Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 18:57, статья

Описание работы

Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно условно разделить на несколько групп:
Социальная модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.

Работа содержит 1 файл

1 статья.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

СИСТЕМНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО  ПОВЕДЕНИЯ

И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ  ВЕЩЕСТВ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ШКОЛЕ. 

     Понятия современной системной  профилактики.

     Разрабатываемые в настоящее время модели профилактики в системе образования можно  условно разделить на несколько групп:

     Социальная  модель: гражданское общество за счет инициатив граждан и общественных организаций само формирует у населения, в том числе и молодежи, гуманистические нравственные просоциальные ценности и установки, установки на здоровый, в том числе и трезвый (без употребления психоактивных веществ) образ жизни.

     Социально-педагогическая модель профилактики: профилактическое воздействие оказывает основная учебная и воспитательная деятельность учреждения. 

     Психолого-педагогическая модель: образовательное учреждение должно организовать основную образовательную и воспитательную деятельность таким образом, чтобы максимально эффективно обеспечить ребенку достижение задач возрастного психологического развития на каждом этапе онтогенеза личности, самореализации личности, ее социальной компетентности и социальной адаптации.

     Медико-психологическая  модель: признание высокого удельного веса нарушений здоровья детей (в первую очередь – психического) и нарушений функционирования родительских семей (начиная еще с дошкольного развития детей) в происхождении раннего девиантного поведения и употребления несовершеннолетними психоактивных веществ. 

     С точки зрения объектов воздействия  выделают три уровня профилактики.

     Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся детей и их родительские семьи, но в первую очередь – здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска.

     Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска». К детям «группы риска» относят тех, которые имеют индивидуальные биологические (медицинские) и психологические, семейные и микросоциальные групповые факторы повышенного риска возникновения школьной и социальной дезадаптации и раннего (еще в несовершеннолетнем возрасте) девиантного поведения и употребления психоактивных веществ.

     Третичная профилактика включает психокоррекционную и реабилитационную работу с детьми, уже имеющими социально девиантное поведение и развивающуюся зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, одурманивающих, курения).

     Ниже  изложим основные кризисы развития личности школьника в начальной  и средней школе – для определения  задач первичной профилактики (нормативного развития личности) и вторичной профилактики в отношении детей «группы  риска».  

  1. Начальная школа.

     Основными задачами развития личности в 1-2-м классах  начальной школы является успешное преодоление кризиса 7-летнего возраста: реализация ребенком (и его родительской семьей) готовности к обучению в  школе, возникающей (в норме) в дошкольном возрасте, и достижение личностной (эмоциональной и поведенческой) школьной адаптации. Во 2-м классе - освоение учебной деятельность как самостоятельной, установление отношений детской дружбы в классе и первоначальное освоение социальных ролей в классе как социальной группе. В 3(4)-м классах – формирование готовности ребенка (и родительской семьи) к переходу на многопредметное обучение.

     В начале каждого класса по программе  первичной профилактики следует  проводить групповые игровые  занятия на общение и сплочение  класса, на позитивное отношение детей друг к другу (принятие), организовывать развитие класса как группы педагогическими технологиями (кратко приведены ниже), проводить непрерывную психолого-педагогическую диагностику достижения детьми задач возрастного развития и возникновения или проявления у детей факторов риска школьной дезадаптации.

     Одним из главных факторов риска ранней школьной дезадаптации является неготовность ребенка к началу учебной деятельности в школе.  Она является одним из основных механизмов, нарушающих социализацию, и создаёт исключительно высокий риск раннего девиантного поведения – обнаруживается более чем у 80% детей с ранней детской лживостью, ранним детским воровством, уходами из дома.

     Программы школы по преодолению  у детей неготовности к учебной деятельности должны охватывать все сферы личности, в каждой из которых необходимо решить задачу достижения нормы возрастного развития. В первую очередь необходимо в ближайшие месяцы от начала учёбы за счёт семьи, внешкольной деятельности и занятий в учреждениях дополнительного образования развить у ребенка до возрастной нормы все необходимые деятельности предшественники учебной. Кроме этого данной цели служат разнообразные программы занятий («тренингов») по развитию игры, творчества, креативности. Подобные программы развития деятельности эффективны, только если охватывают отрезок времени в 1-2 года, то есть – соизмеримый с продолжительностью самого этапа развития готовности к школе.

     Для родителей детей с неготовностью  к учебной деятельностью необходимо проводить программу тренинга родительской компетентности: в ее центре – тренировки способности родителей поддерживать детей в динамике развития их способности к самостоятельной деятельности.

           Другими факторами, объективно  предрасполагающими к школьной дезадаптации в начальных классах, являются следующие.

     Среди семейных факторов одним из основных является  системный кризис 30-летнего возраста у родителей (длится с 29 до 32 лет и охватывает в среднем 7-9-й годы брака). Включает изменение самооценки во всех сферах (внешность, физические возможности, интеллект, сексуальность). В этом возрастном кризисе растёт напряжение и чувствительность родителей к стрессам, возникают супружеские и общие семейные дисгармонии, учащаются разводы. Родители также испытывают воспитательную неуверенность, у них обостряются все предшествовавшие аномальные стили воспитания (авторитерно-доминантный, гиперопёка, гипоопёка, предпочтение в ребенке качеств иного возраста – более детского или более взрослого и др.).

     Выявление аномального варианта развития данного типа возрастного кризиса у родителей требует системной семейной психотерапии и направления к соответствующим специалистам.

     Факторы школьной дезадаптации, относящиеся к специфике школы как учреждения и учебной деятельности, включают несколько групп.

     Группа  психофизиологических факторов: недостаточный психофизиологический (темпераментный) темп и темп переключения деятельности (флегматики), низкий уровень внимания и отвлекаемость, утомляемость и непереносимость резко возросших физических и интеллектуальных нагрузок в режиме 4-х уроков по шестидневке (астенические типы детей). Преодолеваются оптимальным режимом дня (труда и отдыха); для детей с низким психологическим темпом (флегматиков) требуется ранняя стимуляция самостоятельности деятельности, в результате которой психологический темп у них спонтанно повышается.

     Группа  факторов, связанная с неготовностью ребёнка к сложной социальной роли ученика: низкая способность понимать задания (инструкцию) взрослого и следовать ей, низкий уровень активного (сознательно регулируемого) внимания, трудности в работе в условиях большой группы, низкая переносимость конкуренции, сравнения с другими и оценки своей деятельности посторонними, недостаточные навыки выступления перед группой. Преодолевается аналогично неготовности к учебной деятельности, но дополняется развитием у ребенка качеств автономности (самостоятельности) и инициативы (предприимчивости) в основном – во внеучебных (семейных) деятельностях и соответствующих этому новых ролей в семье.

     Коммуникативная неготовность. Обнаруживает себя в виде различных проявлений застенчивости; выявляется по возникновению у ребенка трудностей на всех этапах общения: выбор потенциального друга, трудность подойти, познакомиться, неуверенность в предлагаемых совместных играх или деятельностях и др. Другим вариантом коммуникативного кризиса является отвержение ребенка классом или группой в классе. Данные кризисы преодолеваются включением подобных детей в групповые формы деятельности в классе и вне него, а также групповым тренингом общения.

     Группа  эмоциональных факторов. Включает предневротические расстройства (следствия ранней детской нервности – невропатии) или неврозы, характерологические нарушения (тревожность или депрессивные типы реагирования). Чаще всего встречается комбинация высокой тревоги с разнообразными страхами (особенно опасны страхи в структуре самой учебной деятельности).  Рассмотрим алгоритм вторичной профилактической работы с данным типом детей «группы риска». 

     Дети  с высокой тревогой, невротическим расстройствами и инфантилизмом.

     Неврозы встречаются в 35-55%  родительских семей учащихся  и являются одной из основных  причин школьной дезадаптации  в 1-2-м классах и при переходе  к многопредметному обучению.  В "невротической" семье  последовательно накапливаются неразрешенные конфликты и закрепляются в когнитивной и психосемантической,  эмоциональной, поведенческой, мотивационной и смысловой сферах,  в сфере психологических защит семьи. Психологический  инфантилизм супругов проявляется в избегании хозяйственно-бытовых функций,  материального обеспечения,  ответственности  за  принятие  решений,  психологической  защиты партнера и всей семьи и в попытках переложить эти функции на партнера по браку; возникает зависимость семьи во внешней помощи, чаще - от родителей.

    В результате ребенок уже при  поступлении в школу имеет  предпосылки к школьной дезадаптации, так как предыдущие  этапы и  основные кризисы развития своей  личности прожил в невротических  семейных отношениях: на 1-м этапе  (до 2,5 лет) - кризисы не преодоленной "базальной" тревоги и недоверия к миру (основа для невротических страхов и навязчивостей);  на 2-м этапе (в 2,5 - 4 года) - кризисы не достигнутой или, наоборот, гипертрофированной автономности "Я" (основа  истерических  неврозов);  на  3-м этапе (4 - 7 лет и позже) - кризисы подавления инициативы,  активности и первичной социализации  в семье (основа астенических неврозов).

     Психолого-педагогическая профилактика включает в себя следующие  направления.

     Поддержка учебной деятельности. Осуществляется в отношении тех предметов, в которых ребенок чувствует себя наиболее тревожным и неуверенным; они определяются методом наблюдения, диагностикой в игре, цветовым тестом отношений.

     Невротическим и тревожным детям необходима разнообразная игровая активность и интенсивный социальный тренинг, проводимый семьей или в группах в школе - ролевой (тренировка различных  социальных  ролей) и ситуационный (тренировка поведения в различных социальных ситуациях).

     Медико-психологические  методы профилактики включают в себя системную семейную психотерапию и консультирование. 

     Группа  медико-биологических  факторов. К ним относятся различные нарушения в здоровье школьника, объективно затрудняющие школьную адаптацию.  

     Дети  с синдромом гипервозбудимости (моторной расторможенности) и патологии активного внимания – дети с минимальной мозговой дисфункцией.

     Составляют 10-15%  семей  начальных   классов  общеобразовательных  школ и отмечаются в 70-80%  случаях социально девиантного  поведения и наркологических  заболеваний  у  несовершеннолетних.  Двигательная расторможенность,  отвлекаемость, утомляемость, расстройства эмоциональной сферы, импульсивность поведения, нарушения развития мышления,  этики, воли и способности к целенаправленной деятельности распознаются взрослыми как негативные черты характера и вызывают у родителей попытки коррекции поведение детей методами воспитания, в первую очередь - непрерывной критикой. В результате у детей вторично развиваются неврозы (сниженная самооценка, тревога,  страхи),  расстройства поведения (протесты против взрослых,  агрессивность, нарушения общения со сверстниками) и возникают проблемы адаптации к начальной школе.

     На первом этапе помощи у  родителей (взрослых) формируется  понимание ребенка именно как  больного и его эмоциональное  принятие  в  этом качестве.  После  этого родители обучаются чаще выражать ребенку чувства любви и поддержки различных видов деятельности при селективном осуждении  проявлений агрессивности.

    Обеспечивалось терапевтическое  отношение к ученику со стороны учителей: принятие ребенка без ответных агрессивных реакций на  него; посадка ближе к доске и учителю (для уменьшения отвлекаемости), ответы в первой половине урока (до возникновения астении и обострения гиперактивности).

Информация о работе Системная профилактика девиантного поведения и употребления психоактивных веществ в общеобразовательной школе