Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья

Описание работы

Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.

Работа содержит 1 файл

1 статья.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

            Более редкими типами детей «группы риска» в начальных классах школы являлись дети с агрессивностью, с затруднениями в сфере общения (психастенически застенчивые), дети, отвергнутые классом как социальной группой.  Школам необходимо иметь профилактические программы также и по каждому из этих типов детей «группы риска». 

2. Средняя школа.

   С профилактической точки зрения средняя  школа от 5-го до 9-го класса последовательно  охватывает несколько разнородных  этапов онтогенеза личности, родительской семьи школьника и класса как социальной группы. 

   5-й  класс (10-11 лет).

   В течение 5-го класса должны быть решены  следующие  задачи  возрастного развития: психофизиологическая адаптация к школе, развитие учебной деятельности как самостоятельной в  рамках  многопредметного обучения, развиваются внеучебные деятельности, развивается сфера  общения  по интересам и происходит дифференциация класса на малые группы (по интересам же, по полу). 

   Завершается этап "латентного" либидо или этап полоролевого  развития личности, в результате которого к 10-11 годам у детей закрепляются основные стереотипы мужского и женского полоролевого поведения  и  соответствующий позитивный образ "я - мальчик", "я - девочка".

      В данном возрасте у детей формируется вторичная самооценка;  в ее основе - оценка ребенком себя в различных сферах деятельности,  в групповых процессах, в полоролевых отношениях и уже в меньшей мере - внешняя оценка их социумом (семье, учителем).

      Каждая  из основных задач возрастного развития, связанная с возникновением соответствующего психологического новообразования личности, может решаться как в норме,  так и в условиях,  препятствующих  развитию личности  в  семье и школе.  Возникают варианты аномального протекания данных возрастных кризисов развития детей в 5-м классе,  способные сформировать  факторы риска развития раннего девиантного поведения и потребления ПАВ. 

     Приведем краткий  перечень типичных  этих кризисов  развития детей  в 5-м классе,  развитие которых  необходимо предупредить  первичной профилактикой.

      Кризисы психофизиологической адаптации к  школе:  хронический астенический синдром (утомляемость; проблемы с активным вниманием);  нарушение суточных биоритмов (сна-бодрствования, работоспособности, еды и др.); трудности адаптации детей при низком темпераментном темпе (группа флегматиков).

  Кризис  неготовности ребенка к переходу на многопредметное  обучение; проявляется  в виде поэтапно развивающейся педагогической запущенности: неудачи по отдельным  предметам,  прогрессирующее падение  интереса (мотивации) обучения, снижение успеваемости, утрата стимулирующей функции оценок,  избегание учебы и различные протесты против нее,  прекращение учебной деятельности,  уход ребенка из школьной среды и социализация в уличных асоциальных группах.

      Кризисы фрустрации потребности в самореализации: навязывание ребенку внешкольных деятельностей со стороны взрослых,  не соответствующих его склонностям (механизм проекции родителями на ребенка  собственных  успешных или, наоборот, нереализованных деятельностей); фрустрация самореализации ребенка в деятельности за счет аномальных стилей воспитания (авторитарного, гиперопекающего,  предпочтения в ребенке  детских  или, наоборот, взрослых качеств).

      Кризисы отношений  дружбы,  общения и "личность-группа":  отсутствие друзей,  затруднения в общении (познакомиться,  заинтересовать собой), отвержение  малой  группой,  низкий  социометрический статус в классе.

  Психологический инфантилизм и психологически зависимое  (полезависимое) поведение - от лидеров  в классе, от группы или взрослых. Фрустрация (невозможность реализации) адекватного  интереса  ребенка

(особенно -  мальчиков)  к  информационным  технологиям,  отставание от сверстников  в данной деятельности.

      Кризисы формирования самооценки:  возникновение  вторично  заниженной самооценки  ("комплекса  неполноценности")  из-за осознания ребенком и переживания своей неуспешности в деятельности и в социализации в классе как в группе.

      Типовой план профилактической работы в школе (начиная  с 5-го класса) должен включать:

      В первичной профилактике:

1. Работа  с родителями  -  тренинг воспитательной  функции, особенно для тех,  у кого есть признаки аномальных  стилей воспитания.

2.  Работа  с детьми:

      2.1. Мероприятия по профилактике  ранних форм школьной учебной   дезадаптации  (неготовности  к многопредметному обучению): раннее выявление детей с неготовностью к переходу на многопредметное обучение, педагогическое консультирование данных детей и их родителей и применение методов развития  готовности  детей к обучению в 5-6-м классах (за счёт поддержки учебной деятельности и деятельностей её предшественников).

   2.2. Мероприятия  по развитию  класса как социальной группы. Данное направление реализуется  с помощью активной организации  нормативных групповых процессов в классе,  опережающей возможные кризисы в групповых отношениях. 

    2.3. Включение в групповые психолого-педагогические  методы развития класса занятий  по формированию нравственной  сферы, научных знаний, психологических  защит и просоциальных установок  для обеспечения здорового трезвого образа жизни и профилактики употребления ПАВ (например, по программе волонтерской подготовки – А.Л. Нелидов, Т.А. Попова, Л.В. Леднева, 2003).

    2.4. Развитие культуральной защиты  от употребления ПАВ: навыков  трезвеннических ритуалов (праздников, вечеров), развитие у детей навыков активного досуга (хобби, туризма), интереса к культуре.

    2.5. Включение в программу уроков  по соответствующим дисциплинам  (ОБЖ, природоведению, истории и  др.) тематик, формирующих научные  знания и отрицательные когнитивные установки в отношении девиантного поведения и употребления ПАВ; проведение научных конференций.

    3. Работа с учителями: 

    3.1. Применение здоровье сберегающих  педагогически методов работы  в отношении детей с психофизиологической  и эмоциональной (невротической) школьной дезадаптацией (часть из них приведены ниже в описании вторичной профилактики).

    3.2. Индивидуальная и групповая  психологическая помощь учителям  в преодолении их собственных  и семейных кризисов развития, связанных со спецификой профессии.   Непрерывность эмоционального напряжения и сниженная способность преодолевать стресс.  Склонность к заниженной самооценке.  Социальные страхи – оказаться некомпетентным, не иметь права на ошибку.  Иррациональные установки авторитарного типа и авторитарный педагогический  стиль. Бессознательные психологические переносы: из семьи в школу переносятся кризисы отношений с супругом и собственными детьми (возникает скрытое отвержение коллег другого пола, школьников), а также и часть самих психологических функций семьи – потребность в принятии, психологической защите; из школы в семью переносятся дидактические воспитательные приёмы и в ущерб эмоциональным отношениям они начинают преобладать в общении с супругом и детьми (или даже затруднять само образование семьи). Недостаточно реализованная сексуальность.

    4. Оценка эффективности направлений  и методов первичной профилактики.  Должна быть предусмотрена уже  при планировании профилактической  работы; включает педагогическую  диагностику развития учебной деятельности, психологическую диагностику общего развития личности и социально-психологическую диагностику класса как социальной группы.

   

         Вторичная профилактика в 5-м  классе.

     Совокупность возрастных кризисов  развития в 5-м классе, если  они протекают в аномальных условиях, может привести к нарушению развития личности ребенка - то есть, к возникновению факторов риска (школьной дезадаптации, раннему девиантному поведению, обострению неврозов и др.), преодоление которых является уже предметом вторичной профилактики. Ниже приведены основные объекты вторичной профилактики в 5-м классе.

             Дети с неготовностью  к переходу на  многопредметное  обучение.

       Неготовность к переходу на многопредметное обучение обнаруживается в 5-6-м классе в форме резкого снижения успеваемости, а далее и самой мотивации обучения примерно (в современных условиях) у 15-20% мальчиков и 5-10% девочек; в целом на класс такие дети составляют до 20-25%.

        Своевременно не преодоленная  неготовность к переходу на  многопредметное обучение в течение средней школы (к 7-8-му классу) закономерно трансформируется в поэтапно развивающуюся педагогическую запущенность, в школьную, затем в социальную дезадаптацию, а в конце – в девиантное поведение. Школа должна иметь программу вторичной профилактики в отношении данного типа детей «группы риска», в основе которой следующие направления работы.       

         Педагогическая поддержка учебной  деятельности.  Диагностика предметов,  в отношении которых у детей  ещё сохраняется мотивация обучения. Педагогическая помощь по этим предметам: временное выведение на индивидуальное обучение с включением в учебную программу в первую очередь именно этих предметов (с правом посещения класса на предметах, не выведенных на индивидуальное обучение). Интенсивное развитие внеучебных видов деятельности (в классе, в учреждениях дополнительного образования).

          Психолого-педагогическая помощь: тренинг  родителей в поддержке способности  ребенка к деятельности (см. выше), профилактика характерологических реакций на ребенка и его эмоционального отвержения в семье.

          Медико-психологическая помощь: диагностика  и терапия вторичных невротических  и патохарактерологических (психопатических)  расстройств. 

     Дети  с синдромом раннего  детского воровства.

     Синдром раннего детского воровства –  сложное по механизмам происхождение  явление, возникающее еще в конце  начальной школы, но резко учащающееся  в своих проявлениях именно в 5-6 классах, с кризисом перехода на многопредметное  обучение и с началом внесемейной и внешкольной социализации ребенка и его группового поведения. Раннее детское воровство отмечается в биографии более чем 75% детей с ранней токсикоманией и с другими формами потребления психоактивных веществ.

     Воровство как этап в развитии нормативной личности.

 Проявляется  в 2,5-6/7 лет в двух вариантах.

   Первый (10% обращений) – воровство  в рамках игровой деятельности. Ребенок берет чужие вещи, смешивая  в игре контексты «свои-чужие  игрушки»: осознает кражу именно  как игру, её факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой.     Социально-педагогическая реабилитация. Купить  такую  же  свою  игрушку,  но  когда появятся для этого средства (профилактика эгоизма).  Второй (15%) – воровство как следствие недостаточно сформированной  этической регуляции поведения и сферы удовольствий.  Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию  взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).

    Социально-педагогическая коррекция.  Семейный совет с участием  ребенка: поделиться переживаниями  друг с другом и с ребенком  в связи с его кражей; обсудить размер ущерба для семьи, способы его компенсации и ребенок определяет своё участие в этом. Включить ребенка в планирование семейного бюджета, в том числе его собственного (с ограничением в первые недели компенсации ущерба); не стимулировать учебу деньгами. Убрать в недоступное для ребенка место все деньги и ценные вещи (ювелирные изделия и др.), объяснив ребенку,  что это - для исключения «соблазна». 

            Группа раннего  детского воровства  как следствия  нарушений основных  механизмов онтогенеза и социализации личности; включала четыре основных варианта.

Информация о работе Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе