Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства - примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка с взрослым [15]. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Изучение упрямства как личностной реакции ребенка дошкольного возраста в общетеоретическом контексте……………..…….6
1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства………………………………………………………………6
1.2. Сущность упрямства, особенности его появления и причины возникновения……………………………………………………………………..9
1.3. Теоретический анализ средств и способов коррекции упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………14
Выводы по I Главе……………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментально - психологическое исследование…………..18
2.1. Организация и методы исследования…………………………….………..18
2.2. Диагностическое исследование особенностей проявления упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………20
2.3. Составление коррекционной программы, направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии………...24
Выводы по II Главе…………………………………………………………….30
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

она самая.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Как писал К.Д Ушинский, «стремление души к самостоятельной деятельности под влиянием внешних обстоятельств может извратиться в упрямство» [20]. Сила правильного и сила извращенного стремления могут выражаться одинаково в настойчивости желаний и действий, направленных к одной цели, но «извращение нормальной силы стремления к предмету в упрямство начинается тогда, когда человека менее увлекает уже самый предмет, чем преодоление препятствий, закрывающих его собою» .

Ученый разделял содержание понятий настойчивости  и упрямства. Если ребенку хочется чего – нибудь достигнуть, и он настойчиво этого добивается, здесь нет ничего общего с упрямством. При упрямстве ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно перестало хотеться, чтобы это соответствовало силе требования. Ребенок настаивает не по содержанию желания, а потому что он это сказал.

Часто родители и педагоги недооценивают отрицательного влияния упрямства на формирование характера. А между тем упрямство, являясь противоположностью дисциплинированности, ответственности и других положительных черт характера, служит препятствием к их формированию. Поэтому, воспитатель должен противодействовать извращенной настойчивости везде, где он ее встретит, и развивать прямую, нормальную настойчивость. Нормальная настойчивость – это «сила, которая может одинаково пойти и на хорошее и на дурное, но без которой человек - игрушка других людей и случайных влияний, беспомощное и безличное создание, неспособное заявить о своем существовании в мире никаким самостоятельным делом».

Разные формы  и типы упрямства (пассивно-оборонительное и агрессивно-наступательное упрямство, строптивость, сварливость, ответ молчанием) порождаются различием в социально-педагогических условиях жизни детей и в типе нервной деятельности. Ушинский видел причины упрямства в наследственной предрасположенности и, в большей степени, в семейных отношениях [20]. Он считал, что «виновата не наследственность, а прямое влияние на детей холодных и упрямых отношений между родителями».

С первого взгляда  трудно понять, отчего происходят настойчивые требования ребенка: оттого, что ему действительно хочется получить желаемое, или, только оттого, что ему не дают того, что он хочет. В первом случае - это страсть с положительным содержанием, во втором - одно упрямство. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки. Для воспитателя важно отличать одно проявление от другого, от этого зависит выбор правильных воспитательных средств на поведение ребенка, закрепление положительного в характере и искоренение отрицательного.

Положительные страсти, по мнению Ушинского, не могут  быть обширны и сильны в детской  душе – «страсть ребенка не велика, но зато он сам весь в своей маленькой страсти» [20]. Силу положительной страсти Ушинский объяснял богатым, живым воображением ребенка: «в ожидаемом счастье он (ребенок) уже представил себе такое море наслаждений, что взрослому и вообразить себе трудно, не исполнится обещанное - и горе ребенка, кажется, не знает пределов» [20]. Но здесь и заключается важный момент - если внимание дитя в данной ситуации можно переключить на что-либо другое, то значит это еще нельзя расценивать как упрямство. Если же, желая утешить, ему подают другие предметы, а он их бросает, то и тут еще не видно упрямства, но если, наконец, ему дают тот предмет, который он так страстно требовал, а ребенок его бросает, тут уже обнаруживается начало упрямства.

По мнению К.Д. Ушинского, причины упрямства могут быть следующие:

1. Одной из  них является чрезмерное самолюбие - человек понимает разумность требований, видит свою ошибку, но не хочет сознаться в ней, не готов уступить и признать свою неправоту.

Образование чрезмерного  самолюбия зависит во многом от стиля воспитания, как при гиперопеке «слишком нежные заботы о ребенке почти неизбежно ведут к глубоко заложенному узкому самолюбию», так и при авторитарном стиле или при эмоциональном отвержении (игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое, тиранское обращение с ним).

Также такое  упрямство может происходить  от ложного стыда, которое часто  проявляется в школе, когда ребенок  перед своими товарищами стыдится уступить правильным требованиям наставника или другого товарища.

2. Большую роль в проявлении упрямства играет чувство недоверия, нелюбви (возможно и ненависти) к тому, кому необходимо уступить, - это уже упорство, очень вредный вид упрямства, легко развивающийся в злобу.

3. Часто скрытой  причиной упрямства бывает врожденное  человеку чувство права (или равноправности), сопровождаемое ложным или верным представлением.

В этом случае ребенок  считает себя вправе поступать по своей воле и настаивать на своем  поступке, хотя содержание его сделалось  для него уже безразличным, - это своеволие, которое развивает в нем неуступчивость, неуживчивость, придирчивость. Своеволие может перейти в хроническую форму. Или наоборот, воля ребенка будет подавлена, он станет безынициативным, неспособным к творчеству и даже к принятию очень простых самостоятельных решений.

4. Часто чрезмерная  настойчивость желаний есть прямое  следствие раздражения нервной системы, которое, «будучи вызвано препятствием, действует уже потом само по себе в данном направлении, хотя самый предмет желаний, закрываемый этим препятствием, перестал уже привлекать душу.

Ушинский поясняет, что капризное упрямство происходит не от силы, а от слабости воли, которая  не может совладать с расходившимся  нервным организмом [20].

5. Все эти виды упрямства более или менее невольные, непредумышленные, но бывает еще упрямство, прямо рассчитанное на то, чтобы своим надоедающим выражением добиться желаемого. Такое продуманное упрямство развивается только тогда, когда ребенку удалось уже несколько раз криком, слезами, истериками и тому подобными проделками достигнуть желаемого результата.

Отличительной характеристикой этого вида упрямства  является расчетливость в его  выражении - ребенок упрямится «как бы по закону, играет комедию упрямства». Превращение каприза и упрямства  в средство-наклонность может образоваться (несмотря на свою видимую сложность) в самом раннем детстве, если родители или воспитатели потакают любым требованиям ребенка «когда он вынуждает их к этому надоедающими криками и капризами». Очевидно, что при таком образе действий подобное поведение является для ребенка весьма естественным средством получить желаемое.

Воспитатель должен четко знать и уметь различать  причины, от которых происходит упрямство, и действовать против причин, а  не против их проявления. Упрямство  может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, агрессивность, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

 

 

 

1.3. Теоретический  анализ средств и способов  коррекции упрямства в дошкольном возрасте

Методов психокоррекции очень много, и у каждого метода свои показания к применению. И  прежде чем выбрать один, необходимо ознакомиться со всеми.

Для работы с  детьми наиболее эффективно используются следующие методы: арт-терапия, игротерапия, сказкотерапия и куклотерапия.

Арт-терапия  - метод психотерапии при помощи изобразительного творчества с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. В арт-терапии клиентам предлагаются занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, лепка, скульптура, коллаж), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в психотерапевтической группе для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также для творческого самовыражения. Главным преимуществом арт-терапии является широта ее применения: арт-терапия с большим успехом применяется с клиентами разного возраста с различными психическими расстройствами и психологическим состоянием, а противопоказаний для использования метода существует крайне мало. Особенно активно арт-терапия используется при работе с эмоциями у пациентов с психосоматическими расстройствами, где приемы арт-терапии позволяют упростить процесс осознания, выражения, отреагирования эмоций.

Игротерапия –  авторская технология «работы с  игрушками», глубинная личностная психотерапия, где место ведущего занимает психотерапевт, а роль группы «берут» на себя «игрушки», которые включают в себя любые  предметы, бытовые мелочи. Игротерапия  является основным психотерапевтическим методом работы с детьми от 2 до 12 лет, эффективна для снижения  агрессивности в поведении.

Сказкотерапия в основном используется как способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил. Этот метод может выступать инструментом для выяснения глубинных деформаций в душе человека, помогая установить причины внешних состояний, которые беспокоят клиента. В этом плане сказкотерапия особенно подходит для детей в возрасте 3-7 лет. Также может использоваться как метод коррекции определённых состояний, страхов, фобий.

Куклотерапия  используется для  коррекции детских проблем средствами кукольного театра (дети проигрывают  куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка). Детский кукольный театр - не простое развлечение, это великолепная методика для интенсивного вырабатывания речи, пополнения словарного запаса ребенка, развития его логического мышления, творческих способностей и воображения.

Преимущество кукольного театра в том, что участие в этом занятии принимают все: и родители, и сам ребенок, в то время как интерактивными игрушками детки часто играют самостоятельно.

Музыкотерапия – это негипнотический метод, созданный с целью освобождения от негативных качеств, эмоций, реакций, мыслей, привычек, болезней, страхов, стрессов, фобий, запрограммированных человеком в подсознании. Именно они стоят преградой на пути к достижению успеха и целей. Освободиться от негативного влияния других людей, развить интуицию, способности жить осознанно. Достичь умиротворения, гармонию в жизни, спокойствие, силу воли и стать успешным, счастливым человеком. Результатом применения метода музыкотерапии для человека являются улучшение взаимоотношений с близкими, родными, сотрудниками по работе, повышение творческого потенциала, появление в жизни успеха, здоровья, богатства, энтузиазма, вдохновения, радости и других позитивных состояний.

Проанализировав всевозможные методы коррекции, наиболее эффективным был выбран метод игротерапии. Игры, в которых ребенок сможет выплеснуть агрессию в иной, менее грубой форме, испытать чувство коллективизма, культуры поведения детей, где ребенку приходится проявлять дружелюбие, взаимопомощь. С детьми можно обыграть ситуации по  правилам поведения в группе, дома, в общественном месте. В отличие от куклотерапии ребенок сможет сам участвовать в ситуациях, максимально приближенных к реальности.

 

 

Выводы по I главе

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме упрямства у ребенка дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы:

- упрямство  и негативизм, основные признаки  проявления кризиса трех лет,  а так же кризиса 6-7 лет.

- основной причиной упрямство и негативизм, является кризисный этап в развитии, который проходит ребенок. Так же причиной является ущемление самостоятельности ребенка,  нарушение постоянного ритма жизни. Иногда в  основе этих качеств характера могут лежать физиологические причины. В таком случае упрямство и негативизм следует рассматривать как отклонение от нормы.

- упрямство  - это один из способов выражения  несогласия, которое чаще всего  возникает у самолюбивых, обладающих  повышенным чувством собственного  достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей.

- упрямство  и капризы свидетельствует о  трудностях социализации: у детей  более сильных это выражается  в упрямстве, у слабых - в капризах. Капризность свойственна детям  более слабым, зависимым от взрослых, неуверенным в себе, с заниженной самооценкой.

- причинами  проявления у ребенка упрямства,  могут быть не только характер, тип нервной системы, но особенности  поведения взрослых членов семьи,  а также воспитания в дошкольных  образовательных учреждениях. Одной  главных причин проявления упрямства является излишняя требовательность родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения.

 

 

Глава II. Экспериментально - психологическое исследование

2.1. Организация  и методы исследования

Исследование  упрямства в дошкольном возрасте имеет очень большое значение, в связи с изменением социальной роли ребенка, новыми требованиями со стороны взрослых, происходящими серьёзными изменениями, связанными с личностным развитием.

Цель  экспериментального исследования: изучение проявления упрямства у дошкольников.

Гипотеза экспериментального исследования: средства игротерапии позволяют снижать уровень упрямства в дошкольном возрасте.

Цель  и гипотеза исследования предопределили экспериментальную группу - Исследование проводилось на базе городского  Детского дома № 3.

Задачи экспериментального и исследования:

    1. Подобрать методы коррекции упрямства в дошкольном возрасте.
    2. Провести диагностическое исследование  уровня упрямства детей старшего дошкольного возраста.  
    3. Анализировать и интерпретировать результаты полученных данных.
    4. Составить коррекционную программу направленную на снижение уровня упрямства у детей дошкольного возраста.

Информация о работе Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии