Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».
деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в которой человек достигает
цели, существуют, проявляются и формируются в своем триединстве, определяемом
взаимодействиями со сменой их причинно-следственных связей. Другими словами,
деятельность является формой активности сознания, сознание – результатом поведения и
деятельности человека, сознание образует внутренний план деятельности человека,
изменение содержания деятельности способствует формированию качественно нового
уровня сознания. Согласно системно-структурному принципу любое психическое явление,
взятое за целое и понимаемое как система, имеет свои элементы, объединенные в
подструктуры, причем это целое, его подструктуры и элементы взаимосвязаны
разносторонними взаимодействиями.
Как было сказано выше, в основу анализа психической деятельности субъекта труда
положена идея о том, что своеобразие психических функций человека определяется
особенностями
его предметной деятельности. Высшие
психические функции
образуют, по выражению выдающегося отечественного физиолога А.А. Ухтомского,
функционально-подвижный орган, который опирается на ранее сложившиеся
функциональные ансамбли и становится максимально адаптированным к выполняемым
профессиональным задачам. Иначе говоря, существует закономерная связь между задачей
(которая понимается как цель, заданная в конкретных условиях, при использовании
определенных средств) и действиями по ее выполнению человеком. Л.С. Выготский писал об
этом так: «Единство всех процессов, входящих в состав высшей формы, образуется на основе двух моментов: во-первых, единства задачи, стоящей перед человеком, и, во-вторых,
тех средств, которые диктуют всю структуру процесса поведения».
По своей структуре и механизмам регуляции действия едины – будь то внешние
действия или действия, выполняемые человеком во внутреннем плане, в плане сознания.
Представление о единой структуре внешних и внутренних умственных действий получило
развитие в отечественной психологии деятельности, особенно в работах А.Н. Леонтьева.
Существует ограниченное количество базовых видов действий и обеспечивающих их
психических функций. Научившись вычленять в деятельности работника типы выполняемых
им задач и соответствующие им действия, можно научиться судить о своеобразии
требований профессии к психике работника – таким образом реализуется деятельностный
принцип объяснения своеобразия психических функций представителей разных профессий.
В настоящее время теоретико-методологическая основа психологии труда включает в
себя, кроме обозначенного выше деятельностного подхода, следующие специальные
психологические принципы и подходы: антропоцентрический подход к анализу и
оптимизации систем «человек – машина» (Б.Ф. Ломов); системный подход к решению
инженерно-психологических проблем (Б.Ф. Ломов); эргономические основы проектирования
и эксплуатации техники (В.П. Зинченко); принцип «включения» оператора (А. А. Крылов);
структурно-эвристическую
концепцию послойной
Рубахин); функционально-алгоритмический подход к анализу деятельности (Г.М.
Зараковский); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной
адаптации человека и машины (В.Ф. Венда); концепцию генезиса психологической системы
деятельности (В.Д. Шадриков); концепцию психологической структуры совмещенной
деятельности и структурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов
(В.А Бодров); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А.
Пономаренко, Н.Д. Завалова); принцип активного оператора и концепцию психического
образа (Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А Пономаренко); теоретические положения системы
саморегуляции функциональных состояний (Л.Г. Дикая) и др.
Методологические подходы психологии труда. Психология труда как отрасль
психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, наполняя их
специфическим содержанием, обусловленным особенностями объекта и целями
исследования. Помимо общепсихологических методов, таких как наблюдение, эксперимент,
тест, опросный метод, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения
поведения человека в условиях трудовой деятельности: метод экспертных оценок; трудовой
метод; метод анализа технической документации; «фотографию» рабочего дня;
пооперационное алгоритмическое и операционно-структурное описание трудовой
деятельности; метод коллективной дискуссии; метод составления индивидуальной
характеристики; метод анализа ошибок и рекордов в труде; метод критических инцидентов;
метод анализа биографий и автобиографий; психосемантические методы.
Существует несколько классификаций методов психологии труда. Обобщенная
классификация включает две большие категории методов: группу неэкспериментальных методов, представляющую собой целенаправленное изучение профессиональной
деятельности в естественных условиях, и группу экспериментальных методов, включающую
целенаправленное изучение деятельности в специально организованных условиях ее
выполнения. Первую группу составляют два основных метода – метод наблюдения и
опросный
метод – и ряд дополнительных
методов и вспомогательных
включает эксперимент в двух своих разновидностях: лабораторный и естественный
(производственный) эксперимент, а также метод тестов.
Наблюдение. Среди неэкспериментальных методов наблюдение занимает особое место
и является неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда. В процессе
наблюдения психолог получает сведения о самых разнообразных проявлениях рабочего
поведения: о каналах получения информации, о загрузке анализаторов, об условиях
внешней среды, о коммуникативных процессах в труде и т.п. Наблюдение представляет
собой целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого
фиксируются наблюдателем.
Различают следующие виды наблюдения.
1. В зависимости от позиции наблюдателя дифференцируют открытое и скрытое
наблюдение. Открытое наблюдение проходит в условиях осознанного наблюдаемым факта
присутствия посторонних лиц. При этом поведение человека, знающего, что за ним
наблюдают, может измениться. Поведение меняется значительно, если человек знает, с
какой целью за ним наблюдают. Скрытое наблюдение осуществляется через стеклянную
стену, пропускающую свет в одном направлении, а также с использованием скрытой камеры.
Применение такого вида наблюдения связано с определенной этической проблемой.
2. В зависимости от активности наблюдателя может быть включенное и невключенное
наблюдение. В первом случае наблюдатель включается в определенную социальную
ситуацию и анализирует событие «изнутри», он выступает как член наблюдаемой группы.
При невключенном наблюдении исследователь ведет наблюдение извне.
3. В зависимости
от количества и полноты
выборочное наблюдение. Регулярное наблюдение в течение определенного периода, в ходе
которого фиксируются все проявления психической деятельности человека, называется
сплошным. При выборочном наблюдении регистрируется какое-либо одно психическое
явление.
4. В зависимости от длительности и хронологической организации различают
долговременное (лонгитюдное) и кратковременное наблюдение. Долговременное
наблюдение осуществляется при изучении психического явления в течение нескольких
часов, дней, а иногда и нескольких лет. Длительное наблюдение за работником в течение
рабочего дня показывает изменение рабочего поведения под воздействием утомления.
Кратковременное наблюдение может быть периодическим или одиночным и ограничено
несколькими часами, днями, неделями.
5. По местонахождению объекта восприятия различают внешнее и внутреннее
наблюдение. Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о другом человеке путем наблюдения за ним со стороны, оно позволяет описать действия, приемы и движения
работника, их соответствие нормативным целям. Внешнему наблюдению подвергаются также
способы оперирования орудиями и материалами, эмоциональные реакции и
коммуникативные процессы. При внутреннем наблюдении, или самонаблюдении,
исследователь наблюдает за собой, своими ощущениями, переживаниями, изменениями,
происходящими в его психической деятельности.
6. По
времени проведения интерпретации
наблюдаемых явлений
наблюдение с отсроченной интерпретацией и оперативное наблюдение. В первом случае
объяснение наблюдаемых психологических фактов осуществляется после процесса их
восприятия. Во втором – интерпретация осуществляется во время восприятия
психологических фактов, влияющих на оперативное принятие решения (например, в ходе
психологического консультирования).
Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые
их особенности. В связи со спецификой каждого вида наблюдения оно должно быть
применено там, где может дать наиболее полезные результаты. Обычно наблюдение
проводится по определенному плану, поскольку довольно трудно организовать восприятие
всех элементов трудового процесса. Предполагается выделение из реальной деятельности
отдельных элементов, которые затем и подвергаются наблюдению, составление четкой
программы и плана наблюдения, фиксация его результатов. Важным принципом наблюдения
является сравнительный подход, который предполагает исследование поведения людей
разной степени успешности и с разным стажем работы, выявление последовательности
приемов разных людей при выполнении одних и тех же операций. Это позволяет выяснить
причины успеха
в труде и овладении
деятельности.
К недостаткам метода наблюдения относится недоступность некоторых очень важных
элементов профессиональной деятельности непосредственному восприятию или их
маскировка. Например, достаточно тяжело выявить в ходе непосредственного наблюдения
процесс принятия
решения у хирурга при
оказания им оперативной психологической помощи человеку в экстремальной ситуации. Это
повышает долю субъективизма при интерпретации наблюдателем внешних проявлений