Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья
Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.
Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников (5%). Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила.
Социально-педагогическая
Воровство как компенсация фрустрации значимых потребностей личности (15%). В нашем материале к таковым относились: потребность в повышении самооценки, в признании, в защите, в самореализации, в наличии друзей или потребность в принадлежности к группе; любой из этих смысловых кризисов развития личности в течение 1-3-х лет приводил к появлению у ребенка преневротических расстройств (сниженной самооценки, эмоциональной лабильности, неуверенности и страхам). Воровство же возникает как случайная «находка» ребенка, закрепляется как компенсаторная реакция личности и включается в её мотивационно-смысловую сферу. Далее за несколько месяцев воровство развивается в целостную компенсаторную деятельность и используется для обеспечения этой компенсаторной деятельности – индивидуально и в группах сверстников. Развитие возникших было невротических черт характера при этом как бы приостанавливается. Ребенок некритичен к воровству с все более изощренной ложью, что искажает развитие его этической сферы.
Основой вторичной
Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности (20%). Возникает во 2-3-м классе и в определенной последовательности. Вначале ребенок дает личностную реакцию на неуспехи в учебе, которые связанны с его личностной неготовностью к ней, с невротическими, астеническим или резидуальными органическими синдромами (минимальной мозговой дисфункцией). Далее какое-то время ребенок (обычно - под нажимом взрослых) пытается компенсировать неуспехи интенсификацией учебной деятельности. В отсутствии адекватной медицинской и психолого-педагогической помощи эта компенсация не дает результата. У родителей развивается непринятие ребенка. У самого ребенка возникают пассивно-оборонительные реакции – уход от учебы, протесты и отказ от нее, а затем – неврозы (неврастения, фобии). Мотивация к учебе снижается. Далее процесс идет по механизму педагогической запущенности.
Стержневыми являлись
Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде (5%). В данном возрасте возникает в случаях преждевременной (до пубертата) реакций группирования, выполняющих для ребенка функцию активной психологической защиты (совладающего поведения) при сочетании прогрессирующей педагогической запущенности и отвержения со стороны класса. Ребенок социализируется в «уличной» группе: включается в её виды деятельности (вначале может быть и не воровство), у него возникают роли в группе, статус и навыки поведения; от группы он получает защиту от неудач, «новую» систему мотивов и ценностей, включая оценку себя как значимой личности. Ребенок защищает (ложью) не только свое воровство, но и всю группу; глух к морали взрослых, выявляет «перевернутую» этику (именно удачное воровство – признак успеха). Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).
Социально-педагогическая
Воровство как
вариант
Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителей (25%). Развивалось в закономерной последовательности. Вначале у родителей и прародителей, в качестве продолжения их собственных кризисов развития личности, возникало отвержение либо самого факта существования ребенка («нежеланные» дети), либо его конституциональных свойств - анатомических или темпераментных. Далее с началом формирования личности ребенка в кризисе 3–4-х лет отвержение проявлялось в виде аномальных стилей воспитания: авторитарный стиль (с подавлением формирующейся автономности личности ребенка), «либеральный» или гипоопекающий, стиль с предпочтением в ребенке детских или взрослых качеств, не соответствующих его текущему возрасту. В результате к завершению у ребенка кризиса 3-4-х лет семья не выполняла по отношению к нему все свои базовые функции – психологического принятия, защиты, воспитательной, первичного социального контроля и др. У ребенка не формировалась эмоциональная потребность в семье, привязанность к ней; он не воспринимал её ценности. Негативизм, протест и оппозиция взрослым, свойственные кризису 3-4-х лет, продолжались и на следующих этапах (в 5-7 и 7-11 лет), но становились уже патохарактерологическими реакциями. Компенсаторно дети искали себе лидеров, обычно - старшего возраста, выполнявших для них функцию «суррогатных» родителей, и становились психологически зависимыми от них. Воровство и деятельности, им обеспечиваемые вне семьи, становились для детей как бы моделью семейных отношений.
Психолого-педагогическая и психотерапевтическая коррекция подобных семей сводились к формированию их как бы заново.
Воровство в связи с формирующейся зависимостью от игр – на ПЭВМ или на игровых автоматах (5% обращений). Начиналось с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы (пока без снижения успеваемости), изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и нежелание её завершать. Мотив игры приобретал качество ведущего и смыслообразующего.
Социально-педагогическая
6-й класс (11-12 лет).
В течение 6-го класса завершается фаза развития личности «активность-недостаточность» и признаками этого является совокупность следующих качеств личности: способность самостоятельно принимать решения о деятельности, планировать, осуществлять, завершать её и оценивать результаты, соотносить с другими; волевые способности продолжать деятельность, вопреки возникновению препятствий, трудностей или неудач; устойчивая положительная самооценка и возникновение способности самостоятельно её поддерживать (независимость от внешней оценки).
В
учебной деятельности появление
её качеств самостоятельной и
саморазвивающейся (на основе формирования
собственной потребности в
Структурирование внеучебных деятельностей – возникновение набора кружков и секций, который будет удерживаться до начала юношеского возраста (примерно до 15 лет).
Начинаются предподростковые процессы группирования в классе: прежние группы (сложившиеся ещё в начальной школе на основе совместной игровой деятельности) распадаются и заменяются более сложным группированием по другим факторам – общих интересов во внеучебных деятельностях, в хобби. Группирование идёт и вне школы – по месту жительства и в учреждениях дополнительного образования.
На основе учебной и внеучебной деятельностей и развития группового поведения начинает формироваться чувство социальной компетентности и взрослости («Я взрослый»).
У девочек и у половины мальчиков начинается платоническая (романтическая) фаза психосексуального развития.
В
связи с усложнением
В семье ребёнок наделяется более взрослыми ролями, либо в условиях аномального воспитания (авторитарного, гиперопекающего) вынужден отвоёвывать их.
В результате усложнения системы отношений и личности ученики 6-8-го классов (в преддверии и в процессе кризиса 13-летнего возраста) часто оказываются в сложных кризисных ситуациях (по учёбе, с учителями, в межличностных и групповых отношениях), где им надо учиться принимать «взрослые» решения.
Методы первичной профилактики в отношении возрастных кризисов развития детей в 6-м классе аналогичных тем, что применялись в 5-м; отметим только специфику: более активное применение групповых технологий сплочения и группирования; освоение родителями (в тренинге родительской компетентности) приёмов более «взрослого» воспитания, развивающего у ребенка способность к самостоятельной организации деятельности; поддержка ребенка в платонической фазе психосексуального развития.
Среди
методов промежуточных между
первичной и вторичной
1-й этап. Определение участников кризисной ситуации, очередности оказания им психологической помощи и изоляция ребенка из места кризисной ситуации.
2-й этап. Первоначальное снижение стресса у ребенка.
3-й этап. Рассказ ребенка о кризисной ситуации.
4-й этап. Краткое обобщение консультантом (социальным педагогом) рассказа ребенка.
5-й этап. Обнаружение у ребенка общих ресурсов совладающего поведения.
6-й этап. Закрепление найденных
способов совладающего
7-й этап. Анализ вероятных ресурсов
совладающего поведения
8-й этап. Сравнение между собой
найденных способов
9-й этап. Проверка эффективности
выбранного способа
10-й этап. Планирование практического
использование выбранного
Вторичная профилактика в 6-м классе.
К основным типам детей «
Дети с прогрессирующей (начиная с 5-го класса) педагогической запущенностью и с признаками её перехода в социальную запущенность (асоциальные формы протеста против обучения, одноклассников, учителей, школы, переход процесса социализации во внешкольные «уличные» асоциальные группы).
Программа психокоррекции
При отсутствии эффекта от
этой программы в течение
Дети с эмоциональными расстройствами и стойкими нарушениями самооценки (неврозами, депрессиями). Работу с данного типа детьми следует начинать с консультирования у психотерапевта или медицинского психолога (в подростковой наркологической службе). В работе с семьёй ребенка вначале применяются психотерапевтические методы (в диапазоне от недирективных до директивных, по К. Роджерсу, С. Минухину, Э. Эйдемиллеру и др.), обеспечивающие удовлетворение основных психологических потребностей ребенка – в безусловном принятии его взрослыми и любви, в стабильной позитивной самооценке, в семейной психологической защите, в кинестетическом (физическом) контакте и ласке, в самореализации. Далее поэтапно применяется системная семейная психотерапия. Далее параллельно с медицинской психотерапевтической помощью эффективно включение данных детей в школе в группы психологической поддержки, выполнение индивидуальных психологических заданий на повышение и стабилизацию самооценки и развитие психологических защит, на тренировку уверенности в себе, а также участие ребенка в любых групповых формах работы в классе. Из педагогических методов эффективно репетиторство и поддержка ребёнка на уроке (по схеме, изложенной для детей с неврозами в начальной школы).