Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка
1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.
Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.
Толерантность к неопределенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют "ткань" консультирования.
Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях.
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
Постановка реалистичных целей. эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей.
Успешность консультанта, во многом связана с его способностью к эмпатии. Эмпатия – чувство более глубокое, передающее такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себя с собеседником, как бы растворяясь в нем. Именно в этом глубоком и загадочном процессе эмпатии возникает взаимное понимание, воздействие и другие значительные отношения между людьми. Эффективный консультант — это прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства и попросту слушать, что говорит клиент, — это самое лучшее, но опасно ограничиваться только такой тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию.
7.Опыт личной
терапии консультанта как
Каждый консультант до
начала профессиональной деятельности,
а также в процессе работы должен
пройти личную терапию, т.е. решать свои
проблемы при содействии опытного профессионала.
Как известно, в психоанализе длящийся
до нескольких лет самоанализ является
важнейшим звеном профессиональной
подготовки психоаналитика. Опыт личной
терапии важен по двум причинам.
Во-первых, потому, что консультант,
как и любой человек, имеет
в своей личности "белые пятна":
непознанные, неосознаваемые аспекты
самости, внутренние конфликты, более
глубокое познание и разрешение которых
способствует становлению эффективного
консультанта. Консультанту очень полезно
самонаблюдение под контролем другого
профессионала за переживанием таких
значимых событий в жизни, как
любовь, секс, насилие, семейные отношения,
власть, смерть и т.д. Это не означает,
что личность консультанта должна быть
"разобрана по косточкам". Имеется
в виду необходимость достаточного
самопонимания, прежде чем понадобится
помощь. Тем не менее было бы слишком
крайним утверждение, что, приступая
к консультированию, следует избавиться
от всех внутренних конфликтов. Важно
понимать суть конфликтов и как они
сказываются на отношениях с клиентами.
Ведь если консультант в своей
личной жизни с трудом сдерживает
злость или не понимает, почему постоянно
испытывает вину, то велика вероятность
аналогичных реакций и в
8. Основные положения
клиентцентрированной терапии
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом в качестве альтернативы психоанализу и бихевиоральной психотерапии. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним. Основная идея терапии — понять самовосприятие клиента. Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения. Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, срывами и падениями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря ни на что. Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, автоматически оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении. Еще одним важным термином, необходимым для понимания роджеровского подхода к терапии, является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Например, если молодой человек считает, что он не умеет общаться с девушками, этот образ самого себя будет руководить им при очередной встрече и определять застенчивое поведение. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.
9. Параметры семейной системы.
1.Стереотипы взаимодействия.
Особенности взаимоотношений
2.Семейные правила. Правила
бывают заданными социумом и
культурой, и тогда они
3.Семейные мифы – это
некая формообразующая и
4.Границы семьи. У каждого
человека, живущего в семье, есть
представление о том, кто еще
входит в состав его семьи.
Это представление и задает
границы семьи. У людей,
5.Стабилизаторы семьи.
Стабилизатор, то, что скрепляет
систему, что помогает людям
держаться вместе. Функциональные
стабилизаторы – общее место
проживания, общие деньги, дела, развлечения.
Дисфункциональные
6.Семейная история. Для
успешной работы с семьей
10. Предмет и
задачи психологического
Некоторая неопределенность
предмета психологического консультирования
отражается в разнообразии определений.
Так, лицензионная комиссия Ассоциации
служащих и менеджеров США, выдающая
разрешения на частную практику, предлагает
следующее определение: "Консультирование
— это совокупность процедур, направленных
на помощь человеку в разрешении проблем
и принятии решений относительно
профессиональной карьеры, брака, семьи,
совершенствования личности и межличностных
отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили
несколько более широкое
Цели по мнению George и Cristiani:
1.Способствовать изменению
поведения, чтобы клиент мог
жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность
жизнью, несмотря на некоторые
неизбежные социальные
2.Развивать навыки
3.Обеспечить эффективное
принятие жизненно важных
4.Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
5.Облегчить реализацию
и повышение потенциала
R. May (1967) указывает, что
при работе с детьми
Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-аки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).
Таблица 1. Современные представления о целях консультирования
Направление |
Цели консультирования |
Психоаналитическое |
Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность |
Адлерианское направление |
Трансформировать цели жизни
клиента; помочь ему сформировать социально
значимые цели и скорректировать
ошибочную мотивацию |
Терапия поведения |
Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению |
Рационально-эмоциональная |
Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем |
Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) |
Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность |
Экзистенциальная терапия |
Помочь клиенту осознать
свою свободу и собственные |
Цели психологического консультирования составляют континуум, на одном полюсе которого — общие, глобальные, перспективные цели, а на другом — специфические, конкретные, краткосрочные цели. Цели консультирования не обязательно находятся в противоречии — просто в школах, ориентированных на перестройку личности, акцентируются перспективные цели, а в школах, ориентированных на изменение поведения, большее значение придается конкретным целям.
11. Работа со сновидениями в психоанализе.
Фрейд говорил, что бессознательные
мысли\действия\желания
1.Изучение ассоциаций
2.Изучение ошибок, т.е. оговорок\описок\очиток
3.Изучение сновидений
Что есть сновидение? По Фрейду, функция сновидения – оберегать сон. Сновидение позволяет организму продолжать спать, защищая его сон от всех раздражений, которые могли бы прервать его. Например, если звенит будильник или играет музыка, то эти звуковые раздражители попадают в сон в измененном, более «мягком» состоянии, чтобы сон не прервался. Днем человек сильно себя контролирует, не давая проникнуть в сознание «неправильным», «неприличным» желаниям. Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, цензура ослабевает, что позволяет сэкономить психическую энергию, затрачиваемую на вытеснение, а бессознательные желания получают лазейку, через которую могут проникнуть в сознание, то есть в сновидение. Бессознательное желание так же является раздражителем, которое по идее должно бы прервать сон, НО! Сновидение представляет желание уже осуществившимся, и поэтому позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это «компромисс между потребностью в сне и стремящимся нарушить его желанием, галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон». К «неправильным», «неприличным», «неприемлимым» желаниям Фрейд относил желания сексуального характера (инцест, однополая любовь, садо-мазохизм и т.д.) и агрессивного характера (желание смерти родственникам, агрессия на человека, который является авторитетным и т.д.).
Желания, прежде чем попасть в сон, проходят обработку. Фрейд выделил 4 процесса обработки сновидения:
1.Превращение мыслей в
зрительные образы. Эта операция
требует изображения
Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"