Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья

Описание работы

Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.

Работа содержит 1 файл

1 статья.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

   В данных условиях практически у всех детей отмечаются невротические  или депрессивные расстройства, формируются  истероидные черты с манипулятивным поведением ребенка в отношении  обоих родителей.

   Психотерапия  развода и алгоритм оказания помощи детям в этой ситуации сводится (в  упрощённом виде) к следующим шагам. 1. Заключение между супругами «договора» о разводе с указанием обязательств сторон и условий равного (в соответствии с законом) обеспечения воспитательной функции каждого. 2. Индивидуальная психотерапия каждого из супругов с преодолением кризисов личности, сохраняющихся после развода. 3. Улучшение функционирования каждой из подсистем бывшей семьи (мать – ребёнок; отец – ребенок; прародитель – ребёнок); обеспечение ребёнку с обеих сторон принятия, поддержки его самооценки, психологической защиты. 4. Разработка сценариев совместного досуга бывших супругов вместе с ребёнком. 5. Анализ и активизация ресурсов развития воспитательной функции у каждого родителя. 6. Согласование отдалённых целей воспитания и развития личности ребенка, критериев их достижения. 7. Преодоление у бывших супругов взаимных негативных установок. 8. Поддержка у каждого бывшего супруга самооценки в психосексуальной сфере и самого психосексуального развития. 9. Подготовка каждого из супругов к повторному браку (при согласии на данное направление помощи). 10. Технологии психологического сближения ребёнка с будущими отчимами и мачехами.

   Дети  с зависимостью от поп-культуры. Данный тип детей «группы риска» является относительно новым, возникшим как массовое явление в последние 15-20 лет с развитием различных музыкальных групп и шоу-бизнеса. Технологии воздействия шоу-бизнеса на молодёжь сводится как раз к тому, чтобы сформировать зависимость у детей  в период формирования у них романтической фазы либидо. Зависимость от поп-культуры развивается в основном у девочек. Поп-артист в фазу романтического либидо воспринимается ими как возлюбленный, вытесняя другие реальные объекты для романтической влюблённости.

   Опасность такой зависимости состоит в  следующем. Большинство поп-артистов находятся на следующих этапах психосексуального  развития (эротического или уже сексуального либидо) и в своём творчестве отражают именно эти этапы, искусственно провоцируя ускорение психосексуального развития девочек 13-14 лет. Этому способствует также и клипы, выполняемые с элементами откровенной эротики. У девочек в психосексуальной сфере фиксируется преобладание мечты над реальными отношениями гетеросексуальной дружбы со сверстниками, а также установки на дозволенность секса в их возрасте или в ближайшем.

   В поп-культуре сами любовные отношения  представляются предельно упрощёнными  – как стремление к физическому  контакту, взаимно эротизирующему поведению, при этом никак не представлены какие-либо психологические и нравственные регуляторы сексуального поведения. Таким образом, эксплуатируя романтическую фазу либидо, поп-культура ещё и грубо искажает её психологическое и нравственное содержание.

   Девочки с зависимость от поп-культуры легко диагностируются по следующим признакам: поведение «фанатки» того или иного артиста; влечение иметь его фотографии (и их расклеивание по комнате, ношение с собой); навязчивое сосредоточение мыслей на нём; тщательное отслеживание его передвижений, деталей жизни; «ревность» к другим «фанаткам» этого же артиста и обиды при отвержении ими их «возлюбленного»; изменение настроения при «неудачах» артиста (вышел из 10-ки хит-парада, болезни); следование за кумиром в другие города; траты больших денег на концерты и записи; отсутствие развития девочки в других направлениях культуры, в том числе и музыкальной.

   Психокоррекция  данного явления должна проводиться  в тех случаях, когда зависимость  от поп-культуры начинает нарушать общее развитие личности – нравственность, психосексуальную сферу, учебную деятельность, а также когда наносит большой материальный ущерб семье. Алгоритмы преодоления подобного рода зависимости ещё разрабатываются; на материале нашего консультирования (более 30 случаев) эффективным оказалась приводимая далее последовательность технологий. 1. Использование сложившегося увлечения для развития личности ребенка: анализ данного направления искусства, особенностей творчества самого артиста, составление домашней фонотеки. 2. На этой основе - анализ психологии творчества вообще. 3. Обнаружение собственных ресурсов ребёнка в творчестве и поддержка их развития в семье, а затем и в школе. 4. Расширение интереса ребёнка к музыке и расширение фонотеки. 5. Активизация общения со сверстниками другого пола – в школе, а затем и дома. 6. Поддержка в семье эстетических аспектов романтической фазы либидо (при отказе от запугивания, запретов).

   Дети  с пропуском платонической  фазы развития либидо и ранним переходом  на эротическую (или сразу – сексуальную) стадию развития. Пропуск платонической (романтической) фазы развития либидо чаще встречается у девочек и приводит к необратимому искажению дальнейшего полового поведения и развития личности: отсутствие эстетических и в целом духовных компонентов в половом влечении и преобладание физиологического компонента (парадоксально – как правило, при сниженной оргастичности); слабые нравственные регуляторы полового поведения; раннее начало половой жизни; неспособность к психологически глубоким (и устойчивым)  отношениям любви; большое число партнёров (промискуитет); ранние венерические заболевания; подверженность изнасилованиям; пренебрежение контрацепцией и возникновение ранних нежелательных беременностей; психологическая зависимость от сексуального партнёра, наделяемого функциями отца. Последние возникают либо уже в данном 13-летнем возрасте, либо в ближайшие 1-2 года.

   Основными социально-психологическими (средовыми) механизмами, приводящими к пропуску платонической фазы развития либидо, являются следующие. Алкоголизм отца, при котором он не является объектом ни первой (в 5-8 лет) влюблённости (в период «эдипового кризиса»), ни второй (в 10-11 лет перед началом данной фазы). Деспотичная запрещающая мать, не реализовавшаяся сама в сексуальной сфере и подавляющая все проявления сексуального развития у дочери. Низкий общий уровень развития личности – сферы интересов, деятельностей (в том числе и учебной), хобби. Дефицит мужского воспитания: ранний развод и дальнейшее воспитание одной матерью; резкое преобладание женской подсистемы в воспитании; воспитание в изначально неполной семье при нереализованности (фрустрированности) матери в сексуальной сфере.

   Психокоррекция  проводится поэтапно: 1. Технологии эмоционального сближения матери с дочерью (на фоне жесткой директивной «отмены» её аномального стиля воспитания) одновременно с интенсивным развитием их эмоциональной сферы. 2. Быстрое формирование ситуации успеха девочки в любой деятельности, не относящейся к сексуальной сфере (в хобби, в ухаживании за животными, в учёбе) с дальнейшей (изложенной выше) программой поддержки её способности к самостоятельной деятельности. 3. Ускоренное развитие у девочки (за счёт семейной поддержки) элементов платонической фазы либидо: эстетического интереса к себе как к девушке (облик, причёски, одежда, макияж и др.), эстетического восприятия юношей, поддержка нормативного (по возрасту) общения с юношами – в семье, в школе, развитие черт женственности. 4. Развитие у девочки способности к выбору объекта любви на основании психологических и эстетических критериев, поддержка семьёй такого выбора. 5. Формирование указанных выше и других элементов платонической фазы развития либидо – уже в динамике отношений возникшей пары; сдруживание родителей с избранником дочери. 6. Поддержка возникающих у дочери эстетических, психологических и нравственных регуляторов сексуального поведения. Естественно, оправдано ознакомление девушки с методами контрацепции и деликатный контроль за её менструальной функцией. При возникновении беременности – немедленное обращение к гинекологу и психотерапевту.  

   8-й  и 9-й классы (13-15 лет).

   Ранний  подростковый возраст характеризуется  развитием учебной деятельности как ведущей в личности – смыслообразующей и саморегулирующейся (последовательными  переживаниями успеха и своего личностного роста). Учение развивается в самостоятельную потребность личности. Дифференцируются внеучебные деятельности, возникают стабильные хобби, развивающиеся до конца подростково-юношеского возраста; у части школьников отмечаются хобби-реакции. Развиваются эстетические потребности – в музыке, кино, литературе, других видах культуры.

   У тех учащихся, кто не достиг достаточной  автономности от родителей на прежних  этапах онтогенеза (и чьи родители применяют методы воспитания, соответствующие этим более ранним этапам), возникают подростковые поведенческие реакции – оппозиции, протеста, эмансипации. В части случаев они активнее протекают в подростковых группах и тогда принимают форму реакций группирования (группа начинает выполнять часть функций семьи).

   У школьников, успешно прошедших платоническую  фазу либидо, возникает новый, исповедальный (по И.С. Кону) тип юношеской дружбы.

   Формируется эротическая фаза либидо (у девочек  – с 8-го, а у мальчиков –  с 9-го класса) с включением части  физиологических компонентов сексуальности, развитием первых эротических контактов.

   В семье дети приобретают более  «взрослый» статус и соответствующие  роли (вплоть до роли лидеров в отдельных  видах деятельности или психотерапевтов  для старших поколений).

   В классе происходит группирование на маленькие группы (по 2-4 человека) на основе механизмов юношеской дружбы, личных симпатий, сходства направленности личности.

   В течение этих лет подросток решает множество экзистенциальных задач  на смысл, в частности – на принятие себя (идентификацию), на определение своего пути развития в учёбе и профессии, в отношениях любви.

   Совокупность  успешных учебной и внеучебных деятельностей  развивает готовность подростков к  переходу в 10-11-й классы и к дальнейшему  обучению после школы (техникумы, вузы).

   В 8-9-м классах типичными кризисами  развития являются внутриличностные, кризисы в отношениях любви, дружбы, кризисы автономизации от родителей, кризисы нравственных ценностей. В первичной профилактике (строящейся по изложенной выше общей схеме) требуется учитывать данную возрастную специфику и больше проводить индивидуального консультирования, а групповые технологии в классе ориентировать на взаимную поддержку и развитие отношений дружбы и межполовых психологических отношений; актуальным является профессиональная ориентация, в том числе и на основе психодиагностики интересов, структуры характера (опросник Голланда, СМИЛ, профориентационный вариант ММРI, др.); адекватны возрасту программы групповых психологических тренингов личностного роста.

   Вторичная профилактика в 8-9-м классах. Факторами, наиболее часто приводящими к утяжелению возрастных кризисов развития и возникновению детей «групп риска» в данном возрасте являются следующие. Скрытые формы отвержения ребенка в семье: отвержение его внешности, увлечений, друзей, полового патоморфоза и начинающегося эротического поведения, успеваемости, учебного и профессионального выбора. Таким образом, родителями игнорируется основная потребность человека – в самореализации. Особенно эта ситуация утяжеляется, если отмечаются ещё и аномальные стили воспитания: авторитарно-доминантное, воспитательный подход к подростку как будто бы он ещё ребёнок, гиперопёка, проекция родителями на ребенка собственных потребностей того же подросткового возраста.

   Типичными вариантами детей «группы риска» в 8-9-м классах являются следующие: невротическое развитие личности (чаще -  неврастеническое, фобическое), патохарактерологические реакции на фрустрацию, социально-психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и дальнейшей учёбе, ранняя зависимость от психоактивных веществ или азартных игр, раннее начало сексуальной жизни (совмещение эротической и сексуальной фазы развития) и нежелательные беременности.

   По  каждому из данных вариантов детей  «группы риска» образовательное учреждение должно иметь программу вторичной профилактики, предусматривающую взаимодействие с детско-подростковой наркологической, психиатрической и другими службами здравоохранения.

   Изложенная  в данном сообщении программа  первичной и вторичной профилактики основана на подходах возрастной и педагогической психологии, концепциях детско-подростковой психиатрии о вариантах дизонтогенеза личности, онтогенетически ориентированной психотерапии (в том числе и семейной) и психокоррекции. Её технологическое содержание соответствует функциям специалистов образования (классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога и др.) и здравоохранения (детско-подросткового психиатра-нарколога, медицинского психолога, детского и подросткового невропатолога и психиатра). По данной программе сотрудниками психолого-педагогического отдела ЦДЮТЭ и подростковой наркологической службы проводится подготовка специалистов для системы образования в вузах (НИРО, АГПИ, НГМУ, МГЭИ).

      

Информация о работе Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе