Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Упрямство чаще всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства - примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка с взрослым [15]. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава I. Изучение упрямства как личностной реакции ребенка дошкольного возраста в общетеоретическом контексте……………..…….6
1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства………………………………………………………………6
1.2. Сущность упрямства, особенности его появления и причины возникновения……………………………………………………………………..9
1.3. Теоретический анализ средств и способов коррекции упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………14
Выводы по I Главе……………………………………………………………..17
Глава II. Экспериментально - психологическое исследование…………..18
2.1. Организация и методы исследования…………………………….………..18
2.2. Диагностическое исследование особенностей проявления упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………20
2.3. Составление коррекционной программы, направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии………...24
Выводы по II Главе…………………………………………………………….30
Список литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

она самая.doc

— 353.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава I. Изучение упрямства  как личностной реакции ребенка  дошкольного возраста в общетеоретическом контексте……………..…….6

1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства………………………………………………………………6

1.2. Сущность упрямства, особенности его появления и причины возникновения……………………………………………………………………..9

1.3. Теоретический анализ средств и способов коррекции упрямства в дошкольном возрасте……………………………………………………………14

Выводы по I Главе……………………………………………………………..17

Глава II. Экспериментально - психологическое исследование…………..18

2.1. Организация и методы исследования…………………………….………..18

2.2. Диагностическое исследование  особенностей проявления упрямства  в дошкольном возрасте……………………………………………………………20

2.3. Составление коррекционной программы, направленной на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии………...24

Выводы по II Главе…………………………………………………………….30

Список литературы…………………………………………………………….31

Приложение 1…………………………………………………………………...33

Приложение 2…………………………………………………………………...34

Приложение 3…………………………………………………………………...40

 

 

Введение

Упрямые дети доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих  детей упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается как трудность.

Упрямство чаще всего  проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства - примерно в 5 лет. Доктор психологических наук Мухина В.С. считает, что «упрямство - это явление в развитии взаимоотношений ребенка с взрослым [15]. У ребенка проявляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится, делает все наоборот. В три года это достигает новых высот и принимает новые формы». Веденов А.В. считал, что упрямство - это отрицательная особенность поведения детей, проявляющаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям, указаниям других людей, стремлении, во что бы то ни стало продолжать начатое действие, даже если оно и не приносит желаемых результатов [2]. Аркин Е.А. под упрямством подразумевал временное состояние ребенка, часто являющееся перевозбуждением его нервной системы, переутомления, тяжелых аффективных переживаний, эмоциональной возбудимости [1]. Островская Л.Ф. считает, что упрямство - это отрицательная реакция на требования, действия взрослых [17]. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей [6]. Ребенок трех лет противоречит сам себе. Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!".

У воспитателей и родителей такое поведение вызывает чувство озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от взрослых, удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от взрослых ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения.

Этот период естественен  и закономерен в развитии ребенка. Выготский Л.С. писал, что он совпадает с кризисом возрастного развития [3]. Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных (стабильных) и более коротких, бурных - критических, таким образом, кризисы - это переходы между стабильными периодами.

Актуальность  темы в том, что многие практические работники, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей деятельности ребенка [3]. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей, и наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.

Цель исследования: снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии.

Объект исследования:  упрямство как особая личностная реакция ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте средствами игротерапии.

Гипотеза исследования:  средства игротерапии позволяют снижать уровень упрямства в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать общетеоретические представления по проблеме исследования.
  2. Привести диагностическое исследование уровня упрямства в дошкольном возрасте.
  3. Изучить средства и способы коррекции упрямства в дошкольном возрасте.
  4. Составить коррекционную программу, направленную на снижение уровня упрямства в дошкольном возрасте.

В качестве методов  исследования использовались:

- анализ психолого – педагогической литературы,

- тестирование (анкета «Критерии агрессивности ребенка» Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко) и  проективная методика («Несуществующее животное»).

Экспериментальная база:  исследование проводилось на базе «Детского дома №3» города Бийска. В исследовании принимали участи 12детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Изучение упрямства как личностной реакции ребенка дошкольного возраста в общетеоретическом контексте

1.1. Особенности личности ребенка дошкольного возраста, способствующие развитию упрямства

Упрямство детей  трехлетнего возраста совпадает  с возрастным кризисом. Знаменитый кризис трех лет впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка»[17]. Она пишет, что упрямство - это реакция на свое собственное решение.

 Слово «кризис» никаких приятных эмоций не вызывает. Кризис ассоциируется с переменами, а перемены – это не только приобретения, но и потери: старого, привычного, удобного. Кризисы развития здесь не исключение. Рост, становление личности неумолимо означает отказ от прежних форм поведения, к которым привыкли не только вы, но, в первую очередь, ваш ребенок. Как считал Л. С. Выготский: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, то их следовало бы выдумать теоретически» [3].

Становление личности - процесс неравномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. На протяжении относительно короткого времени - от нескольких месяцев до одного года, наблюдается нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, который становится капризным и трудновоспитуемым. Именно эти поворотные пункты и получили название кризисов детского развития. Хотя подобного рода проявления характерны не для всех детей, но чаще всего в той или иной степени они все-таки существуют. Кризисов, которые будет преодолевать (и уже преодолел) ваш ребенок, на самом деле не так уж и мало: это кризис новорожденности, кризис одного года, трех лет, семи лет, всем известный кризис подросткового возраста. Нужно отметить, что названия кризисов (кроме, наверное, новорожденности) очень условны, и время их возникновения зависит от конкретного ребенка и условий его жизни. Общим для всех кризисов развития являются несколько основных критериев:

1 .«Острый» период. Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных с ним возрастов, в высшей степени неотчетливы. Но хотя период кризиса возникает незаметно, и очень трудно определить момент его начала и окончания, характерным для любого такого этапа является то, что он имеет в середине своего рода пиковую точку, резкое обострение.

2. Трудновоспитуемость. Значительная часть детей в период кризиса трудно поддается воспитанию. У ребенка часто снижается школьная успеваемость, работоспособность, ослабляется интерес к бывшим любимым занятиям. Характерны конфликты с окружающими, внутренняя жизнь часто связана с болезненными переживаниями. Однако конкретный характер протекания критических периодов во многом определяется внешними условиями. Таким образом, человеческих проявлений гораздо больше вариаций во время кризисов, чем в стабильные периоды.

3. Впечатление регресса. Негативные внешние характеристики поведения в период кризиса создают впечатление того, что ребенок, развиваясь, не столько приобретает для себя, сколько теряет из приобретенного прежде.

Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития  человека. И это хорошо: можно найти много информации, узнать разные точки зрения, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего ребенка. Но есть и другая сторона вопроса: кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или года (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетний ребенок – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости. К тому моменту, как ваш ребенок соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою. Особенности проявления кризиса:

1. Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

2. Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел.

3. Строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

4. Своеволие. Ребенок трех лет, в период кризиса, принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

5. Обесценивание. Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

6. Протест-бунт. Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними» [3].

7. Деспотизм. Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

 

1.2. Сущность  упрямства, особенности его появления  и причины возникновения

Сложным моментом темы, посвященной детскому упрямству, является кажущаяся понятность самого слова «упрямство». Но, несмотря на большое количество исследований негативизма и упрямства, до сих пор нет единого мнения о данном явлении, причинах его возникновения.

Как считал К.Д. Ушинский, упрямство само по себе зародиться не может. Душе человека свойственно врожденное стремление к деятельности [20]. Деятельность – это преодоление препятствий, где нет стремлений, нет и деятельности. Для того чтобы преодолеть препятствия необходима определенная сила, выражающаяся в настойчивости, упорстве, целеустремленности. На первый взгляд упрямство сходно с настойчивостью и твердостью характера. Но сходство это внешнее, по существу упрямство и настойчивость противоположны друг другу.

Информация о работе Снижение уровня упрамства в дошкольном возрасте средставми игротерапии