Шпаргалки по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание работы

1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».

Работа содержит 1 файл

Психология труда.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

характеристику  требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и 

объем  психограммы  зависят от  цели  изучения  профессии.  В качестве  таковой могут

выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и 

отдыха, профессиональная ориентация

 

7    Наряду с общими методами в психологии труда сложились свои специфические отраслевые методы. Среди них важнейшими является методы анализа процессов и продуктов трудовой деятельности. Б.Г. Ананьев называет эту группу методов проксиметрическими. 
         Для изучения процессов трудовой деятельности и анализа ее структуры пользуются методами анализа трудовой деятельности: 
I. Профессиографическое описание. Это многоаспектный анализ трудовой деятельности, который осуществляется по профессиографической схеме, являющийся детальным планом анализа и описания конкретной деятельности. Такая схема содержит систематически составленный и наглядно графически расположенный перечень всех важнейших понятий, вопросов, характеристик, по которым должен проводиться анализ. Указывается методический и технический инструментарий, c помощью которого будет разрабатываться профессиограмма [19,28]. 
2. Хронометраж - является методом объективного наблюдения и представляет собой регистрацию изменений во времени каких-либо параметров трудового процесса c помощью секундомера или часов. При этом можно определить различные временные характеристики трудового процесса и установить распределение затрат времени на выполнение отдельных операций, фактические затраты времени на изготовление сменной нормы, потери времени [14,25] . 
3. Хронография - графический способ фиксации временных характеристик в условиях производства. С помощью хронографии анализируется состояние и динамика двигательной и сенсорной активности человека в процессе труда. Объектом хронографирования могут служить рабочие движения (скорость, направление, амплитуда, поза, число зрительных, слуховых и тактильных обращений к предмету труда). 
4. Метод графического многопланового описания деятельности. Суть метода заключается в том, что деятельность описывается с помощью условных обозначений сразу по нескольким временный векторам. На одном векторе изображаются все операции, неразрывно следующие друг за другом и выполняемые на одном участке рабочей зоны. Совокупность векторов позволяет одновременно отобразить пространственные и временные требования к структуре деятельности и определить значимость и вес каждого действия [16] . 
5. Метод органиграммы - построение диаграммы последовательности трудовых действий с целью изучения динамики труда и изменения требований к выполнению операций на отдельных этапах производственного процесса. Исходным материалом здесь могут служить технологические инструкции, схемы и диаграммы [28] . 
6. Трудовой метод. Сущность его заключается в том, что исследователь сам осваивает изучаемую им трудовую деятельность и все данные представляет в виде упорядоченный повседневных записей. Основным недостатком этого метода является трудность ведения записи самонаблюдения и фактов трудового процесса. Но собранный материал порой представляет большой интерес, поскольку наблюдатель не просто предполагает существование тех или иных психических состояний у работающего, а получает информацию о них на основе собственного опыта [22]. 
7. Анализ движений. Сущность этого метода заключается в том, что трудовая деятельность описывается с помощью определенной классификации движений на макро- и микроуровнях. Для каждого движения, входящего в классификацию, устанавливаются определенные временные нормативы (например, классификация движений по Р.Б. Гильбрету содержит 460 микроэлементов и их нормативов [5,30]. 
8. Метод объективной регистрации трудовых операции - циклограмма (фотосъемка движения на неподвижную пластину) и киноциклограмма (фотосъемка сложных циклических движений) - применяются для плоскостной регистрации движений. Для исследования пространственных перемещений используют стереоскопическую съемку, киносъемку, запись на видеомагнитофон, которые могут быть ускорены или замедлены , сняты на обычной скорости или импульсно, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким образом те или иные закономерности трудового процесса [14,25] . 
9. Анализ ошибочных действий имеет целью выявление наиболее часто встречающихся в процессе труда ошибок и последующего анализа их характера, что позволяет наметить в дальнейшем реальные пути их устранения. В настоящее время существуют многочисленные классификации ошибочных действий и различные схемы, которые могут применяться при анализе [22,30] . 
10. Алгоритмический анализ деятельности основывается на операционном анализе, при этом трудовая деятельность дробится до отдельных "оперативных единиц", в качестве которых выступают логические условия и операторы (все элементарные действия). Алгоритм - определенная последовательность действий - составляется вначале в описательной форме, а затем представляется в символической записи или в виде кинематического графика. Методы оценки алгоритма позволяют охарактеризовать динамическую интенсивность рабочего процесса, стереотипность, логическую сложность операции и т.д. [13] . 
         II. Системный анализ деятельности. Опирается на методологию системного подхода и предполагает изучение деятельности как многоуровневого полиструктурного образования. При этом выделяются следующие уровни для анализа: 
1) уровень личностно-мотивационного анализа; 
2) уровень компонентно-целевого анализа; 
3) уровень структурно-функционального анализа; 
4) уровень информационного анализа; . 
5) психофизиологический уровень анализа; 
6) уровень индивидуально-психологического анализа. Любое явление рассматривается здесь не статично, а в развитии [30] . 
Для оценки продуктов трудовой деятельности используют 
следующие методы: 
- анализ продуктов деятельности (количество изделий в единицу временя, качество изделий и т.д.); 
неметрическое и метрическое шкалирование. Шкалы различают номинативные, порядковые, интервальные, пропорциональные, икали оценок. Их можно применять как аналитический инструмент; 
- метод экспертных оценок предполагает использование одного из следующих методов: ранжирование, катод непосредственных оценок, метод неполного парного сравнения, или последовательного сравнения [14] . 

При изучении требований, предъявляемых  профессией к человеку, способностей, мотивации и т.д. пользуются различными психодиагностическими методами и  средствами, психофизиологическими  и психологическими методами. Среди  них можно назвать психодиагностические методы (по классификации Б.Г. Ананьева) [I]: 
- беседа, опрос, интервью, опросники, социометрия; 
- тесты: 
а) стандартизированные (тесты успешности, тести одаренности, тесты интеллекта, тесты профпригодности, тесты трудоспособности, система и шкала Векслера); 
б) нестандартизированные (где испытуемый получает многозначное и неконкретное задание) 1.  
         Психодиагностические средства. К ним относятся психомоторные испытания; психовегетативные пробы; тесты нейродинамических свойств нервной системы, возбудительных и тормозных процессов, нейрохронометрия Е.И. Бойко [1] . 
При исследовали» определенных свойств личности применяются личностные методы, среди которых можно назвать: опросник Айзенка, 16-ти факторный опросник Кэттела, ММPI - миннесотский многофакторный личностный опросник, TAT - тематический апперцептивный тест и другие [24] . 
         К методам изучения мотивов трудовой деятельности [31] относятся: 
-эксперимент; 
- словесный отчет; 
- вопросники различного типа, выявляющие интересы, взгляды, склонности; 
- метод ретроспективного интервью; 
- специализированные опросные листы; 
- метод сравнения идеальной и реальной работы; 
- тесты на предпочтение. 
         Прогнозирование успешности деятельности представляет собой формирование аргументированного вероятностного заключения об индивидуальном поведении в будущем. К методам прогнозирования успешности деятельности относятся статистические алгоритмы прогнозирования успешности деятельности [9], среди которых различают: 
- сравнительный анализ крайних групп, 
- метод корреляционных плеяд, 
- факторный анализ, 
- последовательный анализ, 
- регрессионный анализ; 
личностные [19] : 
- уравнение успешности, 
- структурограмма. 
         Особое место в психологии труда занимает биографический метод (анализ дат, событий, фактов жизненного пути), который применяется при изучении формирования черт личности передовиков производства, новаторов, изобретателей. Жизненный путь человека исследуется с точки зрения его профессиональной деятельности, ее влияния на приобретение специальных знаний, формирования навыков, умений. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации и профотбора. 
         При оценке групповой деятельности и изучении производственных коллективов пользуются методами социальной психологии [205]: 
- гомеостатический метод; 
- групповая оценка личности (ГОД); 
- метод обобщения независимых характеристик; 
- метод оценочной биполяризации (описание парными прилагательными противоположного смысла - антонимами); 
- социометрический метод. 
         Среди методов обработки данных применяются различные способы качественного и количественного описания [II]. 

Как уже было сказано выше, в психологии труда при исследовании различных проблем часто применяются  методы других наук. Прежде всего, это  относится к физиологическим  методам контроля и оценки состояний  организма: 
- электроэнцефалография (ЭЭП) - запись биоэлектрической активности поэта, которая позволяет получить ряд характеристик деятельности нейронных ансамблей головного мозга; 
- электромиография (ЭМГ) - запись потенциала действия мышц, которая является чувствительным показателем включения а динамическую или статическую работу определенных мышечных групп и играет важную роль при оценке состояний мышечного тонуса (применяется при исследовании позы и рабочих движений); 
- регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) - изменение разности потенциалов участков кожи либо сопротивления участка кожи, которые часто употребляются как показатель эмоционального состояния человека; 
- электрокардиография (ЭКГ) - запись электрической активности сердца, индикаторов состояния сердечно-сосудистой системы; 
- электроокулография (ЭОГ) - запись потенциала, возникающего ори повороте глазного яблока, используется как объективный показатель перемещения взора человека при рассматривании какого-либо объекта. 
         Регистрация биоэлектрических процессов позволяет определить и количественно охарактеризовать малодоступные для непосредственного наблюдения функциональные сдвиги в организме человека, происходящие под воздействием самых разнообразных изменений окружающей среды [7] . 
         В психологии труда широко применяются методы гигиены труда - измерение температурного режима, влажности, уровня шума м его спектрального состава, анализ проб воздуха, вода, измерение освещенности, измерение и оценка интенсивности излучения в диапазоне радиочастот и т.д.; антропометрические методы - такие, как соматография, которая представляет технико-антропометричесиий анализ статики и динамики рабочих поз человека, изображения тела и элементов технического устройства в ортогональных плоскостях (вид сзади, сверху, сбоку и позволяет выявить сенсомоторную доступность (досягаемость) средств контроля и управления зрительному (слуховому) восприятию и моторным воздействиям операторов; методы биомеханики - ускоренная теле- и киносъемка, циклография, киноциклографяя, электрическая тензометрия - изменение электрических свойств датчиков угловых перемещений, опорных динамографов. С их помощью дается характеристика двигательной активности человека. 
         Помимо собственно психологических к специальных методов, перечисленных выше, психология труда активно использует методы кибернетики, теории вероятностей, статистические метода, теории информации, теории массового обслуживания, лингвистические, квалиметрические и ряд других, особенно когда дело касается технической эстетики и анализа построения формальных моделей.

 

8 Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели

Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:

  1. создание материальных благ как средств жизнеобеспечения человека и общества в целом;
  2. оказание услуг различного целевого назначения;
  3. разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;
  4. накопление, консервация, переработка и анализ, передача информации и ее носителей;
  5. развитие человека как работника и как личности др.

Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов  – характеризуется рядом общих  свойств:

  1. определенным функционально-технологическим набором трудовых операций;
  2. набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках;
  3. материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации;
  4. определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами условиями их реализации;
  5. нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Каждый вид трудовой деятельности можно выделить две основные характеристики: психофизиологическое содержание (работа органов чувств, мышц, процессы мышления и т. п.); и условия, в которых  осуществляется трудовая деятельность. Структура и уровень физических и нервных нагрузок в процессе трудовой деятельности определяются этими  обеими характеристиками: физические – зависят от уровня автоматизации  труда, его темпа и ритма, конструкции  и рациональности размещения оборудования, инструмента, оснастки; нервные –  обусловлены объемом перерабатываемой информации, наличием производственной опасности, степенью ответственности  и риска, монотонностью труда, взаимоотношениями  в коллективе.

Содержание и условия труда  существенно и неоднозначно изменяются под воздействием НТП. Функции преобразования предмета труда все в большей  степени передаются технике, основными  функциями исполнителя становятся контроль, управление, программирование ее деятельности, что значительно  снижает затрат физической энергии.

Таким образом, в целом можно  говорить о сокращении двигательных компонентов и возрастании значения психической составляющей трудовой деятельности. Помимо этого, НТП создает  технические предпосылки для  вывода работника из зоны действия производственных вредностей и опасностей, позволяет совершенствовать защиту исполнителя, освободить его от тяжелых  и рутинных работ.

Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.

Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к  возможностям человека, учитывать его  психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость  изучения физиологических и психических  процессов в трудовой деятельности человека.

 

9 Исходя из социальной сущности труда, как процесса, формирующего человека и общество, социология выделяет три основных аспекта его сущности.   

 Во-первых, она изучает социальные  закономерности взаимодействия  людей со средствами и предметами  труда.   

 Во-вторых, - исследует комплекс  отношений отдельного человека  и коллектива к труду, его  характеру, содержанию, и условиям  труда, материальную заинтересованность, содержание труда, взаимоотношения  в коллективе, смысл труда в  целом и так далее.   

 В-третьих, рассматривает трудовой  коллектив как социальную организацию,  то есть особую систему отношений,  которая образует совокупность  позиций, ролей, ценностей, связей  между его работниками. Здесь,  в рамках социологии труда, изучаются многообразные проблемы, касающиеся структуры трудового коллектива, взаимоотношений между его членами, в том числе руководителями и подчиненными, социально-психологического климата, имеющихся в нем конфликтов и путей их разрешения.   

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии труда"