Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 17:45, шпаргалка
1)Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» («психэ» – душа, «логос» - понятие, учение). В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVIII веке. Психология- это наука о закономерностях возн, проявления и развития психической деят и сознания.Понимание предмета психологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Различные мыслители, представители различных школ и течений в зависимости от статуса, занимаемого психологией в системе знаний, от объяснительного принципа, которым руководствовались мыслители, школы и течения, используемых методов познания высказывали и высказывают различное понимание предмета психологии. Предметом психологии, под которым подразумевается система понятий, объясняющих закономерности развития и функционирования психики как формы психического отражения действительности, являются собственно психические процессы, а также психические свойства и состояния личности. Это общий предмет для всех психологических наук и отраслей, уточняющийся в каждом из направлений психологии. Объектом психологического познания выступает психика человека, то есть, внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Структура современной психологии:Общая псих, псих личности, возростная псих, педагогическая, социальная псих,спецпсих.
2)Методы псих.Организацыонные: 1) сравнительный-метод поперечных срезов-изучение испытуемых разных возростов +-экономичность, - не учит особ кажд чел, 2) лонгитюдный-пордольный срез-отслеж одного испыт или гр на протяж долгого срока .+ целостная картина развития, -дороговизна, часть участников всегда выпадает.,3) комплексный-объед два пред.Все это методы сбора инф.Эмпирические : 1)наблюдение и интроспекцая, 2)эксперимент-активное влияние исследователя на процесс.,(виды Э.:лабораторный и ест, контролирующий и формирующий) 3)биографическое, 4)психодиагностическая беседы и тесты,5)анализ прод деят. Рассм прод деят-поделки.. наблюдение- Основное достоинство метода состоит в том, что наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Этот метод удобен для изучения в группе детского сада или школьном классе. Бывает: включенное , невключенное ,скрытое , открытое.
25.Поведение
человеко-образной обезьяны. Рассматривая
развитие поведения от его самых простых
форм, какие мы наблюдаем у низших животных,
до самых сложных и высших, которые мы
видим у человека, мы легко можем заметить,
что поведение, взятое в целом, проходит
в своем развитии три основные ступени.
Пер-вую ступень в развитии поведения
образуют у всех животных наследст-венные
реакции, или врожденные способы поведения.
Их обычно называют инстинктами. Они связаны
большей частью с удовлетворени-ем основных
потребно-стей организма. Все они выполняют
биологиче-скую функцию самосо-хранения
или продолжения рода. Основным отличительным
призна-ком инстинктивных реак-ций является
то, что они функционируют в силу наследственной
структу-ры организма, без всякой выучки.
Ребенок сейчас же после рождения двигает
руками и ногами, кричит, сосет материн-скую
грудь, глотает молоко. Не все инстинкты
вызревают столь рано, как сосание, и не
все они начинают функционировать сейчас
же после рождения. Многие из них, как,
например, инстинкт половой, вызревают
значительно позже — только тогда, когда
сам организм достигает достаточно высокой
ступени формирования и развития. Второй
момент, ха-рактеризующий эту сту-пень
развития поведения, заключается в новой
биологической функции, которую выполняют
условные рефлексы. Если инстинкты служат
средством приспособления к таким условиям
среды, которые являются более или менее
постоянными, закрепленными, устойчивыми,
то условные рефлексы представляют собой
гораздо более гибкий, тонкий и усовершен-ствованный
механизм приспособления к среде, сущность
которого заключается втом,что на-следственные
инстинк-тивные реакции приспо-сабливаются
к индивиду-альным, личным услови-ям существования
данного животного. 3-я ступень,Из данных
сравнительной анатомии и сравнительной
физиологии с совершенной достовер-ностью
установлено, что человекообразные обезьяны
являются на-шими ближайшими родственниками
в эволюционном ряду. Оставалось, однако,
до последнего времени незаполненным
одно звено в эволюционной цепи, связывающей
человека с животным миром, именно звено
психологическое. До самого последнего
вре-мени психологам не удалось показать,
что поведение обезьяны стоит в таком
же отношении к поведению человека, в каком
ее анатомия стоит к человеческой.
27.История
психического развития ребенка.
16) психика - свойство высокоорганизованной материи отражать объективную действительность т.е. в жизни субъекта - ориентировачно-регулирующую функциюотражение - всеобщее свойство материи заключающее в способности объекта воспроизводить (со степенью адекватности) признаки структурные характеристики и отношения др объектов
леонтьев в качестве объектвного критерия предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральныевоздействия.
биологически нейтральные воздействия-те воздействия которые не учавствуют в обмене веществ т.е. от них на прямую не завист жизнедеятельность организма , но эти воздействия связязывают с биологическими значимыми
18)Эволюционно-биологическими
аспектами психики занимается
зоопсихология. Однако многие
из изучаемых ею вопросов
19) Развивая это представление, советский ученый А. Н. Северцов обратил внимание на два принципиально различных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды (1) путем изменения строения и функционирования органов и (2) путем изменения поведения без изменения организации [99, с. 297].Первый способ был общим у растений и животных;второй имел место только у животных, и был связан с развитием психики. Внутри второго (поведенческого, или психического) способа приспособления А. Н. Северцов выделил, в свою очередь, два различных направления. Итак, первое положение заключается в утверждении примата деятельности в развитии психического отражения.Второе общее положение: имеет место несовпадение линий биологического и психического развития животных. Например, животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития (согласно зоологической систематике), не обязательно обладает и более развитой психикой.К. Э. Фабри объясняет это несовпадение в первую очередь неоднозначным соотношением между морфологией животных (на которой основана их зоологическая систематика) и образом их жизни. Пластичная приспособляемость поведения может привести к решению одной и той же биологической задачи за счет использования разных морфологических средств, и, наоборот, одни и те же морфологические органы могут выполнять весьма различные функции [118, с. 174]. Таким образом, уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни (экология) и его поведенческая активность.