Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка
1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.
Знакомство начинающего
специалиста с содержанием
Освоение методов работы
психолога-консультанта предполагает
овладение начинающим психологом-консультантом
приемами общения с клиентами, методами
психодиагностики, используемыми в
практике психологического консультирования.
Эти приемы и методы должны быть
освоены будущим психологом-
25.Супервизия в
структуре подготовки
Супервизия — буквально “надзор”, а у нас это называлось бы “наставничество”. Считается, что супервизия – помощь одого профессионала менее опытному коллеге, но это относительно узкое определение. Супервизия это наблюдение более опытного коллеги за работой психолога, терапевта, преподавателя, обсуждение сильных и слабых сторон, исправление возникших ошибок. В этом случае супервизию можно рассматривать как систему профессиональной поддержки специалистам помогающих профессий. человек, выбирающий помогающую профессию, должен быть способен понимать и прорабатывать собственные проблемы, а также обязан периодически обращаться за помощью к своим коллегам. Для полноценного понимания какого-либо процесса необходимо присутствие, участие другого, иначе специалист оказывается в замкнутом кругу собственных мыслей и чувств, что может привести к нервному срыву или даже к серьезному психическому расстройству. Среди специалистов помогающих профессий наиболее часто эмоциональное выгорание как защитный механизм психики от чрезмерных нагрузок.
Супервизия необходимое
направление в профессиональной
психологической деятельности. Существуют
профессиональные тренинги и программы
по которым готовят супервизоров.
Супервизия начала свое движение из недр
психоанализа и интенсивно развивалась
в его рамках. Первым примером можно
считать случай, когда Зигмунд
Фрейд анализировал маленького сына
одного из своих соратников по психоанализу,
и эта работа шла, в основном, через
переписку. Отец писал о поведении
мальчика, о его особенностях, а
Фрейд давал рекомендации — как
надо вести себя с ребенком, как
надо его понимать. Супервизия –
это универсальная форма
- образовательная (формирующая), подразумевающая развитие умений, навыков, понимания и способностей терапевта;
- поддерживающая (тонизирующая), подразумевающая противостояние влияниям со стороны проблем клиентов;
- направляющая (нормативная), подразумевающая контроль терапевта над собственной личностью (недостатки, слепые пятня, уязвимые стороны, предрассудки).
26.Виды психологического консультирования.
интимно-личностное
Следующий по значимости и
частоте встречаемости в жизни
вид психологического консультирования
– семейное консультирование. К
нему можно отнести консультирование
по вопросам, возникающим у человека
в собственной семье или в
семьях других, близких для него
людей. Это, в частности, выбор будущего
супруга (супруги), оптимальное построение
и регулирование
Третий вид консультирования
– психолого-педагогическое консультирование.
К нему можно отнести обсуждение
консультантом с клиентом вопросов
обучения и воспитания детей, научения
чему-либо и повышения педагогической
квалификации взрослых людей, педагогического
руководства, управления детскими и
взрослыми группами и коллективами.
К психолого-педагогическому
27.Основные положения поведенческой терапии
Поведенческая терапия опирается
на теорию научения и видит причину
человеческих трудностей и проблем
в том, что в определенных неблагоприятных
условиях среды субъект обучился
"неправильным" и неадаптивным
формам поведения, которые приносят
страдания ему и окружающим его
людям. В отличие от психоанализа
и гуманистического направления
терапии поведенческие
Целью поведенческой терапии
является устранение неадекватного
поведения (например, чрезмерной тревоги,)
и обучение адаптивному поведению
(навыкам социального
Постулатом поведенческой
терапии является идея о том, что
паттерны поведения играют решающую
роль в развитии психологических
расстройств. Например, при депрессии
социальная изоляция является не только
следствием депрессии, но и фактором,
который утяжеляет
В поведенческой терапии используются лишь методы, эффективность которых была подтверждена экспериментальным путем, причем предпочтение отдается техникам, которые имеют однозначно позитивное влияние.
Исходным пунктом терапии является проблема, которая беспокоит пациента в данный момент. Одним из основных принципов поведенческой терапии является правило «здесь и теперь».
«Принцип минимального вторжения» постулирует, что в поведенческой терапии следует вмешиваться во внутреннюю жизнь пациента лишь в той степени, в которой это необходимо для решения его актуальных проблем.
Относительность понятий
«здоровье-болезнь» и «норма-отклонение».
Поведенческий терапевт не навязывает
клиенту свои представления о
том, что является нормальным и здоровым
поведением — целью терапии является
выработка поведения, которое будет
оптимальным и желательным для
данного конкретного клиента[
В поведенческой терапии
обычно терапевт играет активную и
директивную роль. Техника «выговаривания»
своих проблем и переживаний
в поведенческой терапии не приветствуется.
Пациент главным образом
Одной из особенностей поведенческой терапии является то, что в ней иногда используется помощь членов семьи пациента (с согласия пациента), например, для выполнения «домашних заданий», для помощи при самонаблюдении, для усиления мотивации, и т. д.
28.Метод дерефлексии в логотерапии
Дерефлексия в своём крайнем варианте предполагает игнорирование самого себя. Многие невротики должны всегда помнить: нужно не презирать себя (сверхсовестливость) и не следить за собой (сверхсознательность), - намного важнее всего этого -забыть себя. При этом наши пациенты не должны следовать примеру Канта, который, уволив одного вороватого слугу, не смог пережить связанных с этим страданий и, чтобы справиться с ними, повесил на стене комнаты доску с надписью: "Этого слугу нужно забыть". Это удалось ему не лучше, чем тому человеку, которому было обещано, что он сможет превратить медь в золото, если только во время соответствующих алхимических процедур в течение десяти минут не будет думать о хамелеоне. Впоследствии алхимик уже был не в состоянии думать о чём-либо другом, кроме этого редкого животного, о котором прежде никогда и не вспоминал.
Зачастую намного важнее
приложить все силы к тому, чтобы
сначала отвлечь внимание больного
от симптома, помочь ему внутренне
настроиться на какое-то конкретное
дело, исполнить которое лично
этому человеку настоятельно необходимо,
чем исследовать комплексы и
конфликты в надежде
Таким образом есть четыре основных типа установки:
1. Вредная пассивность:
бегство невротика,
2. Вредная активность: а)
борьба невротика, страдающего
неврозом навязчивых состояний,
3. Полезная пассивность: игнорирование (дерефлексия!) симптома и даже иронизирование (парадоксальная интенция!) над ним.
4. Полезная активность: действовать-помимо-симптома - существовать-ради-чего-то. Оказывается, симптоматика многих неврозов цветет пышным цветом именно в духовном вакууме.
29. Метод интерпретации
в психологическом
Интерпретация. 3начение интерпретации при консультировании трудно переоценить. Этот метод ставит своей целью разъяснить консультируемому неясные или скрытые причины его переживаний и поведения. Причем делать это следует психологу очень осторожно, объясняя клиенту лишь то, что он уже способен принять, говоря с ним на языке, понятном ему. При интерпретации исповеди клиента не следует придерживаться какой-либо одной научной школы или направления. Советы должны сочетать в себе различные варианты решения проблемы клиента. Как правило, их должно быть не менее двух-трех, чтобы клиент сам мог выбрать, как впоследствии строить свое поведение. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить особенности жизни, типичные ситуации поведения, подметить основные ошибки и т.д. Кроме того, необходимо, чтобы советы и рекомендации носили практический характер и согласовывались с реальной жизнью клиента. Вы не можете посоветовать человеку отправиться в кругосветный круиз, если он «привязан» к парализованной жене и не может надолго оставить ее одну. Таких примеров можно привести достаточно много. Если происходит первая встреча с клиентом, а на данном этапе необходимо выработать некоторые начальные рекомендации, закономерно, что личность клиента, его психические особенности консультантом еще недостаточно изучены. Можно в этом случае посоветовать обратить внимание на невербальные особенности поведения клиента. Они достаточно красноречивы и, как правило, не контролируются человеком.
30.Метод парадоксальной интенции в логотерапии
Парадоксальная интенция–
специальная терапевтическая
Терапевтическая
техника парадоксальной
Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"