Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка
1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.
Ответы по консультированию
1.Основные положения
позитивной психотерапии Н.
1. Согласно идее метода,
позитивное представление о
2. Метод позитивной психотерапии
основан на глубокой вере в
то, что каждый наделен в полной
мере всеми необходимыми
3. Неоспоримым достоинством
метода является его
4. Ценность данной психотерапии
в том, что проблема
5. Философия позитивной
психотерапии рассматривает
6. Применение принципов
метода не ограничиваются
7. Много психотерапевтических
направлений обращает внимание
на патологические нарушения
личности, болезни. В позитивной
психотерапии акцент во всем
процессе взаимодействия
8. Основой метода стало три важных его принципа.
Принцип надежды, который сфокусирован на человеческих ресурсах. Он помогает прочувствовать способности, принять на себя ответственность за все то, что происходит в личной жизни.
Принцип баланса, который рассматривает жизнь и развитие клиента в четырех важных областях:
– тело;
– контакты (отношения);
– достижения;
– будущее (фантазии, мечты, идеалы).
Суть данного принципа – стремление к восстановлению их естественной гармонии.
Принцип самопомощи, который представлен в методе в виде 5-шаговой метамодели. Ее можно применить как стратегию гармонизации, адаптации и развития личности.
9. Неоспоримое достоинство
метода – его направленность
на развитие и будущее. Метод
обучает формировать будущее
через принятия ситуаций
10. Важный принцип –
принцип уникальности личности.
Жизнь не имеет стандартов. Разнообразие
и многогранность источников
человеческого счастья
2.Использование
притч в позитивной
Позитивная психотерапия
— один из широко известных
методов современной научной
психотерапии, основателем метода
Носсратом Пезешкианом с 1968 года
в Германии, позитивная психотерапия
имеет психодинамические корни
и первоначально называлась
Хорошим инструментом данного направления в психологии есть работа с притчами, сказками, легендами. Притчи и сказки — верные помощники психолога и психотерапевта. Они всегда больше, чем просто история. Они всегда действуют в обход сознания и достигают именно того места, где скрывается проблема. Они подходят всем возможным человеческим типам и «действуют» намного дольше, чем мы можем представить. Они подводят нас к нужной двери и оставляют возле нее. А что или кто за этой дверью? Мы сами. Маленькие и большие. Веселые и грустные. Здоровые и усталые… Но эти Мы — настоящие. Как редко мы готовы посмотреть на себя за этой дверью и не просто посмотреть — принять себя, настоящих. Для этого нужна смелость. Но именно эта смелость ведет к гармонии — к счастью, которое мы все ищем.
Почему притчи? Сам Пезешкиан Н. объясняет функции данного метода:Функция зеркала. Человек может идентифицировать себя с одним из героев истории. И увидев себя в зеркале наряду с другими персонажами посмотреть на ситуацию по-новому.Функция модели. Любая история строится вокруг какой-то проблемы и содержит модели её решения.
Функция опосредования. Абстрактный характер истории нередко облегчает взаимодействия терапевт-клиент, снимая излишнюю конфронтацию и решая некоторые сложности в принятии проблемы.
Функция хранения опыта. Истории
легко запоминаются и продолжают
работать даже тогда, когда пациент
покинул кабинет
Истории – носители традиций. Они помогают выйти за приделы индивидуального видения, включая человека в более широкий контекст опыта поколений. Но тем не менее, каждый раз одна и та же история трансформируется и воспринимается по-своему.
Истории посредники в межкультурных отношениях. Они незаменимы для работы с разного рода предрассудками и неприятием чуждых традиций и новых веяний.
Истории – помощники в
возвращении на более ранние этапы
индивидуального развития. Использование
историй апеллирует к воображению
и мечтательности взрослого человека,
обращаясь к внутреннему
Истории – альтернативные концепции. Предлагая клиенту историю, психотерапевт предлагает ему альтернативную концепцию, которую тот может либо принять, либо отвергнуть.
Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи – это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время, в определенный сезон, они прорастут и дадут всходы.
3. Понятие первичных и вторичных способностей в позитивной психотерапии.
Формы поведения, которые мы назвали актуальными способностями, можно разделить на две группы:
1. Ориентированные на преуспевание в деятельности психосоциальные нормы (вторичные способности): пунктуальность, любовь к порядку, опрятность, послушание, вежливость, честность, верность, справедливость, прилежание, преуспевание в деятельности, бережливость, надежность и точность.
2. Эмоционально-ориентированные категории (первичные способности): любовь, терпение, время, идеал, доверие, общительность, сексуальность, надежда, вера и стремление к единству.
Содержание актуальных способностей формируется в процессе социализации в соответствии с социально-культурной средой, а неповторимые условия индивидуального развития придают им особый отпечаток. Как жизненные принципы они становятся неотъемлемой частью образа «Я» и определяют правила, по которым человек воспринимает себя и окружающий мир и справляется с решением возникающих проблем. Действие актуальных способностей проявляется в следующих четырех сферах: 1) через органы чувств (отношение к собственному телу); 2) через разум; 3) через традиции; 4) через интуицию и фантазию.
4.Источники смысла в логотерапии Франкла
Франкл полагает, что самотрансценденции
можно достичь путем
Смысл в работе
Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Смысл работы выходит за пределы специфического занятия. Наибольшее значение имеет то, как люди используют свои уникальные человеческие качества в процессе выполнения работы.
Смысл в любви
В отличие от психоанализа, в логотерапии любовь не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. Секс может быть выражением зрелой любви, но он не является сам по себе формой любви. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Любовь подразумевает отношение к другому человеку как к духовному существу, понимание или постижение внутреннего ядра личности другого
Смысл в страдании
Человеческую судьбу можно рассматривать с двух точек зрения: судьбу можно формировать тогда, когда это возможно, и с ней можно смиряться тогда, когда это необходимо. Ценности отношения присущи позиции, занимаемой людьми при обстоятельствах, которые они не могут изменить, например при неизлечимой болезни или при интернировании в концентрационном лагере.
Смысл в прошлом
Хотя поиск смысла прежде всего ориентирован на будущее, прошлое также может быть источником смысла. Часто люди обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла.
Сверхсмысл
Люди неспособны понимать
предельный смысл человеческого
страдания. Однако это не значит, что
страдание не имеет такого предельного
смысла. Франкл использует термин «сверхсмысл»,
когда говорит о предельном смысле
страдания и жизни. Люди не могут
прорываться через границы
5. Личные качества консультанта и их влияние на процесс консультирования
Основная техника
свойства личности:
-проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними.
-чувствительность к
-эмоциональная стабильность и объективность;
-способность вызывать доверие других людей;
-уважение прав других людей.
Личные качества:
1.Аутентичность- является стержневым качеством психотерапевта и важнейшей экзистенциальной ценностью. Три основных признака аутентичного существования:
-полное осознание настоящего момента;
-выбор способа жизни в данный момент;
-принятие ответственности за свой выбор.
2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные.
3. Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу.
5. Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
6. Принятие личной
7. О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков.
8. Постановка реалистичных целей. Эффективный консультант должен понимать ограниченность своих возможностей. Прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовки не всемогущ. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
9. Об эмпатии, которая является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.
3 главных компонента в работе консультанта:
1. Образование
2. Личная терапия
3. Супервизия.
6.Модель эффективного консультанта
Аутентичность. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
— полное осознание настоящего момента;
— выбор способа жизни в данный момент;
— принятие ответственности за свой выбор.
Открытость собственному опыту. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения.
Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"