Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья

Описание работы

Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.

Работа содержит 1 файл

1 статья.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     Дети с патохарактерологическими нарушениями (формирующимися психопатиями) и агрессивным поведением. При построении алгоритма психокоррекционной работы с агрессивными детьми вначале необходима дифференциальная диагностика ведущих механизмов возникновения агрессии и их соотношения в каждом конкретном случае.  Биологические механизмы: чаще всего это органические повреждения головного мозга в дошкольном возрасте (энцефалопатии) и их последствия. Механизмы фрустрации: агрессия возникает как ответная реакция на невозможность удовлетворения значимой потребности или реализации смыслообразующей деятельности. Псевдокомпенсаторные механизмы: агрессия возникает как компенсация неуспешности ребенка в просоциальных деятельностях (учёбе, групповом поведении), в реализации потребности в лидерстве, а также при хронически ущемлённом чувстве собственного достоинства (в условиях эмоционального отвержения ребенка средой). Механизмы социального научения: формирование навыков агрессивного поведения путём его поддержки, закрепления и даже тренировки социумом (семьёй, в том числе и с асоциальными установками, сверстниками).

    Далее в отношении каждого  из выявленных механизмов разрабатывается  программа его преодоления. Обязательным  компонентом психокоррекции агрессивности  является поиск деятельностей,  позволяющих ребенку реализовать  («сублимировать») её в просоциальных формах: виды спорта с элементами риска и борьбы; экстремальный туризм и т.п.

     Дети с синдромом  «детей отцов-алкоголиков». Семьи со  злоупотреблением  алкоголем  (алкогольной  зависимостью) у одного из родителей (отцов) составляют до 20-30%  всех семей с детьми-школьниками и около 60%  семей с ранним социально девиантным поведением детей, проявляющимся как раз в возрасте 5-7-го класса.  Дети в подобных семьях развиваются в непрерывно кризисных условиях (где у отца, а затем и у матери искажаются все основные функции и роли семьи); примерно у половины из них возникает совокупность специфических  расстройств развития личности. Детей отличает неразвитость предшественников учебной деятельности (исследовательская  в  отношении окружающего  мира,  конструирование,  рукоделия и элементарный труд по дому, творческое самовыражение и увлечения, восприятие сказки с развитой фантазией, сложные сюжетно-ролевые игры), бедность речи и сферы понятий, постоянные переживания неполноценности родительской семьи и незащищенности ею. В первом классе обнаруживается, что дети не имеют мотивации обучения,  социально некомпетентны и психологически зависимы от окружающих  лидеров  и  групп сверстников;  у них легко возникают различные кризисные ситуации, ранние формы социального девиантного поведения (лживость, уходы из дома). С  юношеского  возраста они повторяют "алкогольные" жизненные сценарии наркологически больного родителя. Выявляют нарушения психосексуального развития  -  раннее начало половой жизни,  подверженность сексуальному насилию,  неразвитость полового ролевого поведения, недостаточное развитие эстетического и эротического компонентов.

    Помощь данным семьям для того, чтобы стать эффективной,  в  принципе должна начинаться с  первых же классов школы и проводиться вначале в  отношении  наркологически  здоровой  матери  ребенка.  Обязательным является трезвый образ жизни матери, чтобы его позитивный опыт она передавала  ребенку.  Второй этап универсального алгоритма  помощи дополняется циклом занятий с матерями в подходах групповой недирективной психотерапии; занятия – каждые две недели.

     Основное психологическое содержание  направления  работы с мужем - создать ситуацию конфронтации в самосознании мужа между двумя полярными психологическими  состояниями  (субличностями)  "Я-трезвенник"   и "Я-выпивающий" - с безусловным преимуществом у первой.  Наконец,  после нескольких недель (месяцев) данной работы проводится "семейный совет". На нем родители, родные, жена и дети рассказывают о том, какой бы они хотели видеть семью, описывают свои переживания из-за алкогольной зависимости у мужа и радость от периодов  его  трезвости, просят его обратиться за наркологической помощью.  Если муж обращается за наркологической помощью,  указанная  выше  программа  его поддержки становится образом жизни семьи.  Если после 2-3-х "семейных советов" пациент отказывается от наркологической помощи,  то семья проводит программу компенсации "дефицита отца" в воспитании ребенка. Она состоит из поддержки его поло-ролевого поведения, занятий в соответствующих секциях и клубах;  родственники-мужчины  реализуют с ребенком общие с ним дела и хобби.

     Активизация когнитивной сферы  и мотивации обучения проводилась  по изложенной выше схеме активизации  способности ребенка к деятельности.

     Восстановление мотивации к   обучению  по  данной  программе  занимало: в младших классах - 1-2 года, в средних - до года.

     Далее дети нуждались в проведении  еще трех специальных направлений  реабилитации. 1. Спорт, туризм, увлечение  компьютерами и техникой - преодолевали (у мальчиков) подростковые реакции группирования с асоциальными сверстниками и зависимость от группы. 2. Тренинг в группах общения  (смешанных  по  полу)  - повышал эмоциональную сензитивность и улучшал отношения с другим полом. 3. Формирование установок на трезвый образ жизни и защиты от употребления алкоголя, наркотиков и курения.

          Дети с инфантилизмом и психологически зависимым поведением от группы, лидеров сверстников и взрослых. Психокоррекция данного типа детей складывалась из психокоррекции аномальных стилей воспитания родителей (авторитарного, стиля с резким преобладанием санкций над поощрениями, предпочтения детских качеств), формирующих данные особенности личности ребенка; тренинга самостоятельности и предприимчивости ребенка в семье во внеучебных деятельностях; тренинга лидерских качеств в групповых процессах в классе (в микрогруппах). 

   7-й  класс (12-13 лет).

   В данном возрасте развивается кризис 13-ти лет. Для построения первичной  профилактики важно кратко пояснить его содержание.  Мышление становится операциональным (абстрактно-логическим). Одновременно развивается способность к интроспекции, когда предметом когнитивного интереса ребенка и изучения становится собственная личность. Резко усложняется структура самосознания, особенно в отношении представлений о своём «Я»; формируется система из множества взаимодействующих субличностей (что с этого возраста делает применимой  и эффективной гештальттерапию), соответственно и самооценка становится на весь этот период неустойчивой и противоречивой. 

   Соответственно  ещё больше, чем в 6-м классе, проявляются  различные внутриличностные кризисы (в том числе уже и смысловые  – экзистенциальные). В связи  с этим данный возраст (7-9-й классы) становится сензитивным (повышенно чувствительным) к эмоциональным стрессам.

   Наконец, начиная с кризиса 13-ти летнего  возраста, и в ближайшие 3-4 года формируются  все основные «взрослые» механизмы  психологической защиты (саморегуляции) и совладающего поведения с трудными кризисными ситуациями.

   Активно развивается фаза платонического либидо у девочек: возникают навыки поведения  по женскому типу (интерес к косметике, одежде, навыки принимать ухаживания). Уже все мальчики вступают в данную фазу развития, и у них возникает  потребность проявить себя перед  девочками.

   Групповое поведение и социализация в группе постепенно становится для детей  не менее актуальной, чем в семье.  В группах, начиная с данного  возраста, у детей усложняются  ролевые отношения – каждый ребенок  стремится проявить себя в разнообразных ролях, и испытывает потребность в каждой из них быть и успешным и лидером.

           Первичная профилактика в 7-м классе строится по схеме, изложенной для 5-го, но имеет возрастную специфику. В течение первого полугодия необходим групповой тренинг эмоционального общения, эмпатии, развития нравственных чувств, взаимной поддержки, в том числе между полами. В течение учебного года необходимо поддерживать любое успешное ролевое поведение детей, помочь им найти индивидуально наиболее успешные для них роли.  

   Вторичная профилактика в 7-м  классе.

   Нерешённость  задач возрастного развития, сложные  сочетания переживаемых ими кризисов приводят к аномалиям развития личности. К основным факторам, приводящим к  нарушению развития личности детей  в данном возрасте, относятся: хронические кризисы отношений родителей и предразводная ситуация в семье; хронические кризисы отношений с одноклассниками и учителями; стойкое снижение мотивации учения и ухудшение учебной деятельности; социализация преимущественно в «уличных» группах вне семьи и школы.

   Представим  основные типы детей «группы риска» в данном возрасте.

   Дети  с невротическим  или патохарактерологическим  развитием личности. Психокоррекционная работа проводится по изложенным выше схемам для детей аналогичных типов. Спецификой данного возраста является значительная длительность аномального развития личности, так что во всех случаях необходимо проводить также и программы поддержки учебной деятельности.

   Дети  с агрессивным  подростковым девиантным поведением – хулиганством, воровством (и вымогательством), в том числе в составе антисоциальной группы.

   Типология воровства в целом соответствует  приведенной выше; спецификой воровства  в предподростковом возрасте (в 7-8-классе) является преобладание механизма эмоционального отвержения ребенка в семье и социализации в асоциальной группе. Эти механизмы взаимосвязаны: до того, как вступить в асоциальную группу, отвергаемые в семье дети в течение 1-2-х лет входит в псевдокомпенсаторные группы, названные нами доасоциальными; данные группы частично берут на себя не исполняемые семьёй ребенка функции – физической защиты, поддержания самооценки, антистрессовой («психотерапевтической») функции.

   Подростковое  хулиганство возникало в результате сложного сочетания механизмов:  псевдокомпенсации ущемлённого чувства достоинства отвергающей ребенка семьёй, нереализованного в просоциальных формах стремления к лидерству, а также по механизмом группового асоциального поведения. Психокоррекция подросткового девиантного поведения проводится сочетанием алгоритма преодоления эмоционального отвержения, психокоррекции агрессии и специфической работы с асоциальной группой.

   Выявление наличия в школе подобной группы.  Выявление её лидера; психокоррекционная работа с лидером и его родительской семьёй с целью обнаружить сохраняющиеся просоциальные мотивы и деятельности – их актуализация. При неэффективности работы – перевод асоциального лидера в образовательное учреждение для «трудных» подростков. Одновременная работа с «рядовыми» членами группы: а) Выявление потребностей в развитии, которые они удовлетворяли в групповом поведении, и организация их удовлетворения в семье и в школе; б) Проведение изложенной выше программы развития деятельности, в первую очередь – внеучебных; в) Интенсивная педагогическая поддержка учебной деятельности (репетиторы, индивидуальное обучение) по наиболее потенциально успешным предметам. г) При появлении признаков улучшения учебной и внеучебных деятельностей – включение в интенсивные групповые процессы в классе и организация групповых процессов со сверстниками дома.

   Дети  с синдромом уходов (уходы  из школы, уходы и  побеги из дома). Является результатом сложных психологических процессов, во многом сходных с механизмами раннего детского воровства. Среди исследованных нами случаев (более 40) можно было выделить ведущий механизм – патологическое развитие личности ребенка (по астеническому,  депрессивному, неустойчивому, реже – шизоидному типу) в условиях длительного эмоционального отвержения в семье. Соответственно этому и алгоритм психокоррекции синдрома уходов состоял из следующих этапов: а) Формирование семьей адекватного (принимающего, защищающего) отношения к ребенку при условии запрета на критику самого ухода; б) Развитие эмоциональных отношений в каждой из подсистем семьи: ребёнок - мать, ребёнок - отец, ребёнок - другие дети в семье и т.п.; в) Наделение ребёнка значимыми для него («взрослыми») ролями в семье и поддержка его самооценки; г) Организация общения со сверстниками дома; д) Быстрое включение в групповые процессы в классе. На этом фоне проводится, естественно, поддержка учебной и внеучебных деятельностей.

   Дети  с эмоциональными расстройствами в  связи с предразводным  состоянием в семье  и после развода  родителей. Родители 7-классников находятся в промежутке между кризисом 30-ти и 40-ка летних и те из них, кто приходит к разводу (около 20% от всех родителей в школе), либо недавно развелись, либо приближаются к разводу.

   Системы психологической помощи детям в  ситуации развода только разрабатываются, особенно – на материале российской культурной среды. Сложность проблемы в том, что большинство разводов (из более 300 проанализированных нами) являются не адаптивным механизмом, обеспечивающим дальнейшее более успешное развитие личности разведённых и их детей, а продолжением и утяжелением прежних конфликтов. Таким образом, вместо улучшения психологической ситуации развития дети сразу после развода на несколько лет попадают в следующие типичные кризисы (которые и необходимо преодолевать в ходе психотерапии развода).  Включение ребенка непосредственно в продолжающиеся конфликтные отношения родителей. Шантаж друг друга ребёнком. Создание родителями разных (преимущественных, «задабривающих» с гиперпротекцией) материальных условий содержания ребенка и конкуренция за первенство в данном отношении. Препятствование одному из родителей в осуществлении его воспитательной функции. Возникновение у родителей взаимно исключающих стилей воспитания (противоречивое воспитание). Формирование у ребенка эмоционально отрицательных установок в отношении другого родителя. Неопределённость и непрерывная изменчивость воспитательной среды.

Информация о работе Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе