Сюжетно-ролевая игра дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Этим и обусловлена актуальность изучения данного вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр…………………….6
1.1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника………..6
1.2. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры……………………12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольника………17
Глава 2. Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………….…19
2.1. Становление сюжетно-ролевой игры дошкольников…………………....19
2.2. Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………….…21
2.3. Уровни развития сюжетно- ролевой игры………………………………..23
2.3. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры…………………………...27
Глава 3. Диагностика сюжетно-ролевой игры у дошкольников………..29
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.84 Кб (Скачать)

     Содержание  игры, отмечает Д.Б. Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой,  общественной деятельности.3 В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливая логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр, как отмечала А.П. Усова, отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил – и снова уложил спать. А.П. Усова охарактеризовала такие игры как игры – действия.4  На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый носит что-то свое, индивидуальное. В этом возрасте начинаются обобщение и усечение изображаемых ситуаций, которые хорошо освоены ребенком в реальной жизни и не вызывают у него особого интереса. Так, если малыши, играя в детский сад, долго едят, пьют из чашек, то дети пятого года жизни завершают обед, едва поднеся ко рту ложку. А иногда ограничиваются символическими действиями.  Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др.   Продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети  активно используют речевые комментарии («Все как  будто поспали – и сразу идем в зал на праздник!»; «Давайте так: мы уже прилетели в Африку!»). Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

     Содержание  сюжетно-ролевой игры воплощается  ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета  и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком  из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Отступление кого-либо и играющих от правил вызывает протесты у партнеров по игре. То есть, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное. В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие.  Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники    неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Так, мальчики отказываются исполнять роль воспитателя, заведующего дошкольного учреждения, в игре в школу соглашаются быть только учителем физкультуры.  Выполняя определенную роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений.

     Таким образом, главными  структурными компонентами творческой сюжетно-ролевой игры являются сюжет, который представляет собой  отражение ребенком окружающей его  действительности; содержание – это  то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений  между взрослыми в их деятельности, и развитие и усложнение, которого осуществляется по следующим направлениям:

  • усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связанности изображаемого;
  • постепенный переход от развернутой игровой ситуации  к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений);
  • роль – средство реализации сюжета.

В игре действия подчинены правилам, и ребенок  должен самостоятельно их контролировать. Суть деятельности, воспроизводимая  в игровой форме, легче осознается детьми. Следовательно, роль должна быть насыщена действиями, характеризующими положительное отношение к людям, изображаемым событиям, обогащена таким  содержанием, которое в наибольшей степени обладает воспитательным потенциалом. По своему содержанию сюжетно - ролевая игра является средством воспитания ребенка. 

    1. Сюжетно-ролевая  игра как средство воспитания ребенка.
 

     Содержание  игр вводит ребенка в широкую  сферу моральных отношений: заботы, взаимопомощи, ответственности и  т.д. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает и  моральные правила, заключенные в роли.  Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. В силу этого сюжетно-ролевая игра выступает и как средство формирование культуры общения.

     В игре происходит развитие важных особенностей мотивационной сферы личности ребенка: во-первых, формируется соподчинение мотивов – подчинение ситуативных  мотивов более общим и высоким; во-вторых, формируются сами общественно-значимые мотивы (например, ребенок принимает  на себя малоинтересную для него  роль для того, чтобы игра состоялась, не распалась); в третьих,  в игре возникает новая психологическая  форма мотивов – обобщенных и  в известной степени осознанных мотивов. Наличие в игре внутренних правил, которые ребенок выполняет  добровольно, воспитывает умение сдерживать себя, формирует волевые черты  характера.

     Сюжетная  игра – одно из средств умственного воспитания. Ребенок, отражая в игре явления и события окружающей жизни, воспроизводит их. При этом он оперирует образами и представлениями. Знания об изображаемых явлениях ребенок выражает в суждениях, что свидетельствует о переходе от конкретного предмета к мысли о нем. Воображаемая ситуация игры оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности дошкольника. Так, в тот момент, когда ребенок дает предмету название в соответствии с игровым замыслом и действует с этим предметом, он совершает переход из плана реального действия с материальными предметами в план умственных действий.   Постепенно в игре возникает особый план умственных действий, непосредственно не совпадающий с планом практических действий.   Д.Б. Эльконин указывает еще на одно очень важное значение сюжетно-ролевой игры в интеллектуальном развитии ребенка. В совместной игре формируется умение координировать свою точку зрения на изображаемые события, действия, предметы с точкой зрения других; происходит познавательная «децентрация» ребенка, открывающая возможности для перехода мышления ребенка на новый уровень. 5 Большое значение имеет сюжетно-ролевая игра для развития воображения детей.  Создание игровой, воображаемой ситуации (комбинирование событий сюжета, отбор изобразительных средств при выполнении ролей, преобразование материалов, обстановки) есть результат активной деятельности воображения, что и является условием его интенсивного развития. Приобретают дети и эмоциональный опыт: переживание и сопереживание разнообразных чувств в игре накладывает отпечаток на характер ребенка.  Близость игры к искусству создает возможность использования сюжетно-ролевых игр  в эстетическом воспитании. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам. В игре формируется огромный двигательный опыт ребенка.  В ней, с одной стороны, создаются благоприятные условия для развития и совершенствования разнообразных движений, с другой стороны, принимая на себя роль, ребенок часто использует движения для реализации своего ролевого поведения, сознательно передает характерные особенности движений изображаемого персонажа.

       Таким образом, сущность воспитательного воздействия сюжетно-ролевой игры в приобретении  и накоплении ребенком социального опыта.  Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности,  которые изображаются в игре.

Глава 2.  Особенности  развития сюжетно-ролевых  игр  дошкольников.

     2.1. Становление сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста.

     Сюжетно-ролевые  игры в их собственном смысле возникают  к концу третьего года жизни ребенка. Их появление связано с рядом  условий: наличием разнообразных впечатлений  от окружающего, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения со взрослыми, развитие самостоятельности детей. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из 2-х 3-х действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникающий тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним. Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок – в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью.

     Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления  впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто  действует, - на человека. Благодаря  умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность  отождествлять свои действия с действиями других людей. Это и служит основанием для появления роли в играх  детей. Игры становятся сюжетно-ролевыми. Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга.  Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместных игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

     Таким образом, сюжетно-ролевые игры как  таковые возникают к концу  третьего года жизни ребенка вследствие  накопления различных впечатлений  от окружающей действительности. Рассмотрим основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.  
 
 
 

    1. Основные  направления развития сюжетных игр детей  среднего и  старшего дошкольного возраста.

     Появление коллективной игры  создает возможность  для быстрого развития и изменения  как тематики и содержания, так  и структуры игры. В изменении  тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр  на бытовые  темы (примерно 50-70% творческих ролевых  игр детей младшего возраста составляют именно эти игры) к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем  к играм, в которых отображаются различные общественные события  и явления. Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с  действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Игры младших школьников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей).   Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры. По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период. Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме  игры («Во что будем играть?»), иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и развитию правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется  в связи с развитием игры. У малышей такой потребности еще нет. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. У детей возрастает и требовательность к качеству выполняемых ролей. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период  дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. С возрастом увеличивается и количество участников игры. В играх детей младших групп участвуют 2-3 ребенка, у старших – 3-7 и больше. Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в  игрушке возможность воспроизведения тех  действий, которые составляют основное содержание игры.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра дошкольника