Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья
Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.
Более редкими типами детей «группы риска»
в начальных классах школы являлись дети
с агрессивностью, с затруднениями в сфере
общения (психастенически застенчивые),
дети, отвергнутые классом как социальной
группой. Школам необходимо иметь профилактические
программы также и по каждому из этих типов
детей «группы риска».
2. Средняя школа.
С профилактической точки зрения средняя школа от 5-го до 9-го класса последовательно охватывает несколько разнородных этапов онтогенеза личности, родительской семьи школьника и класса как социальной группы.
5-й класс (10-11 лет).
В течение 5-го класса должны быть решены следующие задачи возрастного развития: психофизиологическая адаптация к школе, развитие учебной деятельности как самостоятельной в рамках многопредметного обучения, развиваются внеучебные деятельности, развивается сфера общения по интересам и происходит дифференциация класса на малые группы (по интересам же, по полу).
Завершается этап "латентного" либидо или этап полоролевого развития личности, в результате которого к 10-11 годам у детей закрепляются основные стереотипы мужского и женского полоролевого поведения и соответствующий позитивный образ "я - мальчик", "я - девочка".
В данном возрасте у детей формируется вторичная самооценка; в ее основе - оценка ребенком себя в различных сферах деятельности, в групповых процессах, в полоролевых отношениях и уже в меньшей мере - внешняя оценка их социумом (семье, учителем).
Каждая из основных задач возрастного развития, связанная с возникновением соответствующего психологического новообразования личности, может решаться как в норме, так и в условиях, препятствующих развитию личности в семье и школе. Возникают варианты аномального протекания данных возрастных кризисов развития детей в 5-м классе, способные сформировать факторы риска развития раннего девиантного поведения и потребления ПАВ.
Приведем краткий перечень типичных этих кризисов развития детей в 5-м классе, развитие которых необходимо предупредить первичной профилактикой.
Кризисы психофизиологической адаптации к школе: хронический астенический синдром (утомляемость; проблемы с активным вниманием); нарушение суточных биоритмов (сна-бодрствования, работоспособности, еды и др.); трудности адаптации детей при низком темпераментном темпе (группа флегматиков).
Кризис неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение; проявляется в виде поэтапно развивающейся педагогической запущенности: неудачи по отдельным предметам, прогрессирующее падение интереса (мотивации) обучения, снижение успеваемости, утрата стимулирующей функции оценок, избегание учебы и различные протесты против нее, прекращение учебной деятельности, уход ребенка из школьной среды и социализация в уличных асоциальных группах.
Кризисы фрустрации потребности в самореализации: навязывание ребенку внешкольных деятельностей со стороны взрослых, не соответствующих его склонностям (механизм проекции родителями на ребенка собственных успешных или, наоборот, нереализованных деятельностей); фрустрация самореализации ребенка в деятельности за счет аномальных стилей воспитания (авторитарного, гиперопекающего, предпочтения в ребенке детских или, наоборот, взрослых качеств).
Кризисы отношений дружбы, общения и "личность-группа": отсутствие друзей, затруднения в общении (познакомиться, заинтересовать собой), отвержение малой группой, низкий социометрический статус в классе.
Психологический инфантилизм и психологически зависимое (полезависимое) поведение - от лидеров в классе, от группы или взрослых. Фрустрация (невозможность реализации) адекватного интереса ребенка
(особенно - мальчиков) к информационным технологиям, отставание от сверстников в данной деятельности.
Кризисы формирования самооценки: возникновение вторично заниженной самооценки ("комплекса неполноценности") из-за осознания ребенком и переживания своей неуспешности в деятельности и в социализации в классе как в группе.
Типовой план профилактической работы в школе (начиная с 5-го класса) должен включать:
В первичной профилактике:
1. Работа
с родителями - тренинг воспитательной
функции, особенно для тех,
у кого есть признаки
2. Работа с детьми:
2.1. Мероприятия по профилактике ранних форм школьной учебной дезадаптации (неготовности к многопредметному обучению): раннее выявление детей с неготовностью к переходу на многопредметное обучение, педагогическое консультирование данных детей и их родителей и применение методов развития готовности детей к обучению в 5-6-м классах (за счёт поддержки учебной деятельности и деятельностей её предшественников).
2.2. Мероприятия по развитию
класса как социальной группы.
Данное направление
2.3. Включение в групповые
2.4. Развитие культуральной защиты от употребления ПАВ: навыков трезвеннических ритуалов (праздников, вечеров), развитие у детей навыков активного досуга (хобби, туризма), интереса к культуре.
2.5. Включение в программу уроков
по соответствующим
3. Работа с учителями:
3.1. Применение здоровье
3.2. Индивидуальная и групповая
психологическая помощь
4. Оценка эффективности
Вторичная профилактика в 5-м классе.
Совокупность возрастных
Дети с неготовностью к переходу на многопредметное обучение.
Неготовность к переходу на многопредметное обучение обнаруживается в 5-6-м классе в форме резкого снижения успеваемости, а далее и самой мотивации обучения примерно (в современных условиях) у 15-20% мальчиков и 5-10% девочек; в целом на класс такие дети составляют до 20-25%.
Своевременно не преодоленная неготовность к переходу на многопредметное обучение в течение средней школы (к 7-8-му классу) закономерно трансформируется в поэтапно развивающуюся педагогическую запущенность, в школьную, затем в социальную дезадаптацию, а в конце – в девиантное поведение. Школа должна иметь программу вторичной профилактики в отношении данного типа детей «группы риска», в основе которой следующие направления работы.
Педагогическая поддержка
Психолого-педагогическая
Медико-психологическая помощь: диагностика
и терапия вторичных
Дети с синдромом раннего детского воровства.
Синдром раннего детского воровства – сложное по механизмам происхождение явление, возникающее еще в конце начальной школы, но резко учащающееся в своих проявлениях именно в 5-6 классах, с кризисом перехода на многопредметное обучение и с началом внесемейной и внешкольной социализации ребенка и его группового поведения. Раннее детское воровство отмечается в биографии более чем 75% детей с ранней токсикоманией и с другими формами потребления психоактивных веществ.
Воровство как этап в развитии нормативной личности.
Проявляется в 2,5-6/7 лет в двух вариантах.
Первый (10% обращений) – воровство в рамках игровой деятельности. Ребенок берет чужие вещи, смешивая в игре контексты «свои-чужие игрушки»: осознает кражу именно как игру, её факт легко признает, но может и скрывать, сожалея о необходимости расставаться с полюбившейся игрушкой. Социально-педагогическая реабилитация. Купить такую же свою игрушку, но когда появятся для этого средства (профилактика эгоизма). Второй (15%) – воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий. Ребенок берет чужие вещи в связи с отсутствием сформированных этических норм в отношении «чужого»: осознает кражу как норму поведения, доволен ею, апелляцию взрослых к «совести» не понимает; этические регуляторы недостаточны и в других сферах деятельности (дружба, учеба).
Социально-педагогическая
Группа раннего детского воровства как следствия нарушений основных механизмов онтогенеза и социализации личности; включала четыре основных варианта.