Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

2.Сгущение. Когда несколько  элементов скрытого сновидения  в явном сновидении воплощаются  в одном элементе. Например, снится  женщина: она одета как мать, делает определенные действия, как  бабушка, а голос у женщины,  как у сестры.

3.Смещение. Работа этого  механизма выражается в замене  элемента скрытого сновидения  намёком. Я не придумала хорошего  примера, поэтому приведу пример  из книги: «Мужчине снится, что  его брат застрял в ящике.  Первая мысль заменяет слово  ящик шкафом, а вторая дает  этому толкование: брат ограничивает  себя»

4.Вторичная обработка.  Вторичная обработка связывает  явное сновидение в более или  менее осмысленное целое. Разрушаются  связи, которые в скрытом сновидении  были между его элементами. Этот  механизм приводит в порядок  сон, сглаживает.

Позднее Фрейд добавил  к своей теории символы. Символами  он заинтересовался под влиянием Вильгельма Штекеля (австрийского психиатра). Штекель говорил о символах, которые  присутствуют в сказках, мифах, легендах и имеют схожее значение даже в  разных культурах. Фрейд добавил  эти символы в свою теорию сновидений. Символы – это  единственные элементы сновидений, которые могут быть истолкованы  без помощи сновидца, потому что  они имеют постоянное значение, которое  не зависит от того, в чьём именно сновидении эти символы появляются. Например, человек яляется символом дома, родителя – символ короля и  королевы.

 

12.Разделение личных  и профессиональных отношений  как принцип консультирования.

Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом  психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно что на профессиональные отношения могут иметь сильное  влияние отношения личные, в частности  личные потребности и желания  психолога влияют как на процесс  психологической помощи, так и  на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической  помощи. Существуют различные исследования этих влияний (см., например, феномены переноса и контрпереноса). В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия  вступления психолога и клиента  в личные, в том числе в сексуальные  отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о  том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше  избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах  клиента и как можно скорее прервать процесс психологической  помощи.

Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется  переходить с клиентами на дружеские  отношения или пытаться оказывать  профессиональную консультативную  помощь свои друзьям и ближайшим  родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом  и клиентом приводит к тому, что  они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности  и желания друг друга, консультант  уже не может сохранить объективную  и отстраненную позицию. необходимую  для эффективного разрешения проблем  клиента.

 

13. Семья как  психологическая система. Циклы  развития семьи

Семья является системой самоорганизующейся. Это значит, что семья как система  является построенной по принципу целесообразности и всё поведение семьи является целесообразным. Источник преобразования находится внутри самой семьи. Если в семье есть цель, то она определяет всю жизнедеятельность семьи  как системы.

Семья также является и  первичной системой по отношению  к каждому входящему в неё  элементу. Это значит что закономерность, по которым существует семья могут  отличаться и не соответствовать  тем закономерностям, по которым  существуют её элементы - члены семьи. То что происходит в семье часто  не зависит от намерений людей  а регулируется свойствами системы  как таковой. Родители хотят хорошего в воспитании детей, а по факту  получается другое. Намерения и поступки людей в системе являются вторичными (семья первична) и подчиняются  правилу функционирования систем. Семья  первична и находится над элементами её составляющими. Это положение носит практический характер. Психолог может много времени уделить желаниям и намерениям одного элемента системы, но так и не понять ничего, почему в этой системе возникают проблемы.

Если окружающая среда  пытается воздействовать на семью, он должен учитывать её функционирование как системы. Семья является системой связанной с другими также  и в продольном разрезе. Системы  семьи жены взаимодействуют с  системой семьи мужа, поэтому многие закономерности в новой семье  не изобретены заново, но приходят к  нам из прошлых систем. Поэтому  важно владеть техникой генограмм. Напоминает гениологическое древо. С помощью генограмм удаётся  записать и описать характер взаимоотношений  людей в поколениях и выявить  основные стереотипы в отношениях, которые передаются и воспроизводятся  в поколениях. Носят характер передачи стереотипов путём воспроизведения  семьёй стереотипов родительских семей. Например, передача стереотипа алкоголизма. Какие-то нерешенные проблемы в родительской семье, в качестве какой-то формы  поведения воспроизведутся в  следующей семье. Например, у матери и сына был хронический конфликт. Мать сына недолюбливала. Сын чего-то недополучил от матери. Их отношения  стали сложными и он ушел из семьи, чтобы создать новую семью. Он её создаёт, но в отношениях с женой  он воспроизводит тот же конфликт, который был с матерью.]

Условно жизненный цикл семьи  может быть разделен следующим образом: 
1. Период ухаживания. 
2. Фаза проживания супругов без детей (или стадия монады). 
3. Семья с маленьким ребенком (или стадия триады) 
4. Фаза стабилизации или зрелого брака 
5. Фаза, в которой дети постепенно покидают дом 
6. Фаза «пустого гнезда» 
7. Фаза, в которой кто-то из партеров остается один после смерти другого.

 

14. Структура личности  в логотерапии

В психологической структуре  личности Франкл выделяет особое измерение, в котором локализованы смыслы. Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении в фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными.  
Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности.  
Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.  
Главный тезис учения о смысле жизни — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.С т. з. Франкла смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы);с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить.Соответственно выделяются три группы ценностей: творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.Основной тезис учения о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внешней среды. По Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Психотерапевтический аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

 

15.Структура личности в психоанализе

 Структура личности  представляет собой взаимодействия  трех уровней, находящихся между  собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. "Я" (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями "Оно" и требованиями человеческого сообщества. "Я", как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного "Оно" с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, "Сверх-Я (Super-Ego) " - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. "Сверх-Я" воплощает в себе интернализованные индивидом "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. "Сверх-Я" описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции "Сверх-Я" стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

 

16.Структура психологического  консультирования

Рассмотрим самую общую  модель структуры консультативного процесса, называемую эклектической (В. Е. Gilland и сотрудники; 1989). Эта системная  модель, охватывающая шесть тесно  связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования или психотерапии любой ориентации.

1.Исследование проблем.  На этой стадии консультант  устанавливает контакт (raport) с  клиентом и достигает обоюдного  доверия: необходимо внимательно  выслушать клиента, говорящего  о своих трудностях, и проявить  максимальную искренность, эмпатию,  заботу, не прибегая к оценкам  и манипулированию. Следует поощрять  клиента к углубленному рассмотрению  возникших у него проблем и  фиксировать его чувства, содержание  высказываний, невербальное поведение. 

2.Двумерное определение  проблем. На этой стадии консультант  стремится точно охарактеризовать  проблемы клиента, устанавливая  как эмоциональные, так и когнитивные  их аспекты. Уточнение проблем  ведется до тех пор, пока  клиент и консультант не достигнут  одинакового понимания; проблемы  определяются конкретными понятиями.  Точное определение проблем позволяет  понять их причины, а иногда  указывает и способы разрешения. Если при определении проблем  возникают трудности, неясности,  то надо вернуться к стадии  исследования.

3.Идентификация альтернатив.  На этой стадии выясняются  и открыто обсуждаются возможные  альтернативы решения проблем.  Пользуясь открытыми вопросами,  консультант побуждает клиента  назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими  и реальными, помогает выдвинуть  дополнительные альтернативы, однако  не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4.Планирование. На этой  стадии осуществляется критическая  оценка выбранных альтернатив  решения. Консультант помогает  клиенту разобраться, какие альтернативы  подходят и являются реалистичными  с точки зрения предыдущего  опыта и настоящей готовности  измениться.. В плане решения проблем  следует предусмотреть, какими  средствами и способами клиент  проверит реалистичность выбранного  решения (ролевые игры, "репетиция"  действий и др.).

5.Деятельность. На этой  стадии происходит последовательная  реализация плана решения проблем.  Консультант помогает клиенту  строить деятельность с учетом  обстоятельств, времени, эмоциональных  затрат, а также с пониманием  возможности неудачи в достижении  целей. Клиент должен усвоить,  что частичная неудача — еще  не катастрофа и следует продолжать  реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной  целью. 

6.Оценка и обратная  связь. На этой стадии клиент  вместе с консультантом оценивает  уровень достижения цели (степень  разрешения проблемы) и обобщает  достигнутые результаты. В случае  надобности возможно уточнение  плана решения. При возникновении  новых или глубоко скрытых  проблем необходим возврат к  предыдущим стадиям. 

Эта модель, отражающая консультативный  процесс, помогает лишь лучше понять, как происходит конкретное консультирование. Реальный процесс консультирования значительно обширнее и нередко  не подчиняется данному алгоритму.

 

17.Техника вопросов  в психологическом консультировании

Как известно, вопросы обычно разделяются на закрытые и открытые. Закрытые вопросы используются для  получения конкретной информации и  обычно предполагают ответ в одном - двух словах, подтверждение или  отрицание ("да", "нет"). Например: "Сколько Вам лет?", "Можем  ли мы встретиться через неделю в  это же время?", "Сколько раз  случались с вами припадки гнева?" и т. п. Открытые вопросы служат не столько для получения сведений о жизни клиентов, сколько позволяют  обсуждать чувства. Примеры открытых вопросов: "С чего Вы хотели бы начать сегодня?", "Что Вы теперь чувствуете?", "Что Вас опечалило?" и т. п. Они передают клиенту ответственность  за беседу и побуждают его исследовать  свои установки, чувства, мысли, ценности, поведение, т. е. свой внутренний мир. Ivey (1971) выделяет основные моменты консультирования, когда используются открытые вопросы: 1. Начало консультативной встречи ("С  чего сегодня Вы хотели бы начать?", "Что произошло за ту неделю, пока мы не виделись?"). 2. Побуждение клиента  продолжать или дополнять сказанное ("Что Вы почувствовали, когда  это случилось?", "Что еще  Вы хотели бы сказать об этом?", "Не можете ли добавить что - нибудь к тому, что сказали?"). 3. Побуждение клиента  проиллюстрировать свои проблемы примерами, чтобы консультант мог лучше  их понять ("Не сможете ли Вы рассказать о какой - либо конкретной ситуации?"). 4. Сосредоточение внимания клиента  на чувствах ("Что Вы чувствуете, когда рассказываете мне?", "Что  чувствовали тогда, когда все  это произошло с Вами?"). Не следует  забывать, что не всем клиентам нравятся открытые вопросы; у некоторых они  повышают ощущение угрозы и увеличивают  беспокойство. Это не значит, что  от таких вопросов следует отказаться, но их надо тщательно формулировать  и задавать в подходящее время, когда  имеются шансы получить ответ. В консультировании следует избегать чрезмерного опрашивания. Любой вопрос должен быть обоснован - задавая его, надо знать, с какой целью он задается. Это весьма сложная проблема для начинающего консультанта, который нередко слишком беспокоится, о чем же еще спросить клиента, и забывает, что прежде всего клиента надо слушать. Если опрос превратить в основную технику консультирования, то и консультирование превратится в допрос или следствие. В такой ситуации клиент покинет кабинет консультанта с чувством, что был не столько понят и призван к эмоциональному участию в консультативном контакте, сколько допрошен. 3. Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию, поскольку не всегда легко объяснить действительные причины своего поведения (а на них прежде всего и бывают направлены вопросы "почему"), обусловленного множеством довольно противоречивых факторов. 4. Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Например, "Как Вы понимаете свою проблему? Не думали ли Вы о своих проблемах когда - нибудь ранее?", "Почему Вы пьете и ссоритесь со своей женой?" В обоих случаях клиенту может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные. 5. Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Клиенту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать. Подобное поведение консультанта при постановке вопросов свидетельствует о его тревоге. Консультант должен "озвучивать" только окончательные варианты вопроса. 6. Нельзя вопросом опережать ответ клиента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает клиента дать утвердительный ответ. В этом случае лучше задать открытый вопрос: "Как обстоят дела дома?" В подобных ситуациях клиенты нередко пользуются возможностью дать неопределенный ответ, например: "Неплохо". Консультанту нужно уточнить ответ другим вопросом такого типа: "Что для Вас значит "неплохо"?" Это очень важно, так как часто в одни и те же понятия мы вкладываем довольно разное содержание.

Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"