Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

        3. Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и др.

35.Эволюция  воспитания как основа развития семьи.

Семья – структурная  единица общества, закладывающая  основы личности; соц-пед.группа людей, предназначенная для отимального  удовлетвор-я потребностей.Семейное воспит.- общее название для процессов  воздействия на детей со стороны  родителей и др членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Влияние семьи на реб. Сильнее всех других воспит. воздействий. В семье формируются те качества, кот. Нигде как в семье сформированы быть не могут. Отношения между людьми в семье из всех чел. Отношений бывают наиб.глубокими и продолжительными.Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к различным средствам воздействия: поощряют и  наказывают ребёнка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрения, развитие  детей как личностей может ускориться, стать более успешным, чем при использовании запретов,. Наказание необходимо тогда, когда поведение ребёнка изменить другим способом невозможно. Оно должно быть справедливым, но не жестоким. В неполных семьях малыши острее чем другие воспринимают отсутствие в семье отца.

Функции семьи:

1.   осуществление  социализация личности .   

2.   закладывание  основы отношений между людьми

3.   формирование  ориентации на всю оставшуюся  жизнь человека (трудовую и социальную)

4.   обеспечивает  преемственность традиций 

5.   воспитание  гражданина, патриота, будущего семьянина,  законопослушного члена общества

Семейное воспитание зависит от:

•      биологического (природного) здоровья ребёнка и  родителей

•      материально-экономической обеспеченности

•      социального  положения

•      уклада жизни количества членов семьи

•      отношения  к ребёнку

•       наследственности

Задачи семьи:

1.     создать  максимально благоприятные условия  для роста и развития ребенка

2.     стать социально-экономической и психологической защитой ребёнка

3.     передать  опыт создания и сохранения  семьи, воспитания в ней детей  и отношения к старшим

4.     воспитать  чувство собственного достоинства,  ценности собственного «я>*

5.     научить  полезным прикладным навыкам и умениям (самообслуживание, помощь близким)

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляются в непосредственном единстве, однако школа осуществляет ведущую роль в организации семейного и  общественного воспитания. Основную работу с родителями школа проводит через родительские собрания (комитеты, советы, ассоциации и т.д.).

У родительских собраний есть функции.

•      выбор  предметов для обучения

•      определение  объёмов их изучения

•      составление  учебных планов

•     выбор профиля школы

•      разработка систем и мер по обеспечению дисциплины, отдыха, труда, питания и т.д.

Современное семейное воспитание основывается на принципах  гуманистической педагогики: креативность, гуманизм, демократизм, гражданственность, ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей. Связь семьи и школы осуществляется через классного руководителя (родительский комитет, 'родительское собрание). Непрофессиональная работа с родителями подрывает авторитет педагога в школе.Сегодня стало сложнее воспитывать ребёнка в школе. Это зависит от ряда причин:

1.     цели  воспитания (кого воспитывать: гражданина, человека и т.д. )

2.     противоречивость  материальной обеспеченности

3.     проблема внутренних отношений (высокомерие, эгоизм)

4.     неодинаков  подход школы и семьи к оценке  ребёнка (родители часто завышают  или занижают оценку)

5.     авторитет  родителей

Часто семья в  воспитании ребёнка идет своим путём, а школа – своим. Поэтому необходимо решить проблему более тесного контакта учителей и родителей по вопросам воспитания. Важно, чтобы между родителями и школой был контакт, взаимопонимание.

37.Ошибки  семейного воспитания. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. 
 

 Во взаимодействии  с ребенком родитель непроизвольно  компенсирует многие свои переживания  (тревожность, боязнь одиночества,  скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. 

Наиболее часто  встречающиеся ошибки воспитания в  семье. 

Непонимание особенностей личности ребенка, его характера. Например, мама - холерик постоянно “давит” на сына-флегматика: «копуша», «иди быстрее», «ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься». А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость. 

Непринятие начинается с того, что беременность нежеланная или произошла «не вовремя», либо ребенок родился «не того» пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие: «Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…» 

Непринятие - одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это, прежде всего, недостаточное грудное вскармливание (раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом «ищет» положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности, потребности (в 2 года ребенку говорят: «Ты уже большой, перестань плакать»). Отношения могут быть как попустительскими («безнадзорный” ребенок), так и очень строгими, формальными. 

Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям ребенка: «Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу». Или: «Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал». 

Негибкость выражается «застреванием» на проблемах («мой ребенок  плохо говорит»), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с «негибким» отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны. 

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую (от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, не доведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет. 

Аффективность проявляется  избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей  выходят из-под контроля и “выливаются” на ребенка. (“Я понимаю, что не права, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос; потом я переживаю, но все повторяется снова и снова…”) Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок. 

Тревожность – это  беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией. 

Доминантность - требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу (сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва. 

Гиперсоциальность. Воспитание слишком “правильное”. В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся “испортить” ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил, которые необходимо выполнять, чтобы “соответствовать” ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы “ты должен, обязан”, “как тебе не стыдно” встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью. 

Недостаточная отзывчивость (нечуткость). Несвоевременный или  недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение  сочетается с неприятием ребенка, с  принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но “не замечают” его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать. 

Противоречивость  в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность  уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования - с родительской беспомощностью.

Описанные выше ошибки воспитания являются составляющими  следующих типов воспитания:

гиперсоциальное воспитание;  

эгоцентрическое воспитание или все для ребенка;  

 воспитание без  любви;  

тревожно-мнительное воспитание.

42.Педагогика.

Педагогика –  это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает  закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.  

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".  

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.  

Было замечено, что  успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.  

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно  позже. Предпосылками появления  любой науки являются следующие  положения:

формируется под  влиянием потребностей общества;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"