Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».
характеристику требований, предъявляемых профессией к психике человека. Содержание и
объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут
выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и
отдыха, профессиональная ориентация
7 Наряду с общими
методами в психологии труда сложились
свои специфические отраслевые методы.
Среди них важнейшими является методы
анализа процессов и продуктов трудовой
деятельности. Б.Г. Ананьев называет эту
группу методов проксиметрическими.
Для изучения процессов трудовой деятельности
и анализа ее структуры пользуются методами
анализа трудовой деятельности:
I. Профессиографическое описание. Это
многоаспектный анализ трудовой деятельности,
который осуществляется по профессиографической
схеме, являющийся детальным планом анализа
и описания конкретной деятельности. Такая
схема содержит систематически составленный
и наглядно графически расположенный
перечень всех важнейших понятий, вопросов,
характеристик, по которым должен проводиться
анализ. Указывается методический и технический
инструментарий, c помощью которого будет
разрабатываться профессиограмма [19,28].
2. Хронометраж - является методом объективного
наблюдения и представляет собой регистрацию
изменений во времени каких-либо параметров
трудового процесса c помощью секундомера
или часов. При этом можно определить различные
временные характеристики трудового процесса
и установить распределение затрат времени
на выполнение отдельных операций, фактические
затраты времени на изготовление сменной
нормы, потери времени [14,25] .
3. Хронография - графический способ фиксации
временных характеристик в условиях производства.
С помощью хронографии анализируется
состояние и динамика двигательной и сенсорной
активности человека в процессе труда.
Объектом хронографирования могут служить
рабочие движения (скорость, направление,
амплитуда, поза, число зрительных, слуховых
и тактильных обращений к предмету труда).
4. Метод графического многопланового
описания деятельности. Суть метода заключается
в том, что деятельность описывается с
помощью условных обозначений сразу по
нескольким временный векторам. На одном
векторе изображаются все операции, неразрывно
следующие друг за другом и выполняемые
на одном участке рабочей зоны. Совокупность
векторов позволяет одновременно отобразить
пространственные и временные требования
к структуре деятельности и определить
значимость и вес каждого действия [16]
.
5. Метод органиграммы - построение диаграммы
последовательности трудовых действий
с целью изучения динамики труда и изменения
требований к выполнению операций на отдельных
этапах производственного процесса. Исходным
материалом здесь могут служить технологические
инструкции, схемы и диаграммы [28] .
6. Трудовой метод. Сущность его заключается
в том, что исследователь сам осваивает
изучаемую им трудовую деятельность и
все данные представляет в виде упорядоченный
повседневных записей. Основным недостатком
этого метода является трудность ведения
записи самонаблюдения и фактов трудового
процесса. Но собранный материал порой
представляет большой интерес, поскольку
наблюдатель не просто предполагает существование
тех или иных психических состояний у
работающего, а получает информацию о
них на основе собственного опыта [22].
7. Анализ движений. Сущность этого метода
заключается в том, что трудовая деятельность
описывается с помощью определенной классификации
движений на макро- и микроуровнях. Для
каждого движения, входящего в классификацию,
устанавливаются определенные временные
нормативы (например, классификация движений
по Р.Б. Гильбрету содержит 460 микроэлементов
и их нормативов [5,30].
8. Метод объективной регистрации трудовых
операции - циклограмма (фотосъемка движения
на неподвижную пластину) и киноциклограмма
(фотосъемка сложных циклических движений)
- применяются для плоскостной регистрации
движений. Для исследования пространственных
перемещений используют стереоскопическую
съемку, киносъемку, запись на видеомагнитофон,
которые могут быть ускорены или замедлены
, сняты на обычной скорости или импульсно,
что позволяет анализировать трудовые
операции до мельчайших подробностей
и выявлять таким образом те или иные закономерности
трудового процесса [14,25] .
9. Анализ ошибочных действий имеет целью
выявление наиболее часто встречающихся
в процессе труда ошибок и последующего
анализа их характера, что позволяет наметить
в дальнейшем реальные пути их устранения.
В настоящее время существуют многочисленные
классификации ошибочных действий и различные
схемы, которые могут применяться при
анализе [22,30] .
10. Алгоритмический анализ деятельности
основывается на операционном анализе,
при этом трудовая деятельность дробится
до отдельных "оперативных единиц",
в качестве которых выступают логические
условия и операторы (все элементарные
действия). Алгоритм - определенная последовательность
действий - составляется вначале в описательной
форме, а затем представляется в символической
записи или в виде кинематического графика.
Методы оценки алгоритма позволяют охарактеризовать
динамическую интенсивность рабочего
процесса, стереотипность, логическую
сложность операции и т.д. [13] .
II. Системный анализ деятельности. Опирается
на методологию системного подхода и предполагает
изучение деятельности как многоуровневого
полиструктурного образования. При этом
выделяются следующие уровни для анализа:
1) уровень личностно-мотивационного
анализа;
2) уровень компонентно-целевого анализа;
3) уровень структурно-функционального
анализа;
4) уровень информационного анализа; .
5) психофизиологический уровень анализа;
6) уровень индивидуально-психологического
анализа. Любое явление рассматривается
здесь не статично, а в развитии [30] .
Для оценки продуктов трудовой деятельности
используют
следующие методы:
- анализ продуктов деятельности (количество
изделий в единицу временя, качество изделий
и т.д.);
неметрическое и метрическое шкалирование.
Шкалы различают номинативные, порядковые,
интервальные, пропорциональные, икали
оценок. Их можно применять как аналитический
инструмент;
- метод экспертных оценок предполагает
использование одного из следующих методов:
ранжирование, катод непосредственных
оценок, метод неполного парного сравнения,
или последовательного сравнения [14] .
При изучении требований, предъявляемых
профессией к человеку, способностей,
мотивации и т.д. пользуются различными
психодиагностическими методами и
средствами, психофизиологическими
и психологическими методами. Среди
них можно назвать
- беседа, опрос, интервью, опросники, социометрия;
- тесты:
а) стандартизированные (тесты успешности,
тести одаренности, тесты интеллекта,
тесты профпригодности, тесты трудоспособности,
система и шкала Векслера);
б) нестандартизированные (где испытуемый
получает многозначное и неконкретное
задание) 1.
Психодиагностические средства. К ним
относятся психомоторные испытания; психовегетативные
пробы; тесты нейродинамических свойств
нервной системы, возбудительных и тормозных
процессов, нейрохронометрия Е.И. Бойко
[1] .
При исследовали» определенных свойств
личности применяются личностные методы,
среди которых можно назвать: опросник
Айзенка, 16-ти факторный опросник Кэттела,
ММPI - миннесотский многофакторный личностный
опросник, TAT - тематический апперцептивный
тест и другие [24] .
К методам изучения мотивов трудовой
деятельности [31] относятся:
-эксперимент;
- словесный отчет;
- вопросники различного типа, выявляющие
интересы, взгляды, склонности;
- метод ретроспективного интервью;
- специализированные опросные листы;
- метод сравнения идеальной и реальной
работы;
- тесты на предпочтение.
Прогнозирование успешности деятельности
представляет собой формирование аргументированного
вероятностного заключения об индивидуальном
поведении в будущем. К методам прогнозирования
успешности деятельности относятся статистические
алгоритмы прогнозирования успешности
деятельности [9], среди которых различают:
- сравнительный анализ крайних групп,
- метод корреляционных плеяд,
- факторный анализ,
- последовательный анализ,
- регрессионный анализ;
личностные [19] :
- уравнение успешности,
- структурограмма.
Особое место в психологии труда занимает
биографический метод (анализ дат, событий,
фактов жизненного пути), который применяется
при изучении формирования черт личности
передовиков производства, новаторов,
изобретателей. Жизненный путь человека
исследуется с точки зрения его профессиональной
деятельности, ее влияния на приобретение
специальных знаний, формирования навыков,
умений. Это особенно важно для решения
проблем профориентации, профконсультации
и профотбора.
При оценке групповой деятельности и
изучении производственных коллективов
пользуются методами социальной психологии
[205]:
- гомеостатический метод;
- групповая оценка личности (ГОД);
- метод обобщения независимых характеристик;
- метод оценочной биполяризации (описание
парными прилагательными противоположного
смысла - антонимами);
- социометрический метод.
Среди методов обработки данных применяются
различные способы качественного и количественного
описания [II].
Как уже было сказано выше,
в психологии труда при исследовании
различных проблем часто
- электроэнцефалография (ЭЭП) - запись
биоэлектрической активности поэта, которая
позволяет получить ряд характеристик
деятельности нейронных ансамблей головного
мозга;
- электромиография (ЭМГ) - запись потенциала
действия мышц, которая является чувствительным
показателем включения а динамическую
или статическую работу определенных
мышечных групп и играет важную роль при
оценке состояний мышечного тонуса (применяется
при исследовании позы и рабочих движений);
- регистрация кожно-гальванической реакции
(КГР) - изменение разности потенциалов
участков кожи либо сопротивления участка
кожи, которые часто употребляются как
показатель эмоционального состояния
человека;
- электрокардиография (ЭКГ) - запись электрической
активности сердца, индикаторов состояния
сердечно-сосудистой системы;
- электроокулография (ЭОГ) - запись потенциала,
возникающего ори повороте глазного яблока,
используется как объективный показатель
перемещения взора человека при рассматривании
какого-либо объекта.
Регистрация биоэлектрических процессов
позволяет определить и количественно
охарактеризовать малодоступные для непосредственного
наблюдения функциональные сдвиги в организме
человека, происходящие под воздействием
самых разнообразных изменений окружающей
среды [7] .
В психологии труда широко применяются
методы гигиены труда - измерение температурного
режима, влажности, уровня шума м его спектрального
состава, анализ проб воздуха, вода, измерение
освещенности, измерение и оценка интенсивности
излучения в диапазоне радиочастот и т.д.;
антропометрические методы - такие, как
соматография, которая представляет технико-антропометричесиий
анализ статики и динамики рабочих поз
человека, изображения тела и элементов
технического устройства в ортогональных
плоскостях (вид сзади, сверху, сбоку и
позволяет выявить сенсомоторную доступность
(досягаемость) средств контроля и управления
зрительному (слуховому) восприятию и
моторным воздействиям операторов; методы
биомеханики - ускоренная теле- и киносъемка,
циклография, киноциклографяя, электрическая
тензометрия - изменение электрических
свойств датчиков угловых перемещений,
опорных динамографов. С их помощью дается
характеристика двигательной активности
человека.
Помимо собственно психологических к
специальных методов, перечисленных выше,
психология труда активно использует
методы кибернетики, теории вероятностей,
статистические метода, теории информации,
теории массового обслуживания, лингвистические,
квалиметрические и ряд других, особенно
когда дело касается технической эстетики
и анализа построения формальных моделей.
8 Труд — целесообразная, сознательная деятельность чело
Трудовая деятельность человека является разновидностью его социального поведения. Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в трудовые организации. Трудовая деятельность работников обеспечивает решение ряда задач:
Трудовая деятельность – независимо от способа, средств и результатов – характеризуется рядом общих свойств:
Каждый вид трудовой деятельности
можно выделить две основные характеристики:
психофизиологическое содержание (работа
органов чувств, мышц, процессы мышления
и т. п.); и условия, в которых
осуществляется трудовая деятельность.
Структура и уровень физических
и нервных нагрузок в процессе
трудовой деятельности определяются этими
обеими характеристиками: физические
– зависят от уровня автоматизации
труда, его темпа и ритма, конструкции
и рациональности размещения оборудования,
инструмента, оснастки; нервные –
обусловлены объемом
Содержание и условия труда
существенно и неоднозначно изменяются
под воздействием НТП. Функции преобразования
предмета труда все в большей
степени передаются технике, основными
функциями исполнителя
Таким образом, в целом можно
говорить о сокращении двигательных
компонентов и возрастании
Однако чрезмерное снижение двигательной активности оборачивается гиподинамией. Рост нервных нагрузок может привести к травмам, авариям, сердечно-сосудистым и нервно-психическим расстройствам. Возрастание скорости и мощности оборудования может привести к несогласованности параметров его работы и возможности человека реагировать и принимать решения. Новые технологии зачастую ведут к появлению новых производственных вредностей и опасностей, негативному воздействию на экологию.
Проблема заключается в том, чтобы «привязать» технику к возможностям человека, учитывать его психофизиологические характеристики на стадиях проектирования, конструирования, эксплуатации системы «человек-машина». Все это определяет необходимость изучения физиологических и психических процессов в трудовой деятельности человека.
9 Исходя из социальной сущности труда, как процесса, формирующего человека и общество, социология выделяет три основных аспекта его сущности.
Во-первых, она изучает социальные
закономерности взаимодействия
людей со средствами и
Во-вторых, - исследует комплекс
отношений отдельного человека
и коллектива к труду, его
характеру, содержанию, и условиям
труда, материальную
В-третьих, рассматривает