Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства - примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка с взрослым [15]. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Изучение упрямства как личностной реакции ребенка дошкольного возраста в общетеоретическом контексте……………..…….6
1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства………………………………………………………………6
1.2. Сущность упрямства, особенности его появления и причины возникновения……………………………………………………………………..9
1.3. Теоретический анализ средств и способов коррекции упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………14
Выводы по I Главе……………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментально - психологическое исследование…………..18
2.1. Организация и методы исследования…………………………….………..18
2.2. Диагностическое исследование особенностей проявления упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………20
2.3. Составление коррекционной программы, направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии………...24
Выводы по II Главе…………………………………………………………….30
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

она самая.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Процедура исследования  проходила в три этапа.

    • На первом этапе мы изучили особенности проявления упрямства и негативизма дошкольников.
    • На втором этапе родителям дошкольников были предложен тест-опросник на определение уровня агрессии дошкольника.
    • На третьем этапе были сопоставлены результаты двух предыдущих исследований и проведен сравнительный анализ полученных данных.

Методы  исследования:

Для диагностики  уровня упрямства детей в дошкольном образовательном учреждении и в  семье была подобрана анкета Г.П.Лаврентьева и Т.М. Титаренко «Критерии агрессивности ребенка» (Приложение 1). Целью этой методики является выявление уровня агрессивности ребенка. Эта анкета была заполнена воспитателями детей.

Методика состоит  из 20 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». Испытуемым предлагается следующая инструкция: «Уважаемые, воспитатели! Вам предлагается  ответить на каждый вопрос «да» или «нет», в зависимости от того, соответствует это утверждение ребенку или нет,  и записать свой ответ (+ или - ) рядом с номером вопроса.

Результаты  подчитывались таким образом: каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, затем все баллы складывались: у кого было набрано более 15 баллов, значит, эти дети слишком упрямы и необходимо быть осторожными - такое поведение до добра не доведет, следовательно, необходимо заняться воспитанием малыша; если баллы были от 7 до 14 - уровень упрямства укладывается в пределах допустимого, дети редко по своему желанию становятся участниками конфликтов, но вполне способен постоять за себя, когда это необходимо; менее 6 баллов - ребенок само спокойствие, он всегда послушен, беспрекословно выполняет все требования взрослых, предпочитает не ввязываться в драки.

На детях была проведена методика «Несуществующее животное».

Цель этой методики: выявить агрессивность ребенка, а также ее проявление и возможные причины (дополнительные вопросы по рисунку). Ребенку необходимо придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Интерпретация осуществляемся по готовому рисунку  в зависимости от прорисованности  частей животного (уши, хвост, голова, колючки, шипы, расположение) (Приложение 2).

 

2.2. Диагностическое исследование особенностей проявления упрямства в дошкольном возрасте

Для выявления  агрессии и ее причин использовалась методика «несуществующее животное». После выполнения испытуемыми данной методики, была произведена интерпретация. По результатам дети (12 человек) были разделены на 2 группы (по наличию проявления агрессии), и одна группа на 2 подгруппы (по виду агрессии), (рисунок 1):

 

 

Рис.1. Диаграмма распределения дошкольников в зависимости от выраженности агрессии (N=12)

  • 1 группа - 3 дошкольника (25% от общей выборки) с не выраженной агрессией;
  • 2 группа –9 дошкольников (75% от общей выборки) с выраженной агрессией.

По результатам  методики у 1 группы не было обнаружено признаков агрессии (отсутствие в рисунке таких деталей как: рот, зубы, рога, шипы), а у 2 группы были выявлены признаки (наличие: зубов, шипов, рогов, шипов).

В ходе беседы с  детьми из второй группы, и дополнительной интерпретации рисунков группа была разделена на 2 подгруппы: дети с защитной агрессией и дети со спонтанной агрессией (рисунок 2).

 

 

Рис.2. Диаграмма распределения дошкольников в зависимости от вида агрессии (N=9)

  • 1 группа - 6 дошкольника (66% от общей выборки) с защитной агрессией;
  • 2 группа – 3 дошкольников (34% от общей выборки) со спонтанной агрессией.

Детям с защитной агрессией не свойственно без  причин вести себя враждебно. Для таких детей агрессия является ответной реакцией на реальные или мнимые угрозы.

Спонтанная  же агрессия у детей проявляется внезапно, достаточных на то очевидных оснований. Исследователи подчеркивают немотивированность спонтанной агрессии и тесную ее связь с желаниями воспрепятствовать кому-либо, разозлить и навредить, обойтись с кем-то несправедливо или досадить человеку.

Также была проведена  методика на выявление уровня агрессии. После заполнения воспитателями данной анкеты, с помощью ключа были обработаны результаты. На их основе дошкольники были разделены на две группы, в зависимости от уровня проявления агрессии (рисунок 3):

 

Рис.3. Диаграмма распределения дошкольников в зависимости от уровня агрессии (N=12)

  • 1 группа – 4 дошкольника (33% от общей выборки) с низким уровнем выраженности агрессии.
  • 2 группа – 5 дошкольников (42% от общей выборки) со средним уровнем выраженности агрессии.
  • 3 группа – 3 дошкольников  (25% от общей выборки) с высоким уровнем выраженности агрессии.

По результатам  исследований была составлена таблица  выраженности агрессии:

Таблица 1

Таблица соотношения уровня агрессии с видом

N=12

уровень

Не выраженная агрессия

Выявленная  агрессия

Защитная 

спонтанная

низкий

26%(3чел)

   

средний

 

34%(4чел)

16%(2чел)

высокий

 

8%(1чел)

16%(2чел)

 


По данным таблицы  можно разделить детей на подгруппы:

  • Дошкольники без выраженной агрессии. Эти дети способны принимать во внимание мнение сверстников, расспрашивать о причине конфликта и рефлексировать чувства другого, предлагают пойти на компромисс и сотрудничество или избежать конфликтной ситуации.
  • Дошкольникам со средним уровнем спонтанной агрессии характерны редкие ситуативные вспышки раздражения, чаще интерпретируемого как прямая вербальная или невербальная агрессия.
  • Защитная агрессия детей со средним уровнем  проявляется, как правило, в ситуациях, когда ребенку что-либо угрожает, когда ребенок чувствует не защищенным себя, или свои интересы.
  • Дошкольники с высокой защитной и спонтанной агрессивностью интерпретируют любые стимулы, как враждебные, и предпочитают использовать агрессивные действия для разрешения ситуаций.  Эти дети склонны к физической агрессии, используют запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам, проявляют активную невербальную прямую агрессию, вербальные и невербальные действия, направленные на предметы, не умеют контролировать свои действия и часто приходят в ярость по пустякам.

 

2.3. Составление коррекционной программы направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средством игротерапии

Упрямство детей  является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, упрямству, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным является изучение негативизма и упрямства  в дошкольном возрасте, когда эти черты личности находятся в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные коррекционные меры. В той или иной мере упрямство  характерно для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей упрямство и негативизм, как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Такой ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Относительно  основных проблем, связанных с проявлением  упрямства и негативизма, ведется широкая дискуссия. Известно, что поведение определяется многими факторами, среди которых немаловажное значение придается ближайшему окружению (семье).

В последние  годы научный интерес к проблемам детского упрямства существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и причинами негативизма и упрямства, остаются открытыми.

Актуальность  проблемы. Проблема упрямства в дошкольном возрасте обуславливается увеличением количества детей, склонных к агрессивным формам поведения. Необходимость своевременного выявления и устранения причин упрямства и негативизма обуславливает важность изучения данной темы.

Адресная  направленность: дети дошкольного возраста (5-6 лет).

Диагностика:

1. Методика «несуществующее животное»,

2. Анкета «Критерии агрессивности ребенка»

Цель  программы: создание условий для снижения уровня упрямства у дошкольников.

Задачи  программы:

  • обучить детей эффективным способам общения
  • снижение общей коллективной агрессии, негативизма;
  • коррекция  вербального поведения в обществе.

Методы  и формы работы: игротерапия; упражнения по межличностной коммуникации; двигательные упражнения; арт-терапия (самовыражение в рисунке, в создании образа).

Формы организации.  Цикл практических занятий рассчитан на 9 часов, т.е. 9 занятий. Занятия проводятся в группах по 5 – 12 человек. Продолжительность занятия –  40 мин. Частота встреч - 2 раз в неделю. Программа предназначена для дошкольников (5-6 лет).

Этапы проведения коррекционной работы:

    1. Ориентировочный этап - дает возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребенком в ней.
    2. Коррекционный этап - непосредственно коррекционная работа, в данном случае формирование коммуникативных навыков.
    3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведенной работы.

Ожидаемые результаты:

  • умение детей эффективно общаться,
  • снижение общей коллективной агрессии, негативизма;
  • улучшение вербального поведения в обществе.

Структура занятия.

  • Вводная часть:  ритуал приветствия- 3 минуты. Разминка - 5 минут.
  • Основная часть: коррекционно - развивающий этап - 30 минут.
  • Заключительная часть:  ритуал прощания - 2 минуты.

 

Тематическое  планирование

 

№ занятия

Название занятия

Цель занятия

Содержание  занятия

Занятие № 1

 

 

«Давайте познакомимся».

 

раскрепощение участников, объединение их в группу.

 

 

1.«Всем доброе утро!»;

2.«Назови меня  ласково»;

3. «Тук, тук,  правая рука»;

4. «Дракон ловит  свой хвост»;

5. «Колокол»;

6.  «Ласковые лапки»;

7. «Всем спасибо!».

Занятие № 2

«Учимся играть  вместе».

налаживание коммуникации, объединение детей в группу, гармонизация эмоционального состояния.

1.«Всем доброе  утро!»;

2.«Назови меня  ласково»;

3. «Свободный  рисунок в круге»;

4.«Минута шалости»;

5. «Чудо-кактус»;

6. Прощание «Назови  меня ласково»;

7. «Всем спасибо!».

Занятие № 3

«А вот и  не обидно».

снятие общей  коллективной агрессии, негативизма.

1.«Всем доброе  утро!»;

2. «Ласковые слова»;

3.«Жужа»;

4. «Раздувайся пузырь»;

5. «Спящий пес»;

6. «Подари улыбку»;

7. «Всем спасибо!».

 

Занятие № 4

«Взаимоотноше-ния».

снятие вербальной агрессии.

1.«Всем доброе  утро!»;

2. «Обзывалки»;

3. Рисунок «На  морском дне»;

4. «Минута шалости»;

5.  «Доброе  животное»;

6. «Разговор  по существу»;

7. «Всем спасибо!».

Занятие № 5

«Тух-Туби-Дух».

снятие физической агрессии.

1.  «Всем доброе утро!»;

2. «Баржа», тема: «Мне не нравится…»;

3. «Каратист»;

4.  «Колокол»

5. «Упрямая подушка»;

6. «Рисуем по  манке»;

7. «Всем спасибо!».

Занятие № 6

«Чувства и  настроения».

научить детей  понимать чувства и настроения других, оказывать поддержку и сопереживать.

1.  «Всем доброе утро!»;

2. «Кляксы»;

3. «Имитация»;

4. «Минута шалости»;

5. «Кокон»;

6. «Мыльные пузыри»;

7. «Всем спасибо!».

Занятие № 7

«Учимся общаться».

обучить детей  эффективным способам общения

1.  «Всем доброе утро!»;

2. «Баржа»,  тема: «Мне нравится…»;

3. «Мелки –  наперегонки»;

4. «Минута шалости»;

5. «Попроси игрушку»;

6. «Назови меня  ласково»;

7.  «Всем спасибо!».

Занятие № 8

«Учимся сотрудничать».

помочь детям  справится с подавленной агрессией, осознавать свои желания, помочь искать способы удовлетворения своих желаний.

1.  «Всем доброе утро!»;

2.«Бумажный мяч»;

3. «Совместный  рисунок»;

4. «Минута шалости»;

5. «Паутинка»;

6. «Раздувайся  пузырь»; 

7.  «Всем спасибо!».

Занятие № 9

«Давайте жить дружно».

закрепление  полученных навыков 

1.  «Всем доброе утро!»;

2. «Ручеек»;

3. «Слушай команду»;

4. «Заколдованные»;

5. «Комплименты»;

6.  «Всем спасибо!».

Информация о работе Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии