Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 03:45, шпаргалка

Описание работы

1.Основные положения позитивной психотерапии Н. Пезешкиана
1. Согласно идее метода, позитивное представление о человеке исходит из того, что каждый человек от рождения обладает двумя основными способностями: познавать и любить. На этом постулате строится представление о человеке в позитивной психотерапии: человек добр по своей природе и имеет врожденное влечение к добру.
2. Метод позитивной психотерапии основан на глубокой вере в то, что каждый наделен в полной мере всеми необходимыми индивидуальными способностями, чтобы жить счастливо. Любой имеет доступ к неисчерпаемым возможностям жизни для своего личностного роста, индивидуального раскрытия.

Работа содержит 1 файл

Otvety_po_konsultirovaniyu.docx

— 168.90 Кб (Скачать)

 

76. Опишите любую технику из когнитивного направления

Смена жизненных целей. Прежде чем корректировать неправильные кратковременные  цели и автоматические мысли, можно  сначала попробовать поговорить с клиентом о его долговременных жизненных целях и приоритетах, ведь под них потом подстраиваются все его среднесрочные и краткосрочные  цели и мысли. Обычно базовой жизненной  целью любого организма (включая  людей, животных и растения) является выживание и продолжение рода. Но при некоторых психических  расстройствах, например при наркомании, главной целью становится получение  краткосрочного удовольствия, в ущерб  своему выживанию и потомству. Можно  попробовать вернуть на главное  место эти первостепенные цели, убедить  наркомана, что краткосрочное удовольствие от наркотика в долгосрочной перспективе  будет гораздо меньше чем сумма  проблем и потерь к которым  приводят наркотики. Тоесть выигрывая  удовольствие в краткосрочной перспективе, он проигрывает его гораздо больше в долгосрочной. Одновременно следует  предложить клиенту замещающие долгосрочные цели, полезные для его выживания  и размножения: заработать деньги, создать  семью, родить детей, купить жильё, и  т.д. Надо убедить его что достижение этих "правильных" целей поднимет его самооценку, улучшит качество жизни, возвысит его в глазах окружающих, - т.е. надолго улучшит его настроение, избавит от мучительных раскаяний, и ему постепенно меньше будут  нужны наркотики чтобы чувствовать  себя нормально в течении дня. Этот-же метод может помочь избавится  от других вредных привычек и мыслей.

Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных  позитивных инструкций на практике, что  ведет к усилению самоэффективности. Иногда пациент вполне согласен с  правильными аргументами во время  психотерапии, но быстро забывает их после  сеанса и вновь возвращается к  предыдущим «неправильным» доводам, поскольку  они многократно записаны у него в памяти, хоть он и понимает их нелогичность. В таком случае, правильные аргументы  лучше записать на бумагу и регулярно  перечитывать.

 

77. Опишите любую  технику из поведенческой терапии.

Метод имплозии

Имплозия - методика наводнения в воображении. Цель имплозии - вызвать интенсивный страх в  воображении, который приведет к  уменьшению страха в реальной ситуации. Изменение происходит в результате длительного пребывания в ситуации, ранее сопровождавшейся страхом, поскольку  теперь она не приводит к последствиям, вызывающим страх. В общих чертах повторяется методика систематической  десенсибилизации, но без сопутствующей  релаксации. Человека погружают в  воображаемую ситуацию в ее наиболее устрашающей форме - в воображении  клиента активизируется стимул (или  его символический заменитель) и  осуществляется длительный контакт  с ним. Поместив, таким образом, клиента  в наихудшее для него условие, психолог пытается вызвать у него внутренний взрыв тревоги, к которой организм (после повторных столкновений с ситуациями, вызывающими панику) должен привыкнуть вплоть до полного ее исчезновения.

Методика имплозии осуществляется в два этапа.

1. Составляется схема иерархии страхов. Клиенту объясняется механизм действия метода, подчеркивается важность максимального эмоционального вовлечения в воображаемые сцены. Он должен как можно более точно представить ситуацию (или предмет) зрительно, почувствовать осязательно, вспомнить звуковые, запаховые и другие характеристики ситуации (предмета), вызывающие страх.

2. Собственно имплозия. Клиент моделирует в воображении ситуацию, вызывающую страх.

Уровень вовлеченности  клиента и интенсивность испытываемого  страха психолог оценивает по поведению  клиента (по двигательной активности, напряжению мыши, мимике, вегетативным реакциям). Основная задача психолога заключается в том, чтобы поддерживать достаточно высокий уровень страха.Если уровень тревоги у клиента снижается, то психолог вводит дополнительное описание ситуации, чтобы усилить страх. Вмешательство психолога повторяется в течение занятия несколько раз, пока уровень тревоги не будет существенно снижен. . Необходимо стремиться к тому, чтобы поддерживать достаточно высокий уровень страха в течение 40-45 мин. После окончания процедуры с клиентом обсуждаются помехи, препятствовавшие значительной эмоциональной вовлеченности, и он получает домашнее задание: проводить самостоятельно тренировки 1 раз в день в период между встречами с психологом.

На последующих  занятиях используются другие ситуации, поскольку угашение уже проигранных  в воображении ситуаций происходит ускоренным темпом.

 

78. Эссе «Понимание  конфликтов в позитивной психотерапии  Пезешкиана»

Позитивная психотерапия видит четыре сферы, через которые клиент с большим или меньшим успехом разрешает свои внутренние конфликты (проблемы). Такими сферами являются:

- тело; 
- деятельность; 
- контакты; 
- фантазии.

Некоторые люди реагируют на трудноразрешимые проблемы соматически (то есть через сферу тела). В этом случае так называемые неотреагированные эмоции вызывают различные психосоматические расстройства, вегетативные дисфункции. К ним чаще всего относятся хронические головные боли, гастриты, другие желудочно-кишечные или сердечно-сосудистые нарушения и даже заболевания. Такой взгляд заставляет искать причину этих нарушений в центральной нервной системе. Так, понятие невроз сердца в принципе неправильно, так как невроз является продуктом нарушений в центральной нервной системе, а значит, и устранение его должно идти другим путем.

Другие индивидуумы реагируют через сферу деятельности, то есть старательно уходят от проблемы в работу, либо, наоборот, в безделье. Нередко при этом один и тот же человек с головой погружается в ненужные или несрочные дела, в то же самое время не находя в себе силы воли взяться за дела необходимые и не терпящие отлагательства.

Третьи - реагируют через сферу контактов: вступая в конфликты с другими или, напротив, уклоняясь от контактов, замыкаясь в себе.

Четвертые - реагируют через сферу фантазии, прячась от реальности в мир иллюзий с помощью алкоголя, наркотиков или уходят в мистику, в богоискательство, в увлечение эзотерическими, оккультными науками, астрологией и т.п. (Не надо путать невротическое богоискательство с традиционной религиозностью, принимаемой как часть данной культуры.)

Причина этих уходов (независимо в какую из четырех сфер) одна - нерешенность реальных жизненных  проблем и неспособность или  неготовность к их реальному решению. Хотя каждому человеку доступны все  четыре сферы реагирования, обычно какая-то из них доминирует.

Какие же факторы  с точки зрения позитивной психотерапии делают обычный конфликт патогенным?

Здесь имеется  целый ряд причин, однако главными считаются:

- конкретная ситуация  конфликта; 
- индивидуальная реакция на конфликт; 
- личностные особенности данного индивидуума.

При анализе конкретной ситуации в первую очередь рассматривается  реальное или потенциальное (возможное) воздействие данного конфликта  на индивидуума:

- на физическое  состояние (включая здоровье); 
- на его профессиональные успехи или неудачи (статус); 
- на будущее индивидуума (или хотя бы на его планы).

При рассмотрении реакции  на конфликт выявляются стереотипы индивидуального  поведения в зависимости от сформировавшейся системы отношений:

- отношение к Я (к  самому себе); 
- отношение к Ты (воспринятый с детства тип отношений в родительской семье); 
- отношение к Мы и к пра-Мы.

Эти отношения могут совпадать, а могут и отличаться друг от друга, отражая отношения в родительской семье (Мы) к окружающим людям и  обществу, а также непосредственное отношение индивидуума к общественным, религиозным, идеологическим нормам и  ценностям (пра-Мы).

Отклонения в отношении  к Я определяются издержками воспитания в детском возрасте, выражающимися  в крайностях: либо недостатке внимания к ребенку (гипоопека), либо в чрезмерной «связывающей по рукам и ногам» заботливости (гиперопека).

Отношение к Ты формируется на впитывании с раннего детства атмосферы домашних семейных отношений и после взросления часто переносится на отношения в собственной семье (к супруге, супругу, к детям, к родителям), может способствовать формированию крепкой семьи или, напортив, нежеланию заводить семью.

Отношение к Мы складывается по схеме отношения старших членов семьи к обществу и другим людям. Если ребенок видит расхождения слова и дела, то он тоже принимает модели лицемерия, считая, что можно говорить одно, а делать другое.

Отношение к пра-Мы отражает отношение к общественной морали и идеологии. В зависимости от других отношений отношение к пра-Мы может быть искренним, лицемерным или отвергающим.

Разумеется, все типы перечисленных  отношений разделяются весьма условно  и во многом влияют друг на друга.

 

79. Использование метода подкрепления в поведенческой терапии 

Обучение способам подкрепления часто используется в качестве самостоятельной  психотерапевтической техники в  случае, если отсутствие этого навыка само по себе доставляет клиенту неприятности. Это часто бывает необходимым  при жалобах родителей на неуверенность  или агрессивность детей, при  многих нарушениях внутрисемейных отношений. Терапевтическое вмешательство  в этих случаях состоит в том, что родителей учат видеть и дифференцированно  подкреплять различными способами  позитивное в поведении ребенка. Супругов учат ясно и открыто формулировать  свои желания относительно изменения  поведения партнера и подкреплять  выполнение этих желаний. Обучение методам  подкрепления обычно входит в программы  тренинга различного рода управленцев. Подкрепление в этом случае служит одной из технологий обучения навыкам  работы и повышения уровня мотивации  персонала.

Поэтапное (дифференцированное) подкрепление

 Еще одна закономерность, подмеченная Скиннером, крайне  важна для терапевтической практики. Изучая формирование вербального  поведения, Скиннер обратил внимание  на важность подкрепления отдельных  шагов, лишь отдаленно напоминающих  целевое поведение. 

 В своей книге "Вербальное  поведение" (Skinner, 1957) Скиннер пишет,  что практически все родители  сначала ведут себя как первоклассные  бихевиористы - они не ждут от  ребенка правильно построенных в лексическом и грамматическом отношении фраз - они подкрепляют те звуки ребенка, которые лишь приблизительно напоминают грамотную речь. Ребенок произносит звук, лишь отдаленно напоминающий фразу "Мама, я хочу с тобой поиграть", но вслед за этим следует не штраф, а подкрепление - появляется мама, она улыбается, обнимает ребенка, дает ему сладости. Постепенно речь ребенка улучшается и усвоение правил грамматики происходит как бы само собой.

 Затем, правда, родители  часто увлекаются более жесткими  и суровыми мерами воспитательного  воздействия - начинают использовать  наказание, и процесс формирования  новых навыков стремительно замедляется  и выходит из-под контроля.

 Вот как Скиннер  иллюстрирует использование поэтапного  подкрепления на примере дрессировки  животных. Как-то с сотрудниками  Скиннер решил научить голубя  игре в кегли. Для голубя  оборудовали маленький кегельбан,  но подкреплять оказалось нечего - голубь никак не хотел катить  шар в направлении кеглей. Тогда  решено было подкреплять любой  удар по шару, а когда голубь  это освоил, дифференцированно подкреплять  только удары в направлении  кеглей. Постепенно, последовательно  подкрепляя наиболее удачные  удары, удалось добиться от  голубя довольно сносной игры.

 В другом эксперименте  в ходе последовательного подкрепления  приближения к целевому поведению  удалось научить белую крысу  тянуть за нитку, чтобы достать  шарик с полки, брать шарик  передними лапками, относить его  на другой конец клетки к  специальным трубкам, поднимать  шарик и опускать его в ту  из них, которая была самой  длинной.

 Процесс обучения сложным  навыкам поведения с использованием  поэтапного подкрепления называют  последовательным приближением.

 

80.Опишите любую  технику из НЛП 

«Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит» Эта техника — особая форма диссоциации. Она выносит человека из самого себя, влияя на его восприятие себя. Она универсально полезна для развития критериев самооценки. Она особенно полезна при состояниях депрессии, одиночества, самоуничижения. Она также очень полезна в работе с парами.  
Вот семь шагов этой техники: 
1) Вообразите себя писателем (или клиентом). 
2) Попросите клиента найти кого-то, кто, как он знает, любит его (ее). Если такого человека не обнаруживается в данное время, сориентируйте его на время прошлое, когда был кто-то, кто, как клиент уверен, любил его. Если клиент утверждает, что такого не было, помогите ему создать такого человека, обратив внимание на то, чтобы это был образ ценного для клиента человека. 
3) Поставьте клиента в положение, когда он смотрит через стекло на того, кто его любит. 
4) Предложите клиенту описать для себя существенно характеристики, значительные и мелкие, которые делают этого человека особенным для клиента. 
5) Предложите клиенту выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит — используйте технику наложения, поставьте эту позицию на тональный якорь. Если ее оказывается трудно удержать, поставьте кинестетический якорь. Если клиенту трудно видеть себя, используйте наложение, затем поставьте на якорь это состояние (используйте те же шаги, что в визуально-кинестетической диссоциации, с той разницей, что клиент будет видеть себя не своими глазами, а глазами любящего). 
6) Предложите клиенту описать, что он любит в человеке, которого он видит. Усильте это особое состояние восприятия соответствующими вербальными паттернами (“глазами любящего”). Направьте их внимание на те аспекты себя, на которые они не обращают внимание. 
7) Верните клиента в собственное тело, предложив взять с собой то, что наиболее ценно, а именно — ощущение себя любимым и заслуживающим любви.


Информация о работе Шпаргалки по "Основам психологического консультирования"