Шпаргалки по "Психологии труда"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 21:10, шпаргалка

Описание работы

1.Психология труда — раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается «комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».

Работа содержит 1 файл

Психология труда.docx

— 92.42 Кб (Скачать)

 

4

Первоначально психология труда в России развивалась  в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитие промышленности, законодательные акты о труде, необходимость  оптимизации труда, подбора и  подготовки рабочих традиционных и  новых профессий. Идеи Ф. У. Тейлора  пользовались популярностью, но сильные  научные позиции отечественной  медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций  оптимизации труда.

В истории  отечественной психологии можно  выделить несколько этапов: 1900-1917 гг.; 1917-1920 гг.; 1921-1936 гг.; 1937-1960 гг.; 1961-1990 гг.; с 1991 г. по настоящее время.

Первый  период можно охарактеризовать как  накопление научного опыта (в университетах  Тарту и Симферополя, в Военно-медицинской  академии С.-Петербурга проводились  исследования и разрабатывались  диагностические методики; лауреат  Нобелевской премии академик И. П. Павлов приступил к экспериментальному изучению высшей нервной деятельности) и практического опыта (на ряде предприятий  применяется система Ф. У. Тейлора).

Научная и практическая работа в области  психологии труда активизировалась после завершения Гражданской войны. Проблема подъема производительности труда, восстановления экономики стала  проблемой выживания страны и  сохранения независимости государства. Инициативы ученых по организации труда  и управления получили действенную  поддержку руководителей государства  — В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, Ф. Э. Дзержинского, М. В. Фрунзе, В. В. Куйбышева и др.

I Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ) была проведена 20-27 января 1921 г. при поддержке народного комиссара путей сообщения Л. Д. Троцкого. Состояние научной и прикладной психологии отражало количество представленных организаций и темы более 60 докладов. Так, Петроград представляли Институт по изучению мозга и его Центральная лаборатория труда с докладами «Рациональное использование человеческой энергии в труде» (В. М. Бехтерев), «Принципы организации научного изучения труда. Эргология и эрготехнпка» (В. Н. Мясищев), «Методологические основы профессиональной психологии» (В. И. Рабинович),

 «Психоневрозы  труда и их предупреждение»  (Т. К. Розенталь), «Психология  и профессиональный отбор» (И.  В. Эвергетов) и др.

Второй  крупный научный центр — Москву — представляли Психологический  институт при МГУ, Психоневрологический институт, Центральный институт труда, Социалистическая академия, Всероссийский  центр профессиональных союзов; провинцию — Институт труда (Таганрог), Институт производительности труда (Иваново-Вознесенск), Институт НОТ (Казань).

Эмпирической  базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных  станциях, в военных госпиталях

Уже в 1920 г. российская психология труда заявила  о себе как зрелая наука. Показательны оформившиеся на конференции течения.

«Тейлористы» (А. К. Гастев и др.) считали необходимым развивать принципы и методы научного управления Ф. У. Тейлора, стимулировать развитие комплекса наук о труде (биомеханику, организационную психологию и др.).

«Антитейлористы» (В. М. Бехтерев и др.), отмечая ценность ряда идей Ф. У. Тейлора, указывали на необходимость использовать собственные достижения в области гигиены труда, физиологии, рефлексологии; оптимизация труда рассматривалась ими в контексте задач гармонизации и оздоровления всех условий протекания трудовых процессов — физических и социальных.

Представители «Платформы 17-ти» (П. М. Керженцев и др.) акцентировали внимание на качественных особенностях принципов труда при социализме и первоочередной необходимости рационализации техники и механизации производства.

«Богдановское течение» объединяло сторонников А. А. Богданова, создателя тектологии — «всеобщей организационной науки», «учения о строительстве».

Научный уровень осмысления проблем психологии труда российскими учеными в  начале XX в. виден на примере одного из активных участников I Всероссийской конференции. Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873-1928) — врач (организатор первого в мире Института переливания крови), экономист, философ, видный деятель РСДРП, автор «Краткого курса экономической науки», выдержавшего 15 переизданий, редактор большевистских газет (вместе с В. И. Лениным, который в «Материализме и эмпириокритицизме» критиковал его, Богданова, позицию). А. А. Богданов достойно ответил на критику в работе «Вера и наука» (1910), которая в России осталась неизвестной многим

В связи  с задачами психологии труда А. А. Богданов, в частности, рассматривает  явления природы, человека, общество в единстве, как комплекс элементов, обладающих свойствами целого. Выделяемая им новая научная дисциплина — тектология стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом, изучает общие организационные закономерности, поднимаясь до универсальных законов сочетания разных элементов. Первые издания книги «Тектология (всеобщая организационная наука)» (она выходила в Германии в 1913, 1917, 1922, 1927 гг.) были доступны Людвигу фон Берта-ланфи, Норберту Винеру и другим зарубежным ученым, публикации которых появились лишь в 1940-х гг. По признанию отечественных и зарубежных экспертов, тектология стала предшественницей теории систем, кибернетики, синергетики, системной методологии научного познания. Но критическая оценка В. И. Лениным в 1908 г. философских взглядов А. А. Богданова привела к замалчиванию в России научного наследия этого неординарного ученого.

В этот же период активно работали в области  психологии труда такие выдающиеся российские ученые, как Владимир Михайлович Бехтерев1 (1857-1927), Николай Александрович Бернштейн (1896— 1966) и многие другие.

Энтузиазм ученых и поддержка государства  в 20-30-х гг. предопределили значительные успехи в развитии психологии труда, являющейся органичной частью научного управления. Под руководством А. К. Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. При этом реализовывались идеи тектологии о прогрессивном развитии и функционировании организаций. В условиях НЭПа было необходимо решать задачи управления трудом, предполагающие научный анализ трудовых процессов с целью их оптимизации. Психология труда (психотехника) находила применение и в Вооруженных силах страны: решались задачи профессиографирования в различных родах войск, «подбора частей одной боеспособности», «отбора комсо-

1 Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) — русским психолог, физиолог, невропатолог. Основатель Санкт-Петербургской научной психологической школыстава», профотбора на особые воинские специальности (летчиков, пулеметчиков, радиотелеграфистов и др.), рационализации методов обучения воинским специальностям. Даже в области партийной работы обсуждались «методы учета партийных сил», «метод перекрестных характеристик», рационализация методов партийной работы, партвоздействий, типы партийных работников и др.

К 1930 г. вопросы  профконсультации и профотбора разрабатывались в 141 научно-практическом подразделении (в структуре вузов, наркоматов, ведомств). Многочисленные психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.

Издаются  журналы «Психофизиология труда  и психотехника» (с 1928 г.), «Советская психотехника» (с 1932 г.). В 1927-1934 гг. российские ученые участвовали в международных  психотехнических конференциях, избирались в состав Международного правления  психотехнических съездов. VII Международная психотехническая конференция (1931 г.) проходила в Москве

Изменение экономических приоритетов государства  к 30-м гг. отразилось и на прикладных отраслях науки. «Стройки социализма»  требовали дешевой рабочей силы, поставка которой отчасти обеспечивалась массовыми репрессиями. Понятно, что применение научных методов оценки и оптимизации труда становилось все более излишним. Стахановское движение нередко сопровождалось нарушением техники безопасности, что приводило к протестам инженеров и ученых. Политизация жизни в стране вела к тому, что при трудоустройстве главным становилось происхождение, а не квалификация и способности человека. Ужесточались административные меры управления трудом: с 1929 г. были введены штрафы за нарушения трудовой дисциплины, с 1932 г. — осуждение на 5—10 лет, с 1940 г. — уголовное наказание за опоздание на работу свыше 20 минут.

С 1930 г. со стороны политического руководства  появилась настороженность, усилилась  критика. Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях  в системе нарком-просов» по существу до 1960-х гг. остановило развитие всех прикладных и теоретических направлений психологии, связанных с оценкой индивидуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов в общественных науках.

 

5-

6 Методы психологии труда 

Успехи исследований психологии труда в значительной степени определяются развитием 

методологического  аппарата.  Разработка  конкретных  методов  исследования  базируется  на

методологических  принципах, исходящих из теоретических положений науки. Любой метод

исследования  всегда несет на себе печать той  или иной теории, которая определяет и выбор 

объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов.

С точки зрения методологического анализа выделяют три уровня: 1) общую методологию 

–  общий  философский  подход,  общий  способ  познания  явлений  действительности;  2)

специальную  методологию  –  совокупность  методологических  принципов,  применяемых  в

данной  области  знания;  3)  конкретные  методы,  методики  и  процедуры  исследования,

связанные с  практикой исследования.

Философия  раскрывает  всеобщие  законы  развития  природы,  общества  и  познания,

устанавливает  взаимосвязь  между  этими  законами.  Тем  самым  философия  дает  и  общий

метод  систематизации  знаний,  играет  методологическую  роль  в  создании  единой  картины 

мира, т.е. именно философия является теорией всеобщего. Однако философские принципы

не   могут   быть   применены   в   психологических   исследованиях   непосредственно:   они 

преломляются   через   принципы   специальной   методологии.   Конкретные   методики   и 

процедуры   психологического   исследования   зависят   от   методологических   принципов 

психологии. На основе общих методологических принципов  строится любое психологическое 

исследование.   Эффективность   исследования   определяется   правильной   взаимосвязью

методологии, методов исследования и методик.

Общепсихологические   и   специальные   принципы   психологии   труда.   Кратко

сформулированная  теория психологии, отражающая ее закономерность, подытоживающая ее

прошлый  опыт,  проверенный  практикой  и  временем,  не  имеющая  контрфактов  и ставшая

исходным  требованием для дальнейших исследований и построений ее дальнейших теорий,

отражается   в   принципах   психологии,   одинаково   применимых   для   всех   отраслей

психологического  знания,  в  том  числе  и  для  психологии  труда.  Принципы  психологии

связаны    с    понятиями    «психологическая    закономерность»    и    «закон    психологии». Закономерность – это объективно существующая повторяемая  причинно-следственная связь 

определенных  явлений  при их взаимодействии, которая,  если достаточно  хорошо  изучена,

отражается  в формулировке закона.

Ряд   принципов   представляет   собой   преломление   в   психологии   общих   законов 

диалектики.    Так,    принцип    детерминизма    раскрывает    причинную    обусловленность 

психических  явлений:  одни  психические  явления  обусловлены  другими  психическими  и 

социальными явлениями или имеют физиологические  причины. В соответствии с принципом 

развития  психика находится в постоянном развитии, а характеристика психического явления 

возможна  при одновременном выяснении его особенностей  в данный  момент,  истории

возникновения и перспектив изменения. Принцип  развития неразрывно связан с принципом 

общественно-исторической   обусловленности   сознания,   а   следовательно,   личности   и

деятельности.  В  принципе  историзма  осуществляется  требование  диалектической  логики

анализировать  любое  понятие  в  единстве  его  логического  и  исторического  аспектов.

Принцип  единства  сознания  и  деятельности  кратко  можно  сформулировать  так:  сознание

деятельно, а деятельность сознательна. К этому  принципу приближаются принцип единства

личности  и деятельности и принцип единства сознания и личности. Последние три  принципа

можно  объединить  в  один  принцип  единства  сознания  личности  и  деятельности,  который 

формулируется    следующим    образом:    сознание    как    высшая    интегральная    форма 

психического   отражения,   личность,   являющаяся   человеком   как   носителем   сознания,

Информация о работе Шпаргалки по "Психологии труда"