Сюжетно-ролевая игра дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Этим и обусловлена актуальность изучения данного вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр…………………….6
1.1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника………..6
1.2. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры……………………12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольника………17
Глава 2. Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………….…19
2.1. Становление сюжетно-ролевой игры дошкольников…………………....19
2.2. Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………….…21
2.3. Уровни развития сюжетно- ролевой игры………………………………..23
2.3. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры…………………………...27
Глава 3. Диагностика сюжетно-ролевой игры у дошкольников………..29
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.84 Кб (Скачать)
  1. Игровые действия и игровые предметы. Дети самостоятельно выбирают предметы заместители. Совершенствуются способы действия с предметами. Дети хорошо освоили предметно игровые действия, свободно играют с игрушками, предметами заместителями, воображаемыми предметами, легко дают им словесные обозначения.
  2. Игровые правила. Правила регулируют ролевые взаимоотношения. Дети выполняют правила в соответствии взятой на себя ролью. Правила содействуют объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи – такова основная задача воспитателя.
  3. Достижения результата игры. В процессе игры выяснилось, что первоначальный замысел достигнут, и он реализован в игре. Дети соотносят свой замысел с достигнутым результатом. Замысел достигнут с помощью прекрасного оборудования, подготовительной работы. С помощью родителей оборудовали игровую среду. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Задача была направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводилось наблюдения с детьми за работой няни, повара, врача, организованы целевые прогулки, на которых обращали внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращали внимание на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомство детей с названиями блюд. Впоследствии играя, дети не просто ставили кастрюли на плиту, а «варили» суп, компот и т.д.
  4. Особенности конфликтов в игре.  Конфликты чаще всего возникают по поводу распределения ролей. Чтобы их исключить воспитатель сам распределяет роли в игре.
  5. Игровая среда. Игровая среда подготовлена заранее.
  6. Роль взрослого в руководстве игрой. Скрытое руководство. Взрослый обращается в процессе игры к детям т.к. сценарий путешествия предполагает это.
 

Заключение.

     Дошкольное  детство – от 3 до 6-7 лет - совершенно особенный период развития ребёнка. Именно в этом возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведении. Эта внутренняя жизнь проявляет себя в способности действовать в плане общих представлений, в воображении ребёнка, в произвольном поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.  Все эти важнейшие качества и способности зарождаются и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре. Это такая игра, в которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. 

     В такой игре наиболее интенсивно формируются  все психические качества и особенности  личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических  процессов - от элементарных до самых  сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок  подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются  и больше запоминают, чем по прямому  заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре.  Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения, и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.  Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом также в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. 

     Огромное  значение игры для развития психики  и личности ребёнка даёт основание  считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей  

 

     

     Список  использованной литературы.

    1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов на Дону, Феликс, 1999, - 416с.
    2. Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сб. статей, С-П., 2000.
    3. Выготский Л.С. Детская психология //Собр. соч. В 6т. М., 1984. Т.2
    4. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов  по спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988.
    5. Игра дошкольника под ред. Т.И. Бабаевой, С-Пб., 2002.
    6. Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педгогика для студ.сред.пед.учеб.заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2000.
    7. Короткова Н.,  Михайленко Н. Педагогические принципы организации сюжетно-ролевой игры //Дошкольное воспитание, 1989, №4, с.23
    8. Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с.83.
    9. Короткова Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста //ребенок в детском саду. 2006, №6, с.83.
    10. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир. С-П., 2002.
    11. Меджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детсада / Под ред. Т.А. Марковой. – М., 1982.
    12. Охорзина Т. Ролевая игра как один из способов развития общих и специальных способностей. // Дошкольное воспитание № 10, 1995
    13. Программа развития и воспитания детей в детском саду “Детство”. С-П., 2000.
    14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2000
    15. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред.  М.А.Васильевой. – М., 1986.
    16. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль, 2002.
    17. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. – М., 2001.
    18. Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с.33
    19. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический курс. М., 2000.
    20. Эльконин Д.Б. Детская психология. М. - 1980
    21. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. -  М., 1978.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра дошкольника