Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 12:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на 26 вопросов по дисциплине "Психология".
4.Квантификация
текстого материала (т.е.
5.Статистич.обработка мат-ла.
6.Интерпретация получ.данных. Выводы.
2).Биографич.метод.
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т.п.).
Биографические данные, полученные
с помощью различных методов,
для облегчения их
1.Хронология
2.События, факты
3. Характеристика
4.Оценка периода
Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:
- определение факторов развития
данного человека (среды развития,
собственной деятельности
-
определение индивидуальных
- анализ структуры факторов в каждой фазе; - выявление связей между фазами индивидуального развития.
3.Опрос – метод сбора первич.вербал.инф-ии, основанный на непосредств. или опосредов.соц.-псих.контакте между респондентом и исследователем.
1).анкетирование- опосред.
2).интервью – непосредств.
Структура опроса:
1.Фаза адаптации – готовим респондента к опросу, легкие соц.-дем.вопросы, моменты описания инструкции)
2.Фаза сбора инф-ии
3.Выход из ситуации
30-40 мин. на интервью
15-20 мин. на анкету
Принцип конструирования анкет:
1.По
формал.внеш.хар-кам анкеты: выделяться
из общ.потока, цвет, формат бумаги,
удобство заполнения, пространство
листа на должно быть
2.По
формал.-содержат.хар-кам:
Типы вопросов:
1).Содержательные – нужны для получения инф-ии
2).Функцион-е – те, кот.способствуют общему успеху(контактные, фильтр-вопросы)
3).Шкала лжи(
Напр., 3 вопр. из одной тематики – должен ответить одинаково)
Требования к вопросам:
-
должны быть понятны(не
- должны быть однозначными
- должны быть вар-ты ответов и да, и нет, и не знаю.
3.По содержат. хар-кам: содержат. обоснованность анкеты(соответ-е сод-я цели)
Интервью.Структура, как у анкеты, но есть нюансы («и в завершение, пару вопросов»)
Особенности интервью:
1.Непосред.контакт испытуемого с исслед-лем.
2.Проблема
фиксации (скрытый диктофон –
нар-е этики, надо
3.
Выбор времени для разговора
(не стрессовая ситуация и
4.Тесты. Это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Они не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже – групповые тесты. Глав.вопросы - 1.насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; 2.в социально-психологическом исследовании – насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных характеристик личности ее деятельность в группе.
В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. Тем более они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии – проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много (напр.,социометрия).
5.Эксперимент – один из осн.методов иссл-я в соц.психологии. Различают 2 вида эксперимента: лаб.и естеств.
Общее для экспериментов: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а так же контроль за изменениями зависимых переменных. Выделение контрольных и экспериментальных групп. Независимая переменная-то что экспериментатор изменяет по своему плану.
Отличие. Естественные эксп. уступают лабораторным в чистоте и точности. Но естественный экспер. считается более перспективным.
Две проблемы в обсуждении лаб. эксперимента:
1.Экологическая валидность - возможность распространения данных на реальную жизнь
2.
Опасность смещения данных в
связи с особым подбором
3. Так же вопрос не теряется ли в эксперименте реальная “социальность”
Что касается 1. пункта то многие считают что лаб. эксперимент призван проверять отдельные положения теории, многие соглашаются с ограниченностью лаб.экспериментов, Кемпбелл предлагает квазиэксперимент - осуществление не по полной схеме, а в “усеченном виде”. Главная идея - в социально-психологическом экперименте должны сочетаться количественный и качественный анализ.
2.В с-п эксперименте возникает смещение, оно может очень исказить результаты, даже готовность работать с экпер. уже сильно искажает результаты. Фиксируются “предвосхищающие оценки” и Розенталь-эффект (вследствие присутствия экспериментатора).
Серьезная переменная взаимодействие исследователя с испытуемым необходимо ее учитывать
6.Социометрия.Метод для исследования ролевой структуры. Это метод для измерения связей предпочтений, возникающих в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности. Предложил Морено в 20в. – специалист по психодраме, психиатр, ввел понятие социометрии(это как психиатрия для группы).
Подготовка и проведение теста.
1).Требования:
-должны быть четко обозначены границы группы
-выборы должны осуществляться испытуемым сам-но
-вопросы должны быть понятными
-у группы должен быть опыт совм.деят-ти
-критерий должен быть значим для группы
-задавать надо не личностные вопросы, а вопросы-ситуации
-кол-во выборов. Если параметрическая социометрия, то есть какой-то параметр и кол-во выборов ограничено. В непараметрической – др.ситуация.
-исследователь - не член этой группы, неизвестный группе, чел-к со стороны, кот.вызывает доверие.
-в инструкции необходимо создать мотивацию
-рез-т дается в обобщенном виде , а не индивидуально.
2).Обработка. Получив сырые данные, делаем социометрическую матрицу.(взаим.выбор подчеркиваем жирно, в скобки берем ожидаемый выбор, высчитываем сумму полученных выборов, лидеров и аутсайдеров вычисляем с помощью интервалов и формул,напр. >5 – популярный,<3,5 – непопулярный.
3).Графич.методы для наглядности рез-та:
А.Социограмма:
-произвольная (самая сложная – нужно делать так, чтобы все стрелки не пересекались);
-социограмма-мишень (показывает удаленность от лидера);
- индивидуал.социограмма(также показываем удаленность, но там на отд.листках – кто его выбрал, кого он выбрал…и так по каждому).
Б.Социометрические индексы:
-индекс социометрического статуса (у лидеров он больше, у аутсайдеров – меньше);
-индекс групп.сплочености (сумму всех взаимных выборов в группе делим на число возможных взаимных выборов в группе).
3.Общая
характеристика качественных
методов социально-
Качественные методы – это комплексные
методы исследования, подробно выявляющие не статистические количествен-
ные закономерности, а реальное содержание мотивационных и эмоциональных
аспектов восприятия информации.Особенности:
-нестандартизированный хар-р
-возможность
высказываться респондентам
-аппелляция к активности аудитории
КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ
1. Отношение к статистическим процедурам
Игнорирование статистических проце- Опора на статистические процедуры
дур
Меньшая выборка
Близка "понимающей психологии". Близка "естественнонаучной пара-
Опора на глубокий психологический дигме". Опора на "объективное позна-
анализ мира субъективных явлений, на ние". Дедуктивный анализ
"субъективное познание". Индуктив-
ный анализ
4. Происхождение
Из психологии, гуманитарных наук Из социологии, естественных наук
Нестандартизированные, проектив- Стандартизированные: закрытые во-
ные, полустандартизированные: на- просы, опрос, стандартизированное
блюдение, интервью, групповая дис- интервью, контент-анализ
куссия, открытые вопросы, игра и др
6. Проблематика
Более частная
7. Преимущества
Большая вероятность выявления раз- Большой охват, возможность больших
нообразной феноменологии соци- обощений, относительная легкость об-
ально-психологических явлений, более работки результатов
глубокий их анализ. Экономичность
Большая вероятность субъективизма в Возможность неадекватных ответов
анализе, сложность анализа получен- респондентов. Недостаточно глубокий