Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья
Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.
В
данных условиях практически у всех
детей отмечаются невротические
или депрессивные расстройства, формируются
истероидные черты с
Психотерапия
развода и алгоритм оказания помощи
детям в этой ситуации сводится (в
упрощённом виде) к следующим шагам.
1. Заключение между супругами «договора»
о разводе с указанием
Дети с зависимостью от поп-культуры. Данный тип детей «группы риска» является относительно новым, возникшим как массовое явление в последние 15-20 лет с развитием различных музыкальных групп и шоу-бизнеса. Технологии воздействия шоу-бизнеса на молодёжь сводится как раз к тому, чтобы сформировать зависимость у детей в период формирования у них романтической фазы либидо. Зависимость от поп-культуры развивается в основном у девочек. Поп-артист в фазу романтического либидо воспринимается ими как возлюбленный, вытесняя другие реальные объекты для романтической влюблённости.
Опасность такой зависимости состоит в следующем. Большинство поп-артистов находятся на следующих этапах психосексуального развития (эротического или уже сексуального либидо) и в своём творчестве отражают именно эти этапы, искусственно провоцируя ускорение психосексуального развития девочек 13-14 лет. Этому способствует также и клипы, выполняемые с элементами откровенной эротики. У девочек в психосексуальной сфере фиксируется преобладание мечты над реальными отношениями гетеросексуальной дружбы со сверстниками, а также установки на дозволенность секса в их возрасте или в ближайшем.
В поп-культуре сами любовные отношения представляются предельно упрощёнными – как стремление к физическому контакту, взаимно эротизирующему поведению, при этом никак не представлены какие-либо психологические и нравственные регуляторы сексуального поведения. Таким образом, эксплуатируя романтическую фазу либидо, поп-культура ещё и грубо искажает её психологическое и нравственное содержание.
Девочки с зависимость от поп-культуры легко диагностируются по следующим признакам: поведение «фанатки» того или иного артиста; влечение иметь его фотографии (и их расклеивание по комнате, ношение с собой); навязчивое сосредоточение мыслей на нём; тщательное отслеживание его передвижений, деталей жизни; «ревность» к другим «фанаткам» этого же артиста и обиды при отвержении ими их «возлюбленного»; изменение настроения при «неудачах» артиста (вышел из 10-ки хит-парада, болезни); следование за кумиром в другие города; траты больших денег на концерты и записи; отсутствие развития девочки в других направлениях культуры, в том числе и музыкальной.
Психокоррекция данного явления должна проводиться в тех случаях, когда зависимость от поп-культуры начинает нарушать общее развитие личности – нравственность, психосексуальную сферу, учебную деятельность, а также когда наносит большой материальный ущерб семье. Алгоритмы преодоления подобного рода зависимости ещё разрабатываются; на материале нашего консультирования (более 30 случаев) эффективным оказалась приводимая далее последовательность технологий. 1. Использование сложившегося увлечения для развития личности ребенка: анализ данного направления искусства, особенностей творчества самого артиста, составление домашней фонотеки. 2. На этой основе - анализ психологии творчества вообще. 3. Обнаружение собственных ресурсов ребёнка в творчестве и поддержка их развития в семье, а затем и в школе. 4. Расширение интереса ребёнка к музыке и расширение фонотеки. 5. Активизация общения со сверстниками другого пола – в школе, а затем и дома. 6. Поддержка в семье эстетических аспектов романтической фазы либидо (при отказе от запугивания, запретов).
Дети с пропуском платонической фазы развития либидо и ранним переходом на эротическую (или сразу – сексуальную) стадию развития. Пропуск платонической (романтической) фазы развития либидо чаще встречается у девочек и приводит к необратимому искажению дальнейшего полового поведения и развития личности: отсутствие эстетических и в целом духовных компонентов в половом влечении и преобладание физиологического компонента (парадоксально – как правило, при сниженной оргастичности); слабые нравственные регуляторы полового поведения; раннее начало половой жизни; неспособность к психологически глубоким (и устойчивым) отношениям любви; большое число партнёров (промискуитет); ранние венерические заболевания; подверженность изнасилованиям; пренебрежение контрацепцией и возникновение ранних нежелательных беременностей; психологическая зависимость от сексуального партнёра, наделяемого функциями отца. Последние возникают либо уже в данном 13-летнем возрасте, либо в ближайшие 1-2 года.
Основными социально-психологическими (средовыми) механизмами, приводящими к пропуску платонической фазы развития либидо, являются следующие. Алкоголизм отца, при котором он не является объектом ни первой (в 5-8 лет) влюблённости (в период «эдипового кризиса»), ни второй (в 10-11 лет перед началом данной фазы). Деспотичная запрещающая мать, не реализовавшаяся сама в сексуальной сфере и подавляющая все проявления сексуального развития у дочери. Низкий общий уровень развития личности – сферы интересов, деятельностей (в том числе и учебной), хобби. Дефицит мужского воспитания: ранний развод и дальнейшее воспитание одной матерью; резкое преобладание женской подсистемы в воспитании; воспитание в изначально неполной семье при нереализованности (фрустрированности) матери в сексуальной сфере.
Психокоррекция
проводится поэтапно: 1. Технологии эмоционального
сближения матери с дочерью (на фоне
жесткой директивной «отмены» её аномального
стиля воспитания) одновременно с интенсивным
развитием их эмоциональной сферы. 2. Быстрое
формирование ситуации успеха девочки
в любой деятельности, не относящейся
к сексуальной сфере (в хобби, в ухаживании
за животными, в учёбе) с дальнейшей (изложенной
выше) программой поддержки её способности
к самостоятельной деятельности. 3. Ускоренное
развитие у девочки (за счёт семейной поддержки)
элементов платонической фазы либидо:
эстетического интереса к себе как к девушке
(облик, причёски, одежда, макияж и др.),
эстетического восприятия юношей, поддержка
нормативного (по возрасту) общения с юношами
– в семье, в школе, развитие черт женственности.
4. Развитие у девочки способности к выбору
объекта любви на основании психологических
и эстетических критериев, поддержка семьёй
такого выбора. 5. Формирование указанных
выше и других элементов платонической
фазы развития либидо – уже в динамике
отношений возникшей пары; сдруживание
родителей с избранником дочери. 6. Поддержка
возникающих у дочери эстетических, психологических
и нравственных регуляторов сексуального
поведения. Естественно, оправдано ознакомление
девушки с методами контрацепции и деликатный
контроль за её менструальной функцией.
При возникновении беременности – немедленное
обращение к гинекологу и психотерапевту.
8-й и 9-й классы (13-15 лет).
Ранний подростковый возраст характеризуется развитием учебной деятельности как ведущей в личности – смыслообразующей и саморегулирующейся (последовательными переживаниями успеха и своего личностного роста). Учение развивается в самостоятельную потребность личности. Дифференцируются внеучебные деятельности, возникают стабильные хобби, развивающиеся до конца подростково-юношеского возраста; у части школьников отмечаются хобби-реакции. Развиваются эстетические потребности – в музыке, кино, литературе, других видах культуры.
У тех учащихся, кто не достиг достаточной автономности от родителей на прежних этапах онтогенеза (и чьи родители применяют методы воспитания, соответствующие этим более ранним этапам), возникают подростковые поведенческие реакции – оппозиции, протеста, эмансипации. В части случаев они активнее протекают в подростковых группах и тогда принимают форму реакций группирования (группа начинает выполнять часть функций семьи).
У
школьников, успешно прошедших
Формируется эротическая фаза либидо (у девочек – с 8-го, а у мальчиков – с 9-го класса) с включением части физиологических компонентов сексуальности, развитием первых эротических контактов.
В семье дети приобретают более «взрослый» статус и соответствующие роли (вплоть до роли лидеров в отдельных видах деятельности или психотерапевтов для старших поколений).
В классе происходит группирование на маленькие группы (по 2-4 человека) на основе механизмов юношеской дружбы, личных симпатий, сходства направленности личности.
В течение этих лет подросток решает множество экзистенциальных задач на смысл, в частности – на принятие себя (идентификацию), на определение своего пути развития в учёбе и профессии, в отношениях любви.
Совокупность успешных учебной и внеучебных деятельностей развивает готовность подростков к переходу в 10-11-й классы и к дальнейшему обучению после школы (техникумы, вузы).
В
8-9-м классах типичными
Вторичная профилактика в 8-9-м классах. Факторами, наиболее часто приводящими к утяжелению возрастных кризисов развития и возникновению детей «групп риска» в данном возрасте являются следующие. Скрытые формы отвержения ребенка в семье: отвержение его внешности, увлечений, друзей, полового патоморфоза и начинающегося эротического поведения, успеваемости, учебного и профессионального выбора. Таким образом, родителями игнорируется основная потребность человека – в самореализации. Особенно эта ситуация утяжеляется, если отмечаются ещё и аномальные стили воспитания: авторитарно-доминантное, воспитательный подход к подростку как будто бы он ещё ребёнок, гиперопёка, проекция родителями на ребенка собственных потребностей того же подросткового возраста.
Типичными вариантами детей «группы риска» в 8-9-м классах являются следующие: невротическое развитие личности (чаще - неврастеническое, фобическое), патохарактерологические реакции на фрустрацию, социально-психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и дальнейшей учёбе, ранняя зависимость от психоактивных веществ или азартных игр, раннее начало сексуальной жизни (совмещение эротической и сексуальной фазы развития) и нежелательные беременности.
По каждому из данных вариантов детей «группы риска» образовательное учреждение должно иметь программу вторичной профилактики, предусматривающую взаимодействие с детско-подростковой наркологической, психиатрической и другими службами здравоохранения.
Изложенная
в данном сообщении программа
первичной и вторичной