить рожицы, кривляться перед ней:

Жужа, Жужа выходи,

Жужа, Жужа, догони!

Жужа смотрит  из своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда  ей все это надоедает, начинает гоняться за своим обидчиком, он и будет  «Жужей».

4.«Раздувайся  пузырь». Дети встают в круг, держась за руки, и, говоря нараспев слова, расширяют круг (не разрывая руки): 

Раздувайся  пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Пузырь со свистом  сдувается. Повторить несколько  раз.

5. Игра «Спящий  пес», дети под чтение стишка подкрадываются к «спящему псу» (ведущему), «будят» его и разбегаются в домики, пойманный становиться ведущим.

6. «Подари улыбку».  Дети стоят в кругу и держаться  за руки. Каждый по очереди  дарит улыбку своим соседям  справа и слева, при этом  смотрит им в глаза и ласково называет.

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 4

«Взаимоотношения».

Цель: снятие вербальной агрессии.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2.  Игра «Обзывалки». Дети передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами, каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!». В заключительном круге обязательно следует сказать что-нибудь приятное.

3. Рисунок «На  морском дне», используется техника  пуантелизм (рисование точками). Детям  предлагается раскрасить картинку цветными точками.

4. Игра «Минута  шалости» . По сигналу ведущий  предлагает детям шалить: каждый  делает то, что хочет – прыгает,  бегает, кувыркается и т.п. Повторный  сигнал объявляет конец шалостям.

5. Игра «Доброе  животное». «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох – 2 шага вперед, выдох – 2 шага назад. Давайте послушаем, как бьется его большое, доброе сердце. Стук – шаг вперед…».

6. «Разговор  по существу». Ребенка просят  закончить каждое из предложений: - мне понравилось…, - мне не понравилось..., - я хотел бы…

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 5

«Тух-Туби-Дух».

Цель: снятие физической агрессии.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. «Баржа», тема: «Мне не нравится…» Участники  становятся в круг и называют  все не приятное, перебрасывая  при этом друг другу мяч, т.е. «грузят баржу» плохим.

3. Игра «Каратист». Дети образуют круг, в центре которого лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором происходит превращение в каратиста. Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего превращается в  каратиста (движение ногами). Дети, стоящие вокруг обруча хором произносят: «Сильнее, сильнее…»

4.  Игра «колокол» . Дети становятся в круг, поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз. Вдох – поднимают руки, выдох -  произносят «Бом!» и бросают руки вниз.

5. Игра «Упрямая  подушка». Взрослый подготавливает  «волшебную, упрямую подушку» и  вводит ребенка в игру сказку: «Волшебница подарила нам подушку,  но не простую, а волшебную.  Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки!». Дети бьют кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый поддерживает. Игра постепенно останавливается, когда движения ребенка становятся медленнее.

6. «Рисуем по  манке» Манка насыпается равномерным слоем на поднос (или другую поверхность) и ребенок пальцем рисует по манке. Манка очень хорошо снимает напряжение у детей.

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 6

«Чувства  и настроения».

Цель: научить детей понимать чувства и настроения других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. «Кляксы». Детям  предлагается взять на кисточку  немного краски того цвета,  который им хочется, капнуть  на лист бумаги и сложить  лист вдвое так, чтобы клякса отпечаталась на второй половине листа. Затем развернуть лист и пофантазировать, на что похожа клякса.

3. «Имитация»  Используется набор картинок  из «Азбуки настроений». Одного  ребенка просят найти среди  карточек всех веселых людей  и зверей, другого – недовольных и т.д. Затем детям предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, вначале с помощью зрительной подсказки, затем только по названию настроения.

4. «Минута шалости».

5. «Кокон» (используем  туалетную бумагу). Дети делятся  на две команды, задача, -  кто первым «упакует» друга в «кокон». Затем кокон превращается в бабочку, разрывая бумагу. Тоже проделывается со вторыми участниками.

6. Игра «Мыльные  пузыри». Ведущий имитирует выдувание  мыльных пузырей, а остальные  дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 7

«Учимся общаться».

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. «Баржа». Участники становятся в круг и называют все приятное, перебрасывая  при этом друг другу мяч, т.е. «грузят баржу» чем-то хорошим.

3. «Мелки –  наперегонки». Дети в разном темпе  (медленно – быстро), по команде  ведущего,  делают штрихи на листе. Каждый ребенок из группы должен побывать ведущим.

4. Игра «Минута  шалости».

5. «Попроси игрушку».  Группа делится на пары. Инструкция 1 участнику: «Ты держишь в руках  игрушку, которая очень тебе  нужна, но она нужна и твоему  приятелю. Он будет у тебя ее  просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать. Инструкция 2 участнику: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали».

6. Игра с мячом  «Назови меня ласково».

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 8

 «Учимся  сотрудничать».

Цель: помочь детям справится с подавленной агрессией, осознавать свои желания, помочь искать способы удовлетворения своих желаний.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. «Бумажный мяч». Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

"Разделитесь,  пожалуйста, на две команды, и  пусть каждая из них выстроится  в линию так, чтобы расстояние  между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!"

Игроки каждой команды стремятся как можно  быстрее забросить мячи, оказавшиеся  на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегать через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

3. «Совместный рисунок». Каждый участник по очереди рисует на листе бумаги какую-нибудь линию, имеющую отношение к предыдущим. В результате получается общий рисунок. Участники обсуждают, что у них получилось.

4. Игра «Минута  шалости» 

5. Игра «Паутинка». Дети «превращаются в пауков и плетут паутину, опутывая  туалетной бумагой мебель, дверные ручки и т.д. Потом дети превращаются в ловких мух, которые летают между паутинок, не задевая их. Далее группа делится на 2 части – мух и пауков. Пауки ловят мух, набрасывая на них свою паутину. В конце дети разрывают всю паутину на мелкие кусочки и лепят снежки.

6. «Раздувайся  пузырь».  Дети встают в круг, держась за руки, и, говоря нараспев  слова, расширяют круг (не разрывая  руки): 

Раздувайся  пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Пузырь со свистом  сдувается. Повторить несколько  раз.

7.  «Всем, всем, всем спасибо!».

Занятие 9

«Давайте  жить дружно».

Цель: закрепление навыков позитивного общения.

Ход занятия:

1.  «Всем, всем, всем доброе утро!».

2. Игра «Ручеек». В произвольном порядке дети разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв их вверх. Водящий проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник заходит в ручеек и ищет себе пару ит.д.

Информация о работе Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии