Сюжетно-ролевая игра дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Этим и обусловлена актуальность изучения данного вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр…………………….6
1.1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника………..6
1.2. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры……………………12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольника………17
Глава 2. Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………….…19
2.1. Становление сюжетно-ролевой игры дошкольников…………………....19
2.2. Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………….…21
2.3. Уровни развития сюжетно- ролевой игры………………………………..23
2.3. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры…………………………...27
Глава 3. Диагностика сюжетно-ролевой игры у дошкольников………..29
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

     Игрушка может быть обобщенной,  и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности  действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют  требований к соответствию игрушки  игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.

     Таким образом,  в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано  с расширением их  источников. 

    1. Уровни  развития сюжетно-ролевой  игры.

Сюжетно-ролевая  игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его  мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основой сюжетно-ролевой  игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в  том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой  обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ковре). Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре  - одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т.п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло – «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки -  «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свое представление, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д. Ушинский: «…в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».6 Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью. Творческой сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. 7      Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной  социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны,  с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой – с растущей самостоятельностью детей. Возникающее противоречие  разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, воспроизводит его жизнь, деятельность и отношения. Сопоставление выделенных  направлений в развитии сюжетно-ролевой игры позволяет определить основные ее уровни (этапы).8

  1. Основным  содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная  игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна.  Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
  2. Как и на первом уровне, основное содержание игры – действия с предметом.  Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становиться правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования  общей игрушки (или  направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же – любимые. В игре объединяются 2-3 человека. 
  3. Основное содержание игры  - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий  и их направленность определяется ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными  действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
  4. Основное содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игры разнообразная; она определяется не только непосредственным, но  опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.

     Таким образом, эти уровни отражают общее  развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные  уровни сосуществуют.  Можно выделить основные предпосылки сюжетно-ролевой игры:

     - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет  эти предметы-заместители в соответствии  с их игровым значением;

     - усложняется организация действий, приобретая характер цепочки,  отражающей логику жизненных  связей;

     - действия обобщаются и отделяются  от предмета;

     - ребенок начинает сравнивать  свои действия с действиями  взрослых и в соответствии  с этим называть себя именем  взрослого;

     - происходит эмансипация от взрослого,  при которой взрослый выступает  как образец действий, когда ребенок  стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

           Становление сюжетно-ролевой  игры у детей раннего и младшего дошкольного возраста и основные направления развития сюжетных игр  детей среднего и старшего дошкольного  возраста:

     - формируются игровые умения;

     - складывается способность ставить  и решать игровые задачи;

     -развивается  взаимодействие со сверстниками  в совместных играх. 

     Выделенные  этапы не являются прямым следствием возраста. Развитие игры зависит, прежде всего, от условий жизни и воспитания ребёнка, а значит от нас, близких  взрослых. Для того чтобы ребёнок  умел хорошо играть, и чтобы игра давала действительный развивающий  эффект, необходимо учить его играть, и, прежде всего, готовить к принятию игровой роли. 

    1. Развитие  познавательной и  исследовательской  активности у старших  дошкольников в процессе сюжетно-ролевых  игр.

Современные дети живут и развиваются в  эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни  от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь  умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Традиционный (информационный) метод обучения, который ещё присутствует в отечественной образовательной  системе, не стимулирует в достаточной  мере развитие познавательных процессов и способностей.9  Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. И поэтому задача – не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы “почему” и “как”. Игра – это “самоценная форма активности” ребёнка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, а оно признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, ограничивает эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности является особенно важным. Игра ребёнка часто выполняет функцию исследования, в процессе игры обычно происходит изучение свойств и особенностей предмета. Игра и исследовательское поведение не исключают, а нередко взаимно дополняют друг друга. Не случайно известный французский психолог А. Валлон сравнивал игру с “ликующим или вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях”. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры становятся, сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию; содержание и развитие игрового сюжета – это тоже интереснейший предмет исследования. Таким образом, сюжетно–ролевые игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения правил и отношений, существующих в мире, ребёнок получает реальную возможность исследовать отношения между людьми. В последние годы многие исследователи с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей, их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника, и это приводит к необратимым потерям в развитии детской психики. Длительные наблюдения за сюжетно–ролевыми играми старших дошкольников показали, что дети в основном играют в игры, отображающие реальную жизнь: “Дом”, “Магазин”, “Детский сад”. Иначе и быть не может: игра основывается на жизненном опыте детей. Вследствие жизненных обстоятельств и возрастных особенностей, дети не знают, какие действия присущи, например, таким профессиям, как: актёр, режиссёр, инженер–изобретатель, учёный, журналист, художник–декоратор и т.д. Чтобы донести до сознания ребёнка сущность этих профессий, не менее интересных, чем традиционные “врач”, “учитель”, “продавец” создали в группе центры детской активности с учётом условий современной жизни. Таким образом, работая в данном направлении, удается реализовать поставленные образовательные и коммуникативные задачи, не отвлекая детей от их основной деятельности–игры. Дети проявляют познавательный интерес, любознательность, всё охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе (большинство из них умеют читать). Дети приобретают опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать.

Глава 3. Практическое изучение сюжетно-ролевых игр у дошкольников.

Исследование  проводилось на примере игры «Все профессии важны, все профессии нужны» детей старшей группы детского сада.

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Воплощение замысла в игре происходит путем решения нескольких игровых задач. Усложняется способ их решения.
    • Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
    • Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
    • Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
    • Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
  1. Содержание игры. Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых.
    • Показать важность различных профессий.
    • Познакомить с профессиями и их ролью во взаимоотношениях между людьми.
  1.    Предварительная подготовка.
    • Провести предварительную беседу о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
    • Прочитать художественную литературу: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»
    • Оформить игровые уголки «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель»
  1.    Сюжет игры. Сюжеты развернуты и разнообразны. В игре комбинируются эпизоды из реальной  жизни.

    Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя. 
    Воспитатель:  
   У вас, у всех растут года 
    Будет и семнадцать. 
    Где работать мне тогда, 
    чем заниматься?

    Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети      называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, окончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослыми и поработать. Правда? А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

    А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

Качу, лечу во весь опор. 
Я сам шофёр и сам мотор! 
Нажимаю на педаль, 
и машина мчится  вдаль. 
И, так, поехали! (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный городу «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

Вот здесь у  нас «Парикмахерская» 
Здесь светло и интересно: 
Зеркала, духи и кресла, зал большой, 
Но видно, даже, 
Лучше, чем у вас в трельяже. 
«Магазин» 
А сейчас мы в магазине -  
Все продукты на витрине:  
Чай, конфеты, колбаса -  
Разбегаются глаза. 
Подходите, покупайте, 
Деньги в кассу отдавайте.

Посмотрите, а  вот здесь у нас «Больница» 
Всегда внимательно, с любовью 
Наш доктор лечит вас, ребят. 
Когда поправит вам здоровье - 
Он больше всех бывает рад!

А вот здесь  у нас строительная площадка. 
Строителя знает весь район, 
Мастер он отличный 
Со своей бригадой он 
Строит дом кирпичный. 
Дом среди других домов 
И стройней и выше. 
Говорят до облаков, 
Дом достанет крышей.

А вот здесь  у нас живут  
Куклы, зайцы, мишки, 
ждут, когда к ним придут 
Мамочки-малышки.

Теперь  вы видите, как много интересного  в нашем городке. Вы можете потрудиться  там, где вам понравится.

  Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад. А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

Сюжеты  в игре очень разнообразны их 5. Парикмахерская, магазин, больница, стройка. Дети во время  путешествия знакомятся с профессиями. Выполнения роли и взаимодействия детей в игре. Закрепляются новые формы общения через роли, диалоги продавца и покупателя, врача и пациента, строителя и начальника, парикмахера и клиента. Дети передают характерные особенности персонажей игры с помощью средств выразительности, т.е. мимика,  интонация, жесты. Дети вступают в ролевое взаимодействие на длительное время. Большинство детей предпочитает играть вместе, им легко удается взаимодействие в игре. В распределении ролей учувствует воспитатель. По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее. Дети прекрасно передают особенности персонажей. Есть тенденция к том, что многим хочется играть главные роли. Но к необходимости играть второстепенные роли относится положительно, зная, что в следующей игре и у него будет главная роль. У детей есть любимые роли, в игре он может исполнять 2-3 роли в разных играх.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра дошкольника