Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
Проблематика дидактических
исследований:
1) самопознание и
самореализация в рассмотрении
образования;
2) соотношение научного
и учебного познания в процессе образования;
познание и самопознание в структуре деятельности
человека как предмета осмысления в дидактике;
3) соотношение логики
управления образованием и
Законы материалистической
диалектики – основные формы отражения
действительности в познании. Вместе
с тем они могут выступать
как методологические принципы научно-теоретической
деятельности. Общая схема процесса
познания выражена в положении В. И. Ленина:
«От живого созерцания к абстрактному
мышлению и от него к практике».
Современные исследования
нейрофизиологических механизмов познавательной
деятельности человека указывают на
реальность различия физиологического
обеспечения конкретно-образного и абстрактного
мышления, т. е. на существование конкретных,
территориально разделенных структур,
с которыми связаны различные формы мышления.
Эти сведения получены путем изучения
функциональной асимметрии головного
мозга человека, функциональной специализации
каждого из его полушарий.
Доказано, что все
виды речевой деятельности, а также
чтение, письмо, счетные операции, являются
функциями левого полушария, в то
время как правое обеспечивает пространственную
ориентацию организма. Кроме того, обнаружено,
что правое полушарие специализируется
на обработке первичной информации, единичных
признаков объектов и отражает конкретную
вещную картину мира, тогда как левое,
используя эталоны памяти (словесные символы,
знаки), отражает схематизированный, лишенный
конкретных деталей сущностной образ
мира, глубинные причинно-следственные
связи.
При этом в условиях
функциональной разобщенности деятельность
каждого из полушарий характеризуется
определенным эмоциональным тонусом,
т. е. разным видам познавательной деятельности
присуще разное эмоциональное обеспечение:
творческая деятельность обусловлена
преимущественно положительным эмоциональным
тонусом, образное мышление связано с
отрицательными эмоциональными состояниями,
возникающими главным образом в условиях,
неблагоприятных для индивидов.
Вместе с тем, пространственное
разделение физиологического обеспечения
конкретно-образного и
Однако для соотношения
конкретного и абстрактного в
познавательной деятельности ученика
важно обращать внимание на особенности
изучаемого предмета. Если говорить о
литературе, то ранее цель художественной
деятельности состояла в воссоединении
в конкретную целостность тех бесконечных
абстрактных определений, на которые раздробила
общественного человека система разделения
труда в капиталистической формации.
Точно также и
метод воспроизведения