Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».
профессионального поведения.
К недостаткам метода наблюдения следует также отнести большие затраты времени в
связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания). В процессе наблюдения
невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений, к тому
же трудно предвидеть, когда появится нечто важное с точки зрения исследуемой проблемы.
Кроме того, невозможность повторного наблюдения тождественных фактов, а также
слитность наблюдаемых факторов с попутными явлениями и множество неучитываемых
условий существенно затрудняют обобщение и выявление закономерностей в
функционировании психики субъекта труда. Полученные результаты и их объяснение зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, работоспособности
наблюдателя, что может повлиять на объективность интерпретации и выводов.
Для повышения объективности и точности наблюдения применяют ряд дополнительных
приемов и методов, которые в первую очередь касаются регистрации результатов
профессиональной деятельности. Наиболее распространенными среди них являются
фотография рабочего дня, хронометраж, анализ продуктов трудовой деятельности.
Фотография рабочего дня представляет собой регистрацию времени и
последовательности выполнения действий, смену режимов труда и отдыха, вынужденных
пауз в работе и т.п. Методы регистрации параметров при организации данного способа могут
быть разными
– от непосредственного
за его поведением до использования телеметрической техники. Применение фото– и
видеосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения
основной деятельности, мимику, маршруты передвижения во время работы.
Результаты фотографии рабочего дня фиксируются в виде графиков, что дает
отчетливое представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня,
соотношении основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в
структуре деятельности. С помощью этой методики можно также получить данные об
интенсивности работы на разных трудовых постах, о реальных формах профессионального
поведения людей.
Хронометраж
– это измерение времени
их длительность, частоту повторяемости в определенные промежутки времени,
интенсивность трудового процесса. Психологический хронометраж проводится в рамках
психологического анализа деятельности с целью ее оптимизации, правильной организации
производственного обучения.
Анализ продуктов трудовой деятельности может быть существенным дополнением к
методу непосредственного наблюдения. В качестве таковых могут выступать как
материальные, документально фиксированные продукты деятельности (продукты
промышленного и строительного производства, сельского хозяйства, инструменты и
приспособления, документы, результаты изобразительного и графического труда, тексты и
т.д.), так и функциональные (процессуальные) продукты деятельности (вербальная
продукция работников в виде выступлений, докладов; а также поведенческие проявления
активности работников). Вариантом данного метода является и анализ ошибочных действий,
сбоев в работе, несчастных случаев и аварий, что позволяет вскрыть психологические
особенности профессий, предъявляющих повышенные требования к психологическим
особенностям работника, и специфику так называемых опасных профессий.
Трудовой метод. Самонаблюдение в психологии труда выступает в двух формах:
самоотчета профессионала и включенного наблюдения. В первом случае психолог
предлагает специалисту думать вслух во время своей деятельности, проговаривая каждую
операцию, каждое наблюдение за процессом труда. Такой способ позволяет самим
работникам обратить внимание на те элементы деятельности, на которые они раньше внимания не обращали, что оказывает положительное влияние на успешность ее
выполнения. Во втором случае психолог сам становится учеником и, начиная изучать
профессию, совершенствуется в ней все больше и больше. Такое познание профессии
изнутри позволяет психологу проследить процесс овладения профессиональной
деятельностью и те трудности, которые встречаются на этом пути. Данный метод получил в
психологии название трудового метода.
В отечественной психологии труда этот метод начал разрабатываться в 1920-е гг.
известным отечественным психотехником И.Н. Шпильрейном. Сущность трудового метода
заключается в соединении в лице психолога исследователя, умеющего и желающего описать
профессиональный труд, и работника, знающего этот труд. После каждого дня обучения
исследователь пишет протокол рабочего дня по стандартизированной схеме, включающей
следующие элементы.
1. Описание рабочего дня. Оно представляет собой дневник всех переживаний и
случайностей рабочего дня, беспристрастное изложение событий.
2. Указания
на то, что именно в профессиональной
работе кажется наиболее
наименее поддающимся изучению.
3. Протоколирование явлений упражнения. В частности, под этой рубрикой фиксируются
явления автоматизации, т.е. такого изменения трудового процесса, при котором прежде
требовавшие сознательного напряжения внимания трудовые движения теперь проходят
автоматически. Данный пункт протоколов особенно ценен для того, чтобы учесть
сравнительную упражняемость различных психологических качеств, а также симптомы
упражнения (И.Н. Шпильрейн).
4. Наряду с упражнением, которое выражается объективно в увеличении количества
работы и в ее улучшении, фиксируется утомление. Субъективное проявление утомления,
которое называется усталостью, заключается в болевых ощущениях отдельных органов
(работающих мышц, головы, глаз и т.д.), в падении интереса, возрастающей апатии,
неуверенности или в потере уже достигнутой автоматизации. Как на характерные для
состояния усталости
явления можно указать в
движения или на то, что процессы, которые проходят в нормальном состоянии совершенно
автоматически, требуют в утомленном состоянии напряженного внимания или сознательного
многократного контроля для устранения чувства неуверенности (И.Н. Шпильрейн).
5. Наконец,
последним пунктом
организации труда и в инструктировании, которые замечаются работающими. Сюда
относятся прежде всего детали режима труда – неприспособленность рабочих помещений,
неправильность освещения, неправильная посадка работников, дефекты в самом
распределении труда (чрезмерная нагрузка рабочих посторонними работами, отсутствие
правильного распределения труда, нерациональное расположение станков), а также
замечания, касающиеся «неправильностей» в самом процессе обучения – неумелость
инструктора, сообщение ученикам неправильных трудовых приемов и т.д. (И.Н. Шпильрейн). По мнению И.Н. Шпильрейна, трудовой метод имеет преимущества, основное из которых
заключается в возможности объединить в одном лице рабочего, знающего
профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее описать. Отсюда
вытекают и другие преимущества данного метода, такие как: а) понимание
экспериментаторами, составляющими тесты и отбирающими людей для участия в
экспериментах, отдельных фаз трудового процесса; б) возможность путем трудового опыта,
а также самонаблюдения получить те основные сведения об особенностях трудовых
процессов, которые нельзя надеяться получить от рабочего путем опроса; в) возможность
сделать самонаблюдение объективным, чтобы при повторении изучения профессии разными
наблюдателями на разных предприятиях получить одни и те же результаты; г) возможность
изучить профессию не только в поперечном разрезе (т.е. того, что требуется от опытных
рабочих), но
и в продольном (т.е. в процессе
овладения профессиональными
возможность сравнительной профессиологии на основе сравнения изучаемой профессии с
рядом уже изученных профессий и др.
Вместе с тем трудовой метод имеет и ряд недостатков. Во-первых, он применим только к
несложным для овладения профессиям, не требующим больших затрат времени для
обучения. При изучении других профессий можно говорить лишь об овладении некоторыми
элементами деятельности в форме трудовых проб. Во-вторых, регистрация результатов
метода сопряжена с определенными трудностями. Если запись результатов проводится по
окончании рабочего дня по памяти, когда исследователь находится в состоянии утомления,
это может отрицательно сказаться на ее качестве. Регистрация данных в ходе выполнения
деятельности нарушает естественный процесс ее протекания.
Несмотря на указанные недостатки, трудовой метод может давать очень ценный
материал, что было подтверждено отечественными исследованиями.
Беседа. Опросные методы в психологии труда традиционно представлены в двух
формах: устного (беседа, интервью) и письменного опроса (анкетирование). Беседа
является одним из широко распространенных в психологии труда методов и используется
при освещении самого широкого круга проблем. Она совершенно необходима при изучении
индивидуальной структуры труда, выявлении профессионально важных качеств работника,
выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных
состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене
у взрослых людей, оценке рабочих мест.
Беседа может быть стандартизированной и нестандартизированной. В
стандартизированной беседе точно сформулированные вопросы задаются всем
опрашиваемым, в нестандартизированной беседе вопросы ставятся в свободной форме.
Как научный метод беседа должна отвечать ряду требований. Прежде всего необходимо
сформулировать цель беседы, составить ее план в виде целевых вопросов, подготовить
«поддерживающие» вопросы, определить способы регистрации ответов (магнитофон, бланки
записи, кодирование ответов, условные обозначения). При проведении беседы предпочтение
отдается так называемым проективным вопросам, а также вопросам, сформулированным в косвенной и определительной формах, максимально понятным собеседнику. В проективных
вопросах речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке,
поэтому такого рода вопросы не вызывают напряжения и сопротивления у собеседника. В то