Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка
1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.
Субъект, который оказался несостоятельным что-то сделать, часто объясняет свой неуспех внешними обстоятельствами, недоброжелательным отношением других людей, а не собственным бессилием. А когда человек не достигает взаимности в отношениях с другими людьми, то наделяет их отрицательными чертами. Такое объяснение (рационализация) помогает временно избежать снижения самооценки и содействует защите образа "Я".
Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного "Я" - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Наиболее яркие феномены рационализации получили название "зеленый (кислый) виноград" и "сладкий лимон":
* феномен "кислый (зеленый) виноград" (известный из басни Крылова "Лиса и виноград") - это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их, т.е. если субъект не может получить желанный предмет (как Лиса не могла получить виноград), то наделяет его отрицательными чертами.
* защита типа "сладкий лимон" - это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу - "лучше синица в руке, чем журавль в небе").
Рационализация - это объяснение человеком собственных намерений и стремлений в целях самооправдания и самоутверждения. Истинные мотивы при этом не осознаются, поскольку осознание их (если они являются социально нежелательными) привело бы к потере самоуважения.
Поражает то, что когда
бы человека ни спросили, почему он поступил
именно так, а не иначе, его мотивы
(по мнению человека), как правило, оказываются
"хорошими". Вследствие действия
этого механизма
Рационализация
61. Опишите проявления регрессии как механизма психологической защиты.
Регрессия - возвращение
на более низкий уровень развития,
что предполагает менее развитые
реакции и, как правило, уменьшение
притязаний. Регрессия рассматривается
как механизм психологической защиты,
посредством которого личность в
своих поведенческих реакциях стремится
избежать тревоги путем перехода
на более ранние стадии развития либидо.
При этой форме защитной реакции
личность, подвергающаяся действию фрустрирующих
факторов, заменяет решение субъективно
более сложных задач на относительно
более простые и доступные
в сложившихся ситуациях. Импульсивность
и слабость эмоционально-волевого контроля,
свойственная психопатическим личностям,
определяются актуализацией именно
этого механизма защиты на общем
фоне изменения мотивационно-
Виды нормальной детской регрессии. Выделяют следующие виды нормальной регрессии, проявляющейся у детей:
Кратковременный регресс навыков — возможен в ситуации, вызывающей страх, в ослабленном состоянии после болезни или в состоянии усталости навыки, находящиеся в стадии формирования, могут оказываться недоступными для ребёнка.
Регресс эмоциональной регуляции — проявляется в тех же условиях эмоционального истощения любой маленький ребенок скорее всего прибегнет к менее зрелым и более мощным по своей защитной функции формам реагирования на аффективные трудности.
Временный откат, возвращение
к более простой, но соответствующей
возрасту форме поведения после
периода преждевременного использования
более прогрессивной формы
Кратковременный неглубокий регресс поведения и способов аффективного реагирования, возможный в ситуациях, связанных с изменением всей системы жизненных стереотипов семьи (например, в случае рождения нового ребёнка).
Регресс из-за нетерпимости несоответствия образцу — тенденция по началу отказываться применять на практике навык, несовершенство которого по сравнению с образцом взрослого или собственного поведения бросается в глаза ребёнку.
62.Опишите любую технику из психосинтеза
Круг субличностей
Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, ниже приводятся наиболее часто встречающиеся желания:
закончить учебу;
не болеть, и чтобы не болел никто из близких людей;
иметь достаточно денег;
любить;
быть любимым;
достигнуть успеха в работе/бизнесе;
получить хорошее образование.
Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.
Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите 5 — 6 самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис» и «ходить в походы» в одно общее «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь вьщелите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди?».
На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него — круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого — ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5—6 субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.
Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.
Когда вы закончите рисовать,
дайте каждой субличности свое индивидуальное
имя. Некоторые из них могут походить
на клички: Авантюрист, Благоразумный,
Беззащитная Крошка, Здоровяк, Герой-любовник,
Лекарь, Знаток. Другие будут более
романтичны, например: Первобытный
Любитель Лошадей и Гончих, Девушка
Из Провинции, Лесная Фея, Мисс Совершенство
и др. Важно придумать свои собственные,
имеющие для вас смысл
Теперь раскрасьте свое Я.
Это упражнение в первую
очередь позволяет выявить
Это упражнение можно повторять много раз, и названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего они хотят, как действуют и почему меняются.
63. Опишите упражнение
или прием из когнитивной
Упражнение с образами
1. Попросите клиента представить себе
настоящую ситуацию, в которой испытываются
сильные эмоции. Потратьте на это некоторое
время. Помогите клиенту для живости воображаемого
использовать все ощущения. Когда сцена
будет отчетливой, попросите его сфокусировать
внимание на своем центральном убеждении,
гештальте, ориентире.
2. Проинструктируйте клиента, чтобы он
сосредоточился на первом или самом раннем
воспоминании, в котором он подвержен
своему убеждению. Концентрируйтесь на
исходной ситуации, когда возникнет эмоция.
Попросите его снова представить сцену
и ясно ее визуализировать. Клиенту может
помочь произнесение своего ложного убеждения
голосом ребенка или подростка.
3. Относительно деструктивных убеждений
спросите своего клиента: «Какие ошибки
есть в вашей интерпретации события? Как
вы могли его неверно воспринять? Что неправдоподобного
говорили вы себе? Почему ваша интерпретация
была ошибочной? Кто или что навело вас
на ложное восприятие?»
4. Обсудите вместе с клиентом то, что он
оценивает настоящую ситуацию так же неверно,
как неверно он оценил и прошлую.
5. Скорректируйте раннее ошибочное убеждение.
Попросите клиента представить, как он
переделывает ситуацию, придерживаясь
полезных, реалистических мыслей вместо
того, во что он верил изначально. Попросите
его представить, как он ведет себя и чувствует
по-другому, обладая другим образом мышления.
6. Наконец попросите клиента по-другому
представить себе затруднения в настоящем.
Исправьте ошибочное убеждение настоящего
точно так же, как было исправлено предыдущее.
64. Позитивный и негативный трансфер. Опишите их проявления.
Аналитическая школа называет этот процесс переносом, или трансфером, и вкладывает в это название тот смысл, что пациент переносит на врача свое эмоциональное отношение к тем людям, которые в прошлом играли важную роль в его жизни, — в частности отношение к родителям в годы формирования его личности. То есть пациент наделяет психотерапевта эмоциональными качествами своих родителей или других людей, которые доминируют в его эмоциональной жизни. Этот перенос может быть позитивным, и тогда он помогает психотерапевту, но может развиться и негативный перенос, когда психотерапевт ощущает неприязнь пациента к себе, и ему приходится работать вопреки этому ощущению. Иногда возникает обратный перенос (контр-трансфер), когда переживания самого психотерапевта и его отношение к пациенту будут нуждаться в анализе.
65.Эссе «Аутентичность
как личностное качество
Аутентичность. J. Bugental называет
стержневым качеством психотерапевта
и важнейшей экзистенциальной ценностью.
Аутентичность в какой - то степени
обобщает многие свойства личности. Прежде
всего это выражение
Открытость собственному
опыту. Здесь открытость понимается
не в смысле откровенности перед
другими людьми, а как искренность
в восприятии собственных чувств.
Социальный опыт учит нас отрицать,
отбрасывать свои чувства, особенно
отрицательные. Эффективный консультант
не должен отгонять любые чувства, в
том числе и отрицательные. Только
в таком случае можно успешно
контролировать свое поведение, поскольку
вытесненные чувства становятся
иррациональными, источником неконтролируемого
поведения. О глубине отношений
с другими людьми. Консультант
обязан оценивать людей - их чувства,
взгляды, своеобразные черты личности,
но делать это без осуждения и
накле - ивания ярлыков. Такой характер
отношений с клиентами весьма
важен, тем не менее следует принять
во внимание страхи, которые переживает
большинство людей, пытаясь завязать
близкие, теплые отношения с другими.
Прежде всего, важно не забывать, что
любой консультант независимо от
профессиональной подготовки не всемогущ.
В действительности ни один консультант
не способен построить правильные взаимоотношения
с каждым клиентом и помочь всем
клиентам разрешить их проблемы Такой
наивный оптимизм может стать
причиной "холодного душа" в
повседневном консультировании и постоянно
вызывать чувство вины. Консультант
должен отказаться от нереального стремления
стать совершенным В
Обобщая обсужденные выше
требования, предъявляемые к личности
консультанта, можно утверждать, что
эффективный консультант - это прежде
всего зрелый человек Чем разнообразнее
у консультанта стиль личной и
профессиональной жизни, тем эффективнее
будет его деятельность Иногда выражать
чувства и попросту слушать, что
говорит клиент, - это самое лучшее,
но опасно ограничиваться только такой
тактикой консультирования, порой необходимо
вступать с клиентом в конфронтацию.
Иногда следует интерпретировать его
поведение, а подчас и побуждать
клиента толковать смысл своего
поведения. Порой в консультировании
требуется директивность и
3. Зрелость консультанта
- это процесс, а не состояние.
Подразумевается, что
Нарисованная нами модель
эффективного консультанта с первого
взгляда может показаться слишком
величественной и далекой от действительности.
При этом напрашивается утверждение,
что черты эффективного консультанта
совпадают с чертами
66.Эссе «Использования метода обобщения (резюме) в психологическом консультировании»
В обобщении выражается основная
идея нескольких мало связанных между
собой утверждений или долгого
и запутанного высказывания. Обобщение
помогает клиенту систематизировать
свои мысли, вспомнить то, что было
сказано, побуждает к рассмотрению
значимых тем и способствует соблюдению
последовательности консультирования.
Если перефразирование охватывает только
что высказанные утверждения
клиента, то обобщению подлежит целый
этап беседы или даже вся беседа,
чаще всего используется обобщение:-когда
консультант хочет
Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"