Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.
35.Эволюция воспитания как основа развития семьи.
Семья – структурная
единица общества, закладывающая
основы личности; соц-пед.группа людей,
предназначенная для
Функции семьи:
1. осуществление социализация личности .
2. закладывание основы отношений между людьми
3. формирование ориентации на всю оставшуюся жизнь человека (трудовую и социальную)
4. обеспечивает преемственность традиций
5. воспитание
гражданина, патриота, будущего семьянина,
законопослушного члена
Семейное воспитание зависит от:
• биологического (природного) здоровья ребёнка и родителей
• материально-экономической обеспеченности
• социального положения
• уклада жизни количества членов семьи
• отношения к ребёнку
• наследственности
Задачи семьи:
1. создать
максимально благоприятные
2. стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка
3. передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим
4. воспитать
чувство собственного
5. научить полезным прикладным навыкам и умениям (самообслуживание, помощь близким)
Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляются в непосредственном единстве, однако школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания. Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания (комитеты, советы, ассоциации и т.д.).
У родительских собраний есть функции.
• выбор предметов для обучения
• определение объёмов их изучения
• составление учебных планов
• выбор профиля школы
• разработка систем и мер по обеспечению дисциплины, отдыха, труда, питания и т.д.
Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики: креативность, гуманизм, демократизм, гражданственность, ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей. Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, 'родительское собрание). Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе.Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе. Это зависит от ряда причин:
1. цели воспитания (кого воспитывать: гражданина, человека и т.д. )
2. противоречивость материальной обеспеченности
3. проблема внутренних отношений (высокомерие, эгоизм)
4. неодинаков
подход школы и семьи к оценке
ребёнка (родители часто
5. авторитет родителей
Часто семья в воспитании ребёнка идет своим путём, а школа – своим. Поэтому необходимо решить проблему более тесного контакта учителей и родителей по вопросам воспитания. Важно, чтобы между родителями и школой был контакт, взаимопонимание.
37.Ошибки
семейного воспитания. Все мы стремимся быть хорошими
родителями, но добиваемся этого по-разному.
Каждый родитель “причесывает” своего
ребенка “под себя”, подстраивая его
под свои амбиции, мироощущение.
Во взаимодействии
с ребенком родитель
Наиболее часто
встречающиеся ошибки воспитания в
семье.
Непонимание особенностей
личности ребенка, его характера. Например,
мама - холерик постоянно “давит” на сына-флегматика:
«копуша», «иди быстрее», «ну что же ты,
подойди к мальчику, познакомься». А ребенок
просто не может выполнить материнских
требований, т.к. такое поведение не присуще
его характеру. Или родители считают ребенка
упрямым, а он просто пытается сохранить
чувство собственного достоинства, независимость.
Непринятие начинается
с того, что беременность нежеланная
или произошла «не вовремя», либо
ребенок родился «не того» пола. Далее
родители не принимают особенности ребенка,
его индивидуально своеобразие: «Мой ребенок
не такой, как все, он не так говорит, не
так двигается, все уже умеют читать, а
мой все еще с игрушками возится…»
Непринятие - одна из
причин возникновения у детей страхов,
пониженного жизненного тонуса. Как он
проявляется? Это, прежде всего, недостаточное
грудное вскармливание (раннее отлучение
от груди), малыша рано отдают в ясли без
особых на то причин или поручают уход
за ним родственникам, няне. В отношении
с ребенком недостаточно любви, ласки,
нежности. Описывая своего ребенка, мама
легко вспоминает его отрицательные качества,
но с трудом «ищет» положительные черты.
Часто не учитываются возрастные особенности,
потребности (в 2 года ребенку говорят:
«Ты уже большой, перестань плакать»).
Отношения могут быть как попустительскими
(«безнадзорный” ребенок), так и очень
строгими, формальными.
Несоответствие требований
и ожиданий родителей возможностям
ребенка: «Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок
умел играть на фортепиано, поэтому он
ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу».
Или: «Мы поступаем в школу с английским
уклоном, ведь я в свое время туда не попал».
Негибкость выражается
«застреванием» на проблемах («мой ребенок
плохо говорит»), трафаретностью требований,
отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью
суждений, навязыванием мнений. Часто
у родителей с «негибким» отношением к
ребенку плохо развито воображение, они
авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне
принципиальны.
Непоследовательность
в обращении с детьми. Это переходы из
одной крайности в другую (от тотального
контроля до попустительства), бесконечные
обещания и угрозы и их невыполнение, не
доведение начатого дела до конца. Сюда
же относится несогласованность между
родителями, когда мать разрешает, а отец
это же запрещает; отец наказывает, а бабушка
тут же жалеет.
Аффективность проявляется
избытком раздражения, тревоги, недовольства,
беспокойства или страха. Эмоции родителей
выходят из-под контроля и “выливаются”
на ребенка. (“Я понимаю, что не права,
но не могу себя сдержать, чтобы не повысить
голос; потом я переживаю, но все повторяется
снова и снова…”) Особенно склонны к такому
поведению родители с темпераментом холерика.
Чем больше мать настаивает, повышает
голос, тем более возбудимым, или, наоборот,
заторможенным становится ребенок.
Тревожность – это
беспокойство, доходящее до паники
по любому поводу; чрезмерная опека, подавление
самостоятельности ребенка, стремление
оградить от всех (часто воображаемых)
опасностей и трудностей, неуверенность
в правильности своих действий, но в тоже
время потребность давать советы, предостерегать.
Такие родители редко смеются, им явно
не хватает оптимизма, все время ждут чего-то
плохого, у них занижена самооценка. В
такой семье ребенок, как правило, единственный,
у него были или есть проблемы со здоровьем.
Страх за ребенка может стать навязчивым.
Тревожность обычно сочетается с гиперопекой,
гиперсоциализацией.
Доминантность - требование
безоговорочного подчинения, категоричность
суждений, приказной тон, стремление подчинить
ребенка, навязывание готовых решений,
мнений, ограничение самостоятельности,
использование физических наказаний,
принуждения, постоянный контроль за ребенком,
за его мыслями, действиями. Родители с
властными чертами характера часто обвиняют
детей в упрямстве, непослушании. В семье
возникают споры по любому поводу (сон,
еда, режим дня), но они не приводят к порядку,
а участники конфликта устают, постоянно
находятся на грани нервного срыва.
Гиперсоциальность.
Воспитание слишком “правильное”. В отношениях
не хватает тепла, ласки, родители боятся
“испортить” ребенка, не проявляют любовь
к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки
поцелуев, объятий. Простое поглаживание
по головке нужно заслужить примерным
поведением. Ребенку навязывается большое
количество правил, которые необходимо
выполнять, чтобы “соответствовать”
ожиданиям родителей. В семье не поддерживается
выражение эмоций (как положительных,
так и отрицательных), детский шум, веселье,
жизнерадостность и непосредственность.
Родители не прощают оплошности, не терпят
недостатки и слабости ребенка, стараясь
их искоренить. К ребенку относятся, как
ко взрослому, требуя от него поведения
взрослого. Фразы “ты должен, обязан”,
“как тебе не стыдно” встречаются очень
часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана
до мелочей уже с самого рождения. Ребенка
отдают в детский сад, чтобы он привыкал
выполнять правила, учился соблюдать дисциплину.
Воспитатель выбирается требовательный
и строгий. Максимум дополнительных занятий.
Усиленный контроль за успеваемостью.
Недостаточная отзывчивость
(нечуткость). Несвоевременный или
недостаточный отклик на просьбы, потребности,
эмоции ребенка. Подобное отношение
сочетается с неприятием ребенка, с
принципиальностью и
Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью.
Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания:
гиперсоциальное воспитание;
эгоцентрическое воспитание
или все для ребенка;
воспитание без
любви;
тревожно-мнительное воспитание.
42.Педагогика.
Педагогика –
это наука о законах воспитания
и образования человека, она изучает
закономерности успешной передачи социального
опыта старшего поколения младшему. Она
существует для того, чтобы на практике
указывать наиболее легкие пути достижения
педагогических целей и задач, пути реализации
законов воспитания и методик обучения.
В Древней Греции
раб, приставленный к ученику, функциями
которого были сопровождение его в школу,
прислуживание на занятиях, назывался
педагогом. Педагог – производное от греческих
слов "пейда" – ребенок, "гогес"
вести, буквально "детоводитель",
"детовожатый".
Современная наука "педагогика"
в буквальном переводе с греческого означает
"детовождение". Первопричиной возникновения
всех научных областей является потребность
жизни. Наступил момент в жизни людей,
когда образование стало играть большую
роль.
Было замечено, что
успех развития цивилизации во многом
зависит от воспитания и образования отдельных
поколений. Возникает необходимость в
обобщении опыта воспитания, первые попытки
обобщения делались в наиболее развитых
государствах Древнего мира – Китае, Индии,
Египте, Греции, когда образование начинает
играть важную роль в жизни людей.
Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:
формируется под влиянием потребностей общества;