Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка
1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.
Основная работа в
когнитивной психотерапии
1. Произвольные мысли
2. Автоматические мысли
3. Базовые убеждения или когниции
При этом именно
базовые убеждения или
- произвольное умозаключение
- наличие определенных выводов
при отсутствии доказательств
их истинности, могут оставаться
очень устойчивыми даже при
наличии опровергающих эти
- избирательная абстракция
- при полном игнорировании
- сверхобобщение или
- преувеличение и приуменьшение
- отсутствие адекватной оценки
происходящих событий,
- персонализация - склонность
связывать происходящие
- катострофизация - ожидание того, что обязательно должно случиться что-то очень плохое, частое формулирование таких заключений.
На решение таких
когнитивных ошибок и
38. Краткосрочная психодинамическая терапия.(к.п.т.)
Термин "краткосрочная" предложен в 1950-60-х гг. представителями психоаналитического, психодинамического направления психотерапии. Сторонниками и основоположниками К. п. т. являются Александер, Сифнеос, Малан, Манн, Балинт. Несмотря на различия в их психотерапевтических позициях, можно выделить и общие принципы К. п. т., касающиеся целей, отбора пациентов, фаз и приемов.
1. Краткосрочной считается
психодинамическая
2. Цель К. п. т. - поведенческие
изменения в фокусированной
3. Цели К. п. т. - выделение
и переработка фокального
4. Определенные требования
к пациенту. Показания: наличие
фокального конфликта эдиповой
природы или потеря любимого
объекта, высокая мотивация,
5. Фазы К. п. п. Первая, отборочная фаза направлена на диагностику мотивации и силы "Я" пациента и выделение фокального конфликта (1-2 первых занятия), заключение психотерапевтического контракта. Вторая фаза посвящена переработке фокального конфликта. Заключительная, третья, фаза сепарации направлена на разрешение переноса и достаточно директивное завершение психотерапии. Дискутируется вопрос об изначальном сообщении пациенту точной даты завершения психотерапии, но считается, что такой технический подход предпочтителен для начинающего психотерапевта, так как избавляет его от переживаний вины и чувства, что он "покидает пациента". Естественно, у больного остается возможность вновь обратиться к врачу при возникновении проблем.
6. Ведущий психотерапевтический
принцип К. п.т. - переработка фокального
конфликта, являющегося
Все обычные технические
приемы, применяемые в
39.Парафраз как
метод психологического
Перефразирование высказываний клиента в беседе - это передача собеседнику его же сообщения, но словами того, кто слушает. Парафраз особенно полезен в случаях, когда психологу приходится проверять, правильно ли он понял собеседника, особенно тогда, когда чувствуется, что клиент имеет трудности при формулировании мыслей. Перефразирование провоцирует человека на развитие собственной мысли, но касается лишь того, что было сказано открыто. Кроме того, перефразированием и обобщением информации психолог показывает клиенту, что его слушают и понимают. Перефразирование может начинаться такими словами: "Если я Вас правильно понял, то..,"; "Другими словами, Вы полагаете, что..."; "Поправьте меня, если я ошибаюсь относительно...".
Перефразирование имеет следующие цели:
- показать клиенту, что консультант очень внимателен и пытается его понять;
- выделить основную мысль клиента, повторяя его слова в сжатом виде:
- проверить правильность понимания мыслей клиента.
Применяя данную технику,
нельзя искажать или заменять
смысл слов клиента, а также
дословно повторять его
40. Понятие «Я-концепции» в клиентцентрированной терапии
Я - концепция» - это сложный
составной образ, или картина, включающая
в себя совокупность представлений
личности о себе самой вместе с
эмоционально-оценочными компонентами
этих представлений. «Я - концепция» личности
формируется в процессе жизни
человека на основе взаимодействий со
своим психологическим
Роджерс не создавал специальную схему критических стадий, через которые проходят люди (преодолевая психологический стресс) в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточивался на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.
Изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно, будь то ощущения тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных над кроваткой. Младенец не сознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного Я не существует.
Согласно Роджерсу, индивид
взаимодействует с реальностью,
руководствуясь врожденной тенденцией
организма к развитию своих возможностей,
обеспечивающих его усложнение и
сохранение. Осуществляется организмический
оценочный процесс: организм испытывает
удовлетворение при тех стимулах
или поведенческих актах, которые
усложняют и сохраняют организм
и «Я» как в непосредственном
настоящем, так и в отдаленном
будущем; поведение направлено в
сторону приближения к
По мере возникновения
осознания «Я» у индивида развивается
потребность в положительной
оценке значимым окружением. В дальнейшем
удовлетворение или фрустрация положительной
оценки начинает переживаться независимо
от взаимодействия с социумом и обозначается
как самооценка. Т.к. Я-переживания
индивида воспринимаются значимыми
людьми как менее или более
заслуживающие положительной
Вследствие этого индивид утрачивает интеграцию, его концепция «Я» включает искаженные восприятия, неправильно репрезентирующие опыт; поведение регулируется то со стороны «Я», то теми аспектами опыта, которые не включены в «Я», что сопровождается напряженным и неадекватным функционированием. Это главное отчуждение в человеке. Он изменяет природному, организмическому оцениванию, которое перестает быть регулятором поведения. Ради сохранения положительной оценки индивид начинает фальсифицировать свои переживания и воспринимать их по критерию ценности для окружающих. Как следствие такой неконгруэнтности (несоответствия) между «Я» и опытом возникает неконгруэнтность в поведении и процесс защиты. Однако если степень неконгруэнтности велика, то защита не срабатывает и тогда имеет место дезорганизация функционирования индивида.
41.Понятие об
автоматических мыслях в
Когнитивная терапия — это активный, директивный, ограниченный по времени, структурированный подход, используемый при лечении различных психиатрических расстройств (например, депрессии, тревоги, фобий, болевых ощущений и др.). В основе данного подхода лежит теоретическая посылка, согласно которой эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он структурирует мир. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта. Автоматические мысли обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Эти мысли возникают как у здоровых, так и у эмоционально тревожных людей. Различие связано с видом сообщений, которые содержат мысли, и с тем, насколько они мешают человеку жить. Например, люди, страдающие депрессией, разговаривают с собой в очень резких тонах, осуждая себя за каждую оплошность, ожидая самого худшего и чувствуя, что они заслуживают всех тех несчастий, которые обрушиваются на них, поскольку они все равно никчемны. Люди, испытывающие сильную депрессию, как правило, разговаривают с собой еще более громким голосом. Для них негативные мысли - это не просто шепот, раздающийся на периферии сознания, а громкие, повторяющиеся крики, которые могут поглощать массу энергии и отвлекать человека от какой-то другой деятельности.Сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образует порочный круг, который поддерживает и усиливает симптомы, приводя иногда к серьезным эмоциональным расстройствам.
42. Понятия «организмической
оценки» и «условия ценности»
в клиентцентрированной
Организмический оценочный процесс это чувство определенной потребности. Нужно уметь прислушиваться и понимать свои потребности.
Данный процесс подразумевает скрупулезное непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. Например, наблюдение за поведением младенцев показывает, что они предпочитают опыт, который поддерживает и совершенствует их организм (например, любопытство и безопасность), и отклоняют опыт, который не поддерживает и не совершенствует их организм (например, боль и голод). При таком рассмотрении опыт представляется скорее как организмический, чем сознательный символический процесс. Оценочные процессы и представления о ценностях, отраженные в различном опыте, по-видимому, берут начало в младенческом возрасте (младенцы реагируют на собственные сенсорные и висцеральные сигналы). По мере того как люди растут, их оценочные процессы все в большей степени помогают им достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.
Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"