Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

 Основная работа в  когнитивной психотерапии основана  на взаимосвязи мышления, эмоций  и поведения человека. Древнее  знание о том, что человек  будет действовать и чувствовать  исходя из интерпретации своего  опыта, дает основу для возникновения   этого метода. Так как мышление  человека определяет его эмоции  и поведение, то изменив мышление, можно изменить эмоциональную  и поведенческую активность человека. То есть, научив человека мыслить  новыми, более эффективными категориями  можно научить его действовать  другим образом, изменяя тем  самым привычное поведение, помогая  избегать основных постоянных  ошибок и разочарований.Именно  поэтому изменению процесса мышления  придается такое огромное значение. Так Аарон Бек считал, что существует 3 уровня мышления:

1. Произвольные мысли

2. Автоматические мысли

3. Базовые убеждения или  когниции

 При этом именно  базовые убеждения или когниции  и есть те самые устойчивые  когнитивные модели, влияющие на  мышление человека и принятие  тех или иных решений. Наряду  с такими видами мышления существует  некий набор когнитивных ошибок - искажений в мышлении, мешающий  логически мыслить и способствующий  развитию психических расстройств.  Симптоматика выражается следующим  образом и классифицируется по  группам:

- произвольное умозаключение  - наличие определенных выводов  при отсутствии доказательств  их истинности, могут оставаться  очень устойчивыми даже при  наличии опровергающих эти умозаключения  факторов.

- избирательная абстракция - при полном игнорировании общей  информации уделяется особое  внимание одной, вырванной из  общего контекста детали.

- сверхобобщение или сверхгенерализация - построение одного общего для  всех ситуаций правила на основании  всего нескольких, часто не связанных  между собой случаев и активное  применение этого, ставшим универсальным,  правила к различным ситуациям.

- преувеличение и приуменьшение  - отсутствие адекватной оценки  происходящих событий, преувеличение  значимости неважных событий  и часто приуменьшение значимости  действительно важных событий.  происходящих в жизни человека.

- персонализация - склонность  связывать происходящие события  с собственной персоной при  отсутствии каких-либо доказательств.

- катострофизация - ожидание  того, что обязательно должно  случиться что-то очень плохое, частое формулирование таких  заключений.

 На решение таких  когнитивных ошибок и направлена  психотерапевтическая работа в  когнитивной психотерапии. Благодаря  воздействию различных психотерапевтических  техник уже через несколько  сеансов наступает положительные  изменения.

 

38. Краткосрочная психодинамическая терапия.(к.п.т.)

Термин "краткосрочная" предложен в 1950-60-х гг. представителями  психоаналитического, психодинамического направления психотерапии. Сторонниками и основоположниками К. п. т. являются Александер, Сифнеос, Малан, Манн, Балинт. Несмотря на различия в их психотерапевтических позициях, можно выделить и общие  принципы К. п. т., касающиеся целей, отбора пациентов, фаз и приемов.

1. Краткосрочной считается  психодинамическая психотерапия, целенаправленно  ограниченная 1-40 занятиями (наиболее  распространенный вариант 10-12) при  частоте встреч с пациентом  приблизительно 1 раз в неделю.

2. Цель К. п. т. - поведенческие  изменения в фокусированной области  конфликта, в отличие от установки  ортодоксальной психодинамической  психотерапии на личностное развитие  посредством тотального преодоления  комплекса базальных конфликтов.

3. Цели К. п. т. - выделение  и переработка фокального конфликта,  в большинстве случаев эдиповой  природы (соперничество, проблемы  выигрыша- проигрыша и т. п.). Маркерами  такого фокального конфликта  являются указания пациента на  связанные с ним травмы раннего  возраста, повторяющиеся стереотипы  травматических переживаний, связь  данного конфликта с одной  фигурой переноса (отцовской или  материнской) и с проявлениями  блокирования (ингибиции) каких-либо  сфер жизнедеятельности пациента.

4. Определенные требования  к пациенту. Показания: наличие  фокального конфликта эдиповой  природы или потеря любимого  объекта, высокая мотивация, наличие  опыта, как минимум, одних значимых взаимоотношений, способность рефлексировать чувства и конструктивная реакция на пробную интерпретацию. Противопоказания: выраженная депрессия, психотические нарушения (параноидного и/или нарциссического характера), тенденции к патологическому отреагированию переживаний (суицидальное или наркоманическое поведение). Косвенным противопоказанием является преимущественное использование пациентом механизмов проекции и отрицания. К. п. т. в значительно большей мере, чем долгосрочная психотерапия, ориентируется на способность самого пациента обобщать и использовать материал, полученный в процессе психотерапии.

5. Фазы К. п. п. Первая, отборочная фаза направлена на диагностику мотивации и силы "Я" пациента и выделение фокального конфликта (1-2 первых занятия), заключение психотерапевтического контракта. Вторая фаза посвящена переработке фокального конфликта. Заключительная, третья, фаза сепарации направлена на разрешение переноса и достаточно директивное завершение психотерапии. Дискутируется вопрос об изначальном сообщении пациенту точной даты завершения психотерапии, но считается, что такой технический подход предпочтителен для начинающего психотерапевта, так как избавляет его от переживаний вины и чувства, что он "покидает пациента". Естественно, у больного остается возможность вновь обратиться к врачу при возникновении проблем.

6. Ведущий психотерапевтический  принцип К. п.т. - переработка фокального  конфликта, являющегося причиной  блокирования в значимых жизненных  сферах пациента, - позволяет ему  пережить возврат энергии и  активности, которые могут быть  им использованы для разрешения  жизненных проблем.

Все обычные технические  приемы, применяемые в психодинамической  терапии (анализ защитных механизмов, интерпретация и т. п.), используются и в краткосрочной терапии. При  работе со многими пациентами могут  быть использованы и сновидения, но в строго фокусированном плане. Большое  значение для успешности краткосрочной  психотерапии имеет «некоторое мягкое игнорирование». Его суть состоит  в том, что в ходе краткосрочной  терапии выявляются многие области, которые вызывают психодинамический  интерес, однако терапевт сосредоточивает  все свое внимание исключительно  на главном очаге, игнорируя все  прочее без комментариев.

 

39.Парафраз как  метод психологического консультирования.

Перефразирование высказываний клиента в беседе - это передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает. Парафраз особенно полезен в случаях, когда  психологу приходится проверять, правильно  ли он понял собеседника, особенно тогда, когда чувствуется, что клиент имеет  трудности при формулировании мыслей. Перефразирование провоцирует человека на развитие собственной мысли, но касается лишь того, что было сказано открыто. Кроме того, перефразированием и обобщением информации психолог показывает клиенту, что его слушают и понимают. Перефразирование может начинаться такими словами: "Если я Вас правильно понял, то..,"; "Другими словами, Вы полагаете, что..."; "Поправьте меня, если я ошибаюсь относительно...".

Перефразирование имеет  следующие цели:

- показать клиенту, что  консультант очень внимателен  и пытается его понять;

- выделить основную мысль  клиента, повторяя его слова  в сжатом виде:

- проверить правильность  понимания мыслей клиента. 

 Применяя данную технику,  нельзя искажать или заменять  смысл слов клиента, а также  дословно повторять его высказывания. Перефразированию подлежит только  основная мысль клиента. 

 

40. Понятие «Я-концепции»  в клиентцентрированной терапии

Я - концепция» - это сложный  составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений  личности о себе самой вместе с  эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. «Я - концепция» личности формируется в процессе жизни  человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.

Роджерс не создавал специальную  схему критических стадий, через  которые проходят люди (преодолевая  психологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими  людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного  или негативного образа себя.

Изначально новорожденный  воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние  стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное  сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и  что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я не существует.

Согласно Роджерсу, индивид  взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и  сохранение. Осуществляется организмический  оценочный процесс: организм испытывает удовлетворение при тех стимулах или поведенческих актах, которые  усложняют и сохраняют организм и «Я» как в непосредственном настоящем, так и в отдаленном будущем; поведение направлено в  сторону приближения к положительно оцениваемым опытным данным и  избегания данных, получивших отрицательную  оценку.

По мере возникновения  осознания «Я» у индивида развивается  потребность в положительной  оценке значимым окружением. В дальнейшем удовлетворение или фрустрация положительной  оценки начинает переживаться независимо от взаимодействия с социумом и обозначается как самооценка. Т.к. Я-переживания  индивида воспринимаются значимыми  людьми как менее или более  заслуживающие положительной оценки (т.е. Я-переживания приобретают условия  оценки), то и самооценка становится селективной. Из-за этой избирательности  опыт воспринимается тоже селективно, на основе условий оценки он может  быть искажен и неосознаваем.

Вследствие этого индивид  утрачивает интеграцию, его концепция  «Я» включает искаженные восприятия, неправильно репрезентирующие опыт; поведение регулируется то со стороны  «Я», то теми аспектами опыта, которые  не включены в «Я», что сопровождается напряженным и неадекватным функционированием. Это главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания  и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие  такой неконгруэнтности (несоответствия) между «Я» и опытом возникает  неконгруэнтность в поведении и  процесс защиты. Однако если степень  неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает и тогда имеет  место дезорганизация функционирования индивида.

 

41.Понятие об  автоматических мыслях в когнитивной  терапии

Когнитивная терапия —  это активный, директивный, ограниченный по времени, структурированный подход, используемый при лечении различных  психиатрических расстройств (например, депрессии, тревоги, фобий, болевых  ощущений и др.). В основе данного  подхода лежит теоретическая  посылка, согласно которой эмоции и  поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как  он структурирует мир. Представления  человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его  сознании) определяются его установками  и умопостроениями (схемами), сформированными  в результате прошлого опыта. Автоматические мысли обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Эти мысли возникают как у здоровых, так и у эмоционально тревожных людей. Различие связано с видом сообщений, которые содержат мысли, и с тем, насколько они мешают человеку жить. Например, люди, страдающие депрессией, разговаривают с собой в очень резких тонах, осуждая себя за каждую оплошность, ожидая самого худшего и чувствуя, что они заслуживают всех тех несчастий, которые обрушиваются на них, поскольку они все равно никчемны. Люди, испытывающие сильную депрессию, как правило, разговаривают с собой еще более громким голосом. Для них негативные мысли - это не просто шепот, раздающийся на периферии сознания, а громкие, повторяющиеся крики, которые могут поглощать массу энергии и отвлекать человека от какой-то другой деятельности.Сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образует порочный круг, который поддерживает и усиливает симптомы, приводя иногда к серьезным эмоциональным расстройствам.

 

42. Понятия «организмической  оценки» и «условия ценности»  в клиентцентрированной терапии.

Организмический оценочный  процесс это чувство определенной потребности. Нужно уметь прислушиваться  и понимать свои потребности.

Данный процесс подразумевает  скрупулезное непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они предпочитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, любопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совершенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт представляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте, по-видимому, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собственные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания. 

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"