Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка
1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».
Главные задачи психологии труда
на современном этапе
В качестве методов исследования в психологии труда используются: - естественный и лабораторный эксперимент, - наблюдение, - интервью, - анкетирование, - психологические тесты, - тренажеры, - метод функциональных проб и другие методы.
2 Место психологии труда в системе наук.
Место психологии труда в системе наук определяется положением психологии в системе
наук, ее взаимосвязями с гуманитарными, техническими, общественными и естественными
науками. Психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих человека. Этим во
многом обусловлено ее особое положение в системе наук. Б.М. Кедров поместил психологию
почти в центр «треугольника наук», сместив ее ближе к философии и подчеркнув «родовую
связь» с теорией познания. Ж. Пиаже, полемизируя с Кедровым, поставил психологию в
центр «треугольника», подчеркивая ее глобальную роль в целостном познании мира и
многостороннюю связь с
Б.Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной
им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с
другими науками проанализировал Б.Ф. Ломов. Он выделил систему связей психологии: 1) с
общественными науками (через отрасль психологии – социальную психологию и связанные с
ней дисциплины); 2) с естественными науками (через психофизику, сравнительную
психологию и психофизиологию); 3) с медицинскими науками (через патопсихологию,
медицинскую психологию, нейропсихологию и психофармакологию); 4) с педагогическими
науками (через психологию развития, педагогическую и специальную психологию); 5) с
техническими науками (через инженерную психологию). Согласно Ломову, дифференциация
психологии обусловлена ее отношениями с другими науками. Особенно он выделял
отношения психологии с философией и математикой.
Взаимосвязи психологии труда с другими науками имеют свою специфику, определяемую
объектом и предметом ее изучения и их связью. Психология труда, социальная психология,
социология труда, история и другие общественные науки имеют точки соприкосновения при
решении следующих задач: установление закономерностей развития коллективного
субъекта деятельности, влияние общения в трудовом коллективе и профессионального
общения на процесс и результат деятельности, изучение закономерностей становления,
развития и функционирования больших групп и т.д.
Связь психологии труда с естественными науками обусловлена тем, что человек,
изучаемый в качестве субъекта труда, является естественным существом, подчиняющимся
законам природного мира. При изучении функциональных состояний, динамики
работоспособности и утомления, динамических особенностей субъекта труда, его сенсорно-
перцептивных процессов в труде, психосоматики и т.п. психология труда использует знания
медицины, физиологии, анатомии, физики и других естественных наук. Особая связь у
психологии труда с математикой и кибернетикой: психология активно использует
математический аппарат и кибернетические схемы для обработки материала, построения
моделей конкретной деятельности и
оптимизации трудового
С техническими науками психология труда связана через инженерную психологию.
Последняя изучает объективные закономерности процессов информационного
взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования,
создания и эксплуатации систем «человек – машина». В инженерной психологии главный
субъект труда – это оператор, человек, взаимодействующий со сложной техникой через
информационные процессы. Традиционно выделяются следующие основные задачи инженерной психологии: а)
методологические: определение предмета и задач исследования (т.е. уточнение предмета);
разработка новых методов исследования; разработка принципов исследования;
установление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще); б)
психофизиологические: изучение характеристик оператора; анализ деятельности оператора;
оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора; в)
системотехнические: разработка принципов построения элементов системы «человек –
машина»; проектирование и оценка системы «человек – машина»; разработка принципов
организации системы «человек – машина»; оценка надежности и эффективности системы
«человек – машина»; г) эксплуатационные: профессиональная подготовка операторов;
организация групповой деятельности операторов; разработка методов повышения
работоспособности операторов.
Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженерных психологов со
смежными науками: управлением, техническим конструированием, психогигиеной труда,
кибернетикой, эргономикой.
Через проблемы профессионального обучения психология труда связана также с
педагогическими науками. Педагогическая психология предоставляет психологии труда
знания о функционировании и условиях развития профессиональной деятельности на
разных этапах обучения, предлагает инновационные стратегии профессионального обучения
и т.д.
Таким образом, психология труда имеет тесные связи со множеством наук. Тем не менее
своеобразие предмета и задач психологии труда позволяет ей сохранять статус
самостоятельной науки.
Понятие «эргономика»
Для обозначения общего направления, посвященного изучению трудовой деятельности,
используется термин «эргономика» как комплексное изучение человека в труде на стыке
разных наук, изучение многообразной системы «человек – коллектив – машина – среда –
социум – культура – природа», которую обозначают как «эргономическая система». Более конкретные направления психологии труда изучают и более конкретные системы:
инженерная психология в своем традиционном варианте рассматривает систему «человек –
машина», организационная психология изучает систему «человек – коллектив
(организация)» или систему «
Термин «эргономика», впервые предложенный в 1921 г. В.Н. Мясищевым и В.М.
Бехтеревым, в то время не получил широкого распространения. В 1949 г. группа английских
ученых во главе с К. Мареллом организовала Эргономическое общество, после чего термин
получил широкое распространение. К сожалению, в полной мере идея интеграции усилий
разных специалистов в области изучения труда так и не реализовалась, что свидетельствует
о сложности данного вопроса и о необходимости поиска новых подходов в этом
направлении.
Е.Б. Моргунов приводит определение предмета эргономики, используемое в
отечественной традиции: «Предметом эргономики как науки является комплексное изучение
закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами,
предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при
специальной подготовке к ее выполнению. Эргономика является одновременно и научной, и
проективной дисциплиной». Однако, по мнению Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой, такое
определение значительно сужает первоначальное понимание эргономики, где предметом
был человек труда (а не только человек во взаимодействии с «техническими средствами»).
3
Прогрессивное
развитие общества связано с повышением
роли человеческого фактора в
системе профессиональной деятельности.
Совершенствование труда за счет технических
и технологических преобразований не
обеспечивает в полной мере требуемого
уровня эффективности. Повышение информационной,
психической и социальной нагрузки на
человека-труженика предъявляет особые
требования к организации как процесса
труда, так и субъекта трудовой деятельности.
Это ставит перед наукой задачу исследования
особенностей психических и личностных
факторов человека. Формирование знаний
по психологическим особенностям трудовой
деятельности уходит в глубокое прошлое. По мнению американского
исследователя Ж. Кристенсена, понятие
о взаимодействии человека и орудия столь
же древнее, как и само человечество. В
древнейшие времена люди уже поняли, что,
видоизменяя объекты окружающей среды,
с которыми им приходится взаимодействовать,
можно значительно повысить эффективность
своей деятельности. Например, когда австралопитек
отбил край гальки, чтобы усилить режущую
поверхность камня, он создал не только
первое орудие, но и первое знание о связи
орудия и возможностей человека в удобстве
его использования.
В истории развития психологии труда можно
выделить несколько периодов:
Период «Ручных орудий» исторически длительный
период с медленным накоплением примитивных
знаний о взаимодействии человека и простого
орудия.
Период «Промышленная революция», приходящийся
на 1750—1870 гг., связан с появлением первых
промышленных предприятий (мануфактур)
и оформлением профессии инженера. Интерес
к технике переносится и на изучение человека
как системы, аналогичной технической.
Человек чувствовал себя элементом внешней
среды, которую необходимо было улучшать
для удобства работника.
Период «Энергетическая революция» охватывает
приблизительно 1870—1945 гг. Широкое использование
силовых двигателей перевернуло представление
людей о возможностях орудий труда. Одновременно
активизировался вопрос об адаптации
человека к трудовому процессу и оборудованию.
Ф. Тейлор разрабатывает свою знаменитую
систему оптимизации трудовых действий.
В этот период возникает идея о «наилучшем
пути», т. е. единственном оптимальном
способе осуществления конкретной трудовой
деятельности. Акцент делается на исследования
в области профотбора, профобучения, тренировки.
Человек рассматривается как звено системы
«человек — машина».
Период «Интеллектуализация машин» начался
в 1945 г., после окончания второй мировой
войны. Научные достижения в физике, химии,
математике, биологии, психологии и других
науках поставили вопрос о создании искусственного
интеллекта, экспертных и прогнозирующих
систем, компьютеров. Это вывело на принципиально
новый уровень трудовую деятельность
в целом и взаимодействие человека с орудием
труда в частности. Основной тезис новейшего
времени постулирует творческий аспект
взаимодействия человека и орудия. Личностный
и психологический уровни становятся
центральными объектами внимания в трудовом
процессе, остро встает проблема безопасности
производства, рассматриваются аспекты
профессиональной подготовки, управления.
Эти стороны организации труда определяют
основные тенденции развития знаний о
трудовой деятельности в XXI в. Все это обуславливает
необходимость глубокого развития специальной
науки, занимающейся вопросами человеческого
фактора в труде, какой и явилась психология
труда.
^ Психология труда возникла на рубеже
XIX и XX вв. как дисциплина, изучающая организацию
и управление трудовой деятельностью. Первая научная
система организации трудовой деятельности
— тейлоризм была предложена американским инженером,
а впоследствии крупным бизнесменом Ф.
Тейлором (1856—1915). Он считал, что рост производительности
труда возможен лишь путем стандартизации
методов, приемов, орудий труда. Ф. Тейлор
предложил систему рационализации и управления
производством, направленную на увеличение
производительности труда через оптимизацию
трудовых действий и интенсификацию трудового
процесса. Стандартизация касалась, прежде
всего, отдельных операций, временного
режима работы и орудий труда. Важнейшим
аспектом организации труда Ф. Тейлор
считал стимулирование. Базовым принципом
является принцип материальной заинтересованности.
Но мнению Ф. Тейлора, в производственной
системе нет места благотворительности.
Каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться
соответственно ей (принцип разумного
эгоизма). Только при таких условиях возможно
развитие и расширение производства. Использование
данного принципа приводит к повышению
индивидуальной ответственности работника
за собственное благополучие и результативность
своего труда.
Собственно научное оформление первые
исследования получили в начале XX в. в
рамках психотехники (Г. Мюнстенберг, Д.Г. Мид, У. Липман и др.).
Термин «психотехника» был предложен
в 1903 г. немецким психологом В. Штерном,
который попытался свои экспериментальные
психологические разработки применить
в условиях реальной трудовой деятельности.
Например, он разрабатывал наиболее оптимальную
схему расположения букв на пишущей машинке
с учетом времени реакции человека. Основателем
психотехники является Г. Мюнстенберг
(1863—1916). Г. Мюнстенберг занимался самыми
разными вопросами, которые впоследствии
стали классикой психологии труда. Исследования
в области профотбора, профориентации,
профобучения, теории управления, эргономики,
профессиографии, профдиагностики и многие
другие вопросы впервые были подвергнуты
научному анализу в исследованиях именно
этого ученого. Г. Мюнстенберг заложил
основы психотерапии и психогигиены, изучал
механизмы психологического воздействия
рекламы, разрабатывал профессиональные
тесты (для вагоновожатых, телефонистов,
штурманов).
В начале XX в. психотехника стала развиваться
стремительными темпами. В разработке
психотехнических проблем приняли участие
многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе,
Д. Дрейвер, Ф. Ваумгартен, Э. Штерн и др.
Активное развитие психотехническое направление,
наряду с Германией, нашло в США и России.
Наконец, в 1947г. была подготовлена «Психологическая
программа по военной авиации», посвященная
профессиональному отбору пилотов (Гилфорд,
Э. Торндайк). Таким образом, окончательно
определилась область исследований психологии
труда.
В дальнейшем исследования в области психологии
труда концентрировались, прежде всего,
в области военной и индустриальной психологии.
В 1932 г. был опубликован учебник «Индустриальная
психология», первый в ряду методологических
изданий по психологии труда. Большинство
психологов в 1930—40-е гг. в той или иной
степени занимались проблемами, связанными
с изучением трудовой деятельности.
Довольно активно развивалась эта область
исследований в Англии. Исследование психологических
факторов организации труда и практических
состояний, проведенное под руководством
Г. Майера (1920 г.), явилось основой для крупных
исследовательских государственных программ.
Особое внимание традиционно уделялось
анализу индивидуальных различий в целях
профессионального отбора. Тестовые программы
А. Вернона, опубликованные в 1947 г., не потеряли
своей ценности и по сей день.
Вторая половина XX в. характеризуется
формированием принципиально нового направления
в изучении трудовой деятельности. Внимание
исследователей все в большей степени
сосредотачивается в области изучения
личности работника в системе организации.
Формируется новое направление —организационная психология, в которую переходят
многие проблемы, традиционно исследуемые
в психологии труда. Психология труда,
в основном, занимается частными вопросами
организации трудового процесса, особенностями
индивида, эргономическими аспектами
труда; организационная психология —
изучением построения и управления трудовой
организации и моделей поведения работника.