Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Содержание, организация и  методика самообразования  личности в ходе военной  службы обуславливаются  многими факторами: характером и условиями служебной деятельности, жизненными установками, умением работать с книгой, осуществлять самоконтроль и др. Наибольшая эффективность самообразования достигается в том случае, когда военнослужащий глубоко и самокритично оценивает исходный уровень своих знаний и умений, четко определяет программу их совершенствования, учитывает оценку своей деятельности со стороны начальников и товарищей по службе.

Военнослужащий  должен сам проявлять  активность в совершенствовании  своей личности, стремиться стать порядочнее и чище в нравственном отношении, принципиальнее и ответственнее, профессионально компетентнее.

Главный метод самообразования - работа с книгой. Он включает в себя умение быстро находить необходимую по теме литературу; навыки быстрой ориентировки в тексте; умение связывать изучаемый материал с уже имеющимися знаниями; дифференцированно работать с источником в зависимости от цели чтения и характера его содержания и т.д.

В системе самообразования  исключительно важное значение в наши дни  приобрело также  умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической или практической деятельности.

Как видим, основной метод  самообразования - чтение, представляющее собой  активный процесс  восприятия содержания текста, его осмысления и запоминания. Оно  осуществляется при  определенном волевом  напряжении и сопровождается эмоциональным отношением к прочитанному.

В целях самообразования  используются также  самостоятельные  упражнения и тренировки, целенаправленное наблюдение за деятельностью  своих товарищей, старших начальников, прослушивание лекций, докладов, радиопередач, просмотр телепередач и кинофильмов, посещение музеев, выставок и др.

Под самовоспитанием  в его развитом виде понимается организованная, активная, целеустремленная деятельность военнослужащих по формированию и  развитию положительных  и устранению отрицательных  качеств личности в соответствии с осознанными потребностями отвечать требованиям военной службы и деятельности и с личной программой развития. В ходе самовоспитания все стороны личности (убеждения, мировоззренческие позиции, чувства, воля, привычки, черты характера, другие личностные качества, конкретные результаты деятельности и поведения) становятся предметом постоянного изучения и изменения.

По  своей природе  самовоспитание - это  явление социальное.

Оно присуще только человеку, осознающему себя в системе общественных отношений. Занимаясь самовоспитанием, человек реализует социальную потребность в приобретении гаммы таких личностных качеств, которые в наибольшей степени могут поспособствовать ему в выполнении своих общественных функций. Потребность в самовоспитании развивается, как правило, в процессе ратного труда, общественной деятельности военнослужащего, его общения с другими людьми. Как подчеркивается в педагогической литературе, «...человек, поставленный в активную позицию по отношению к окружающему миру, четко определяет свои силы и возможности, свои достоинства и недостатки, намечает программу своей деятельности и совершенствования своих сил, сознательно преобразует себя в связи с преобразованием обстоятельств».

К числу важнейших  внутренних предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания военнослужащих, следует отнести:

- потребности и  мотивы, побуждающие  военнослужащих к  работе над собой;

- развитое самосознание  и самокритичность,  позволяющие объективно  оценить свои достоинства  и недостатки;

- здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;

- определенный уровень  развития воли, привычек  самоконтроля и  волевого саморегулирования;

- знание теории  самовоспитания и  владение методикой  работы над собой;

- сознательная установка на разностороннее самовоспитание;

- психологическая  готовность к активной, целеустремленной  и систематической  работе по самовоспитанию.

Эти внутренние предпосылки  определяют возможность  глубоко осознанного, продуманного, творческого  характера работы над собой. От уровня их развитости в значительной мере зависит конечный результат самовоспитания. Вот почему в процессе самовоспитания военнослужащих важно особое внимание обращать на формирование и развитие этих внутренних предпосылок.

Более предметное представление существа самовоспитания, особенностей работы человека над собой в армейских условиях дает рассмотрение процессуальной стороны самовоспитания.

47.Педагогический  процесс.

Определение  

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействиестаршего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и трудав обществе.

Основные компоненты педагогического процесса  

Наиболее крупными компонентами педагогического процесса как раз и являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности.  
 

Процесс обучения состоит  из взаимосвязанных процессов:

преподавания;

учения;  

Процесс воспитания состоит из:

процесса воспитательных воздействий,

процесса принятия их личностью;

возникающего процесса самовоспитания.  
 

Педагогический процесс  рассматривают как развивающееся  взаимодействие субъектов и объектов воспитания, направленное на решение задач образования, воспитания и общего развития воспитуемых. Отсюда процессуальными компонентами являются:

цель,

задачи,

содержание,

методы,

средства,

формы взаимодействия педагогов и воспитуемых,

достигаемые результаты.  

Это универсальные характеристики любой деятельности и взаимодействия, которые полностью присущи и педагогическому процессу. Их можно именовать как целевой, содержательный, организационно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты педагогического процесса. Единство компонентов педагогического процесса, их взаимосвязей и целостных свойств представляет его структуру. Таким образом, понятия «система, в которой протекает процесс» и «процесс как система» являются неидентичными, хотя и не могут рассматриваться изолированно, так как система, в которой протекает процесс, является как бы материализованной основой самого процесса.

Характеристика основных компонентов педагогического процесса  

Учебно-воспитательный процесс имеет определенную направленность, вытекающую из потребностей развития нашего общества, и генеральную цель — всестороннее развитие коммунистической личности. Направленность учебно-воспитательного процесса определяет более частные цели и задачи обучения и развития школьников, а также его содержание. Цели и содержание и составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса.  

В учебно-воспитательном процессе проявляется:

единство внешних  воздействий и влияний на объекты  и внутреннего отражения;

преломления их (опережающий характер);

возникновение обратного  действия;

самостоятельного  влияния объекта на себя;

влияния, которое  проявляется в самовоспитании и  самообучении.  

Это взаимодействие определенным образом управляется  и самоуправляется. Управляемые, развивающиеся  взаимодействия субъектов и объектов характеризуют «операционно-деятельностный (организационно-управленческий)» компонент учебно-воспитательного процесса.  

М. А. Данилов: "педагогический процесс — это внутренне связанная  совокупность процессов, суть которых  состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека. В этом определении подчеркивается именно «внутренняя» сторона процесса."  

Педагогический учебно-воспитательный процесс в средней школе является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия, направленного на удовлетворение потребности современного общества во всесторонне, гармонически развитой личности. Помимо педагогов и учащихся, в школьной системе взаимодействуют еще и руководство школы и педагогический коллектив.

Движущие силы педагогического  процесса  

Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями познавательного, трудового, практического, общественно-полезного характера и реальными возможностями воспитуемых по их реализации. Это противоречие становится источником движения системы к общей цели, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей воспитуемых и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи оказываются чрезмерно трудными или легкими, т. е. не соответствуют возможностям воспитуемых, не находятся в зоне их ближайшего развития. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением хорошо изучать ученический и педагогический коллективы, а также его отдельных членов, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития и превращать их в постоянно зовущие вперед конкретные учебно-воспитательные задачи, т. е. создавать проблемные ситуации воспитательного характера в его широком смысле. Таким образом, не любое противоречие между требованиями, задачами и возможностями по их реализации, а противоречие определенного характера, соответствующей степени проявления становится источником развития процесса. Педагогический (учебно-воспитательный) процесс — это не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования и развития, а самостоятельное целостное явление, которое имеет свои особые закономерности.

48. Функции обучения( образ., воспит., развивающ.).

Всестороннее, гармоническое  развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей развитости. Все эти компоненты всестороннего развития понимаются в их узком смысле, т. е. соответственно как сформированность знаний, умений и навыков, воспитанность личностных качеств и развитость психической сферы личности.

Исходя из общей  цели советской школы, процесс обучения призван осуществлять три функции  — образовательную, воспитательную и развивающую.

Современная дидактика  подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса. Заметим, что грани между образованием, воспитанием и развитием в

их узком смысле весьма относительны и некоторые аспекты их взаимно перекрещиваются. Например, в понятие «образование» часто включают усвоение не только фактических и теоретических знаний, специальных умений, но и формирование общеучебных умений и навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности. Термины «образование», «воспитание» и «развитие» употребляются еще и в широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование знаний и умений, но и формирование личностных качеств, мировоззрения, идейности, нравственности личности и др.

Условное выделение  образовательной, воспитательной и  развивающей функций полезно для практической деятельности учителей, особенно при планировании задач обучения на уроках.

Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Специальные умения и навыки включают в себя специфические только для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций, осуществление исследовательских работ. По географии — работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса и других приборов и др. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По ботанике и биологии — работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"