Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.

Толерантность к  неопределенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования.

Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.

О глубине отношений  с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.

Постановка реалистичных целей. эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей.

Успешность консультанта, во многом связана с его способностью к эмпатии. Эмпатия – чувство более глубокое, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию.

 

7.Опыт личной  терапии консультанта как условие  его профессиональной подготовки

Каждый консультант до начала профессиональной деятельности, а также в процессе работы должен пройти личную терапию, т.е. решать свои проблемы при содействии опытного профессионала. Как известно, в психоанализе длящийся до нескольких лет самоанализ является важнейшим звеном профессиональной подготовки психоаналитика. Опыт личной терапии важен по двум причинам. Во-первых, потому, что консультант, как и любой человек, имеет  в своей личности "белые пятна": непознанные, неосознаваемые аспекты  самости, внутренние конфликты, более  глубокое познание и разрешение которых  способствует становлению эффективного консультанта. Консультанту очень полезно  самонаблюдение под контролем другого  профессионала за переживанием таких  значимых событий в жизни, как  любовь, секс, насилие, семейные отношения, власть, смерть и т.д. Это не означает, что личность консультанта должна быть "разобрана по косточкам". Имеется  в виду необходимость достаточного самопонимания, прежде чем понадобится  помощь. Тем не менее было бы слишком  крайним утверждение, что, приступая  к консультированию, следует избавиться от всех внутренних конфликтов. Важно  понимать суть конфликтов и как они  сказываются на отношениях с клиентами. Ведь если консультант в своей  личной жизни с трудом сдерживает злость или не понимает, почему постоянно  испытывает вину, то велика вероятность  аналогичных реакций и в процессе консультирования. Если консультанта гнетет груз прошлых заблуждений  или насущные заботы, разве сможет он помочь клиенту избавиться от подобных проблем? В действительности мы не продвинемся  с клиентом дальше пройденного нами пути. Консультирование у коллеги-профессионала  ценно и перед началом деятельности, поскольку постоянные столкновения с разнообразными проблемами клиентов нередко вскрывают наши старые конфликты, вытесненные чувства. Начинающего  консультанта нередко мучит чувство  профессионального бессилия. Это  тоже требует определенной помощи коллег. Другое важное преимущество личной терапии  заключается в том, что консультант  входит в роль клиента и приобретает  соответствующий опыт. Как утверждает A. Storr, "доктор приближается к совершенству, если он тоже был пациентом". А. П. Чехов, врач по образованию, говорил, что, если бы он учил студентов медицине, половину времени уделил бы усвоению психологии больного человека, его  мироощущению. Личная терапия представляет уникальную возможность увидеть  процесс консультирования и психотерапии глазами клиента. Только таким образом  консультант может узнать, что  такое беспокойство, связанное с  самоанализом, что такое перемещение  и как оно действует и т.п. Побывав в роли клиента, консультант  значительно лучше представляет весь спектр душевных переживаний, возникающий  во время консультирования.

 

8. Основные положения  клиентцентрированной терапии Роджерса.

Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея терапии — понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения.  Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что.  Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении. Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии,  является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.

 

9. Параметры семейной системы.

1.Стереотипы взаимодействия. Особенности взаимоотношений членов  семьи проявляются в общении  (общение - любое событие, происходящее  в семье – сообщение). Вербальная  и невербальная части сообщения  дополняют друг друга, находятся  в гармонии (конгруэнтность). Нередко  бывает так, что эти части  сообщения противоречат друг  другу (неконгруэнтность). Если эти  сообщения часто повторяются,  то становятся стереотипами взаимодействия.

2.Семейные правила. Правила  бывают заданными социумом и  культурой, и тогда они разделяются  многими семьями, а бывают уникальными  для каждой отдельной семьи.  Правила – это распределение  семейных ролей и функций, распределение  мест в семейной иерархии, решение  о том, что позволено, а что  нет, что хорошо, а что плохо.  Закон гомеостаза требует сохранения  семейных правил в постоянном  виде. Борьба за власть и статус  – одна из мощнейших дисфункций, она возникает из-за отсутствия  в культуре внятного правила  про половое неравенство.

3.Семейные мифы – это  некая формообразующая и объединяющая  всех членов семьи идея или  образ, или история, идеология.  Миф – это знамя, под которое  собирается семья, это девиз,  вера. Это знание, разделяемое всеми  членами семейной системы, и  отвечающее на вопрос: «Кто мы?».  Миф порождает правила и ритуалы.  Например: «Мы дружная семья»…  Проблемы начинаются в тех  случаях, когда кто-то из семьи  оказывается неспособным игнорировать  свои нормальные и неизбежные  отрицательные чувства к родственникам.  Он становится идентифицированным  пациентом.

4.Границы семьи. У каждого  человека, живущего в семье, есть  представление о том, кто еще  входит в состав его семьи.  Это представление и задает  границы семьи. У людей, живущих  в одной семье, представление  о ее границах может быть  разным. Границы семьи могут быть: проницательными или закрытыми.  Чем более закрыты внешние  границы семейной системы, тем  более открыты границы внутрисемейных  подсистем. Расстановка границ  семейных подсистем определяет  коалиции, существующие  в семье.  Функциональные коалиции – это  супружеская подсистема и детская  подсистема (горизонтальные). Остальные варианты коалиции, как правило, дисфункциональны (вертикальны). Семейные коалиции указывают на структуру и иерархию в семье, а также на семейную проблему. 

5.Стабилизаторы семьи.  Стабилизатор, то, что скрепляет  систему, что помогает людям  держаться вместе. Функциональные  стабилизаторы – общее место  проживания, общие деньги, дела, развлечения.  Дисфункциональные стабилизаторы  – дети, болезни, нарушения поведения,  измены. Это так называемые симптомы. Любой симптом системе условно  выгоден. Он всегда работает  на гомеостаз и всегда подкрепляется,  хотя люди этого совершенно  не хотят.

6.Семейная история. Для  успешной работы с семьей необходимо  знать не только положение  сегодняшнего дня, но и то, каким  образом семья дошла до этого  положения. Семейное прошлое складывается  из прошлого опыта жизни членов  семьи, из того, что они пережили  в своей родительской семье  и в прошлых браках или во  внебрачных отношениях. Помимо привычек  и моделей человек привносит  в брачный союз ожидания и  массу нереализованных потребностей. Семейную историю удобно и  эффективно прослеживать с помощью  техники генограммы. Эта техника  позволяет проследить стереотипы  взаимодействия всех ветвей семьи  в трех поколениях, вычислить  сценарии и подводные камни  семейной жизни.

 

10. Предмет и  задачи психологического консультирования

Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем  и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных  отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение  консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение  квалифицированного консультанта к  клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. 

Цели по мнению George и Cristiani:

1.Способствовать изменению  поведения, чтобы клиент мог  жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность  жизнью, несмотря на некоторые  неизбежные социальные ограничения. 

2.Развивать навыки преодоления  трудностей при столкновении  с новыми жизненными обстоятельствами  и требованиями.

3.Обеспечить эффективное  принятие жизненно важных решений. 

4.Развивать умение завязывать  и поддерживать межличностные  отношения. 

5.Облегчить реализацию  и повышение потенциала личности.

R. May (1967) указывает, что  при работе с детьми консультант  должен добиваться изменения  их ближайшего окружения в  целях повышения эффективности  помощи.

Несмотря на некоторую  общность целей психологического консультирования, основные психологические школы  все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

Таблица 1. Современные представления  о целях консультирования

Направление  

Цели консультирования

Психоаналитическое направление 

Перевести в сознание вытесненный  в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные  конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление 

Трансформировать цели жизни  клиента; помочь ему сформировать социально  значимые цели и скорректировать  ошибочную мотивацию посредством  обретения чувства равенства  с другими людьми

Терапия поведения 

Исправить неадекватное поведение  и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих  и эмоциональных проблем 

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в  себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия 

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности  за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы 


Цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные  цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся  в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку  личности, акцентируются перспективные  цели, а в школах, ориентированных  на изменение поведения, большее  значение придается конкретным целям.

 

11.  Работа со сновидениями в психоанализе.

Фрейд говорил, что бессознательные  мысли\действия\желания маскируются  всеми возможными способами. Изучать  же бессознательное в его «чистом  виде» можно изучать тремя  способами:

1.Изучение ассоциаций

2.Изучение ошибок, т.е.  оговорок\описок\очиток

3.Изучение сновидений

Что есть сновидение? По Фрейду, функция сновидения – оберегать сон. Сновидение позволяет организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Например, если звенит будильник или играет музыка, то эти звуковые раздражители попадают в сон в измененном, более «мягком» состоянии, чтобы сон не прервался. Днем человек сильно себя контролирует, не давая проникнуть в сознание «неправильным», «неприличным» желаниям. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, цензура  ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение, а бессознательные желания получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение.  Бессознательное желание так же является раздражителем, которое по идее должно бы прервать сон, НО! Сновидение представляет желание уже осуществившимся, и поэтому позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это «компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон». К «неправильным», «неприличным», «неприемлимым» желаниям Фрейд относил желания сексуального характера (инцест, однополая любовь, садо-мазохизм и т.д.) и агрессивного характера (желание смерти родственникам, агрессия на человека, который является авторитетным и т.д.).

Желания, прежде чем попасть  в сон, проходят обработку. Фрейд  выделил 4 процесса обработки сновидения:

1.Превращение мыслей в  зрительные образы.  Эта операция  требует изображения абстрактного  в виде конкретного. Только  оно может содержаться в образах.  Логические элементы, те, что в  речи выражаются абстрактными  понятиями и логическими союзами,  при этом выпадают, и при толковании  сновидения их приходится восстанавливать.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"