Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

31.Конфликт.

Основных  видов конфликтов не так и много, но их классификация, как и любая  другая зависит от признака, лежащего в основе классификации. Так можно выделить понятие и виды конфликтов на основании количества участников конфликта:1. Внутриличностный конфликт. 2. Межличностный конфликт.3. Групповой (межгрупповой) конфликт.Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.Большая советская энциклопедияВнутриличностный конфликт. Возникает из-за столкновения собственных мотивов, одновременно несовместимых и актуальных для человека. Три типа таких конфликтов, основанных на выборе:• Варианты одинаково привлекательны и недостижимы одновременно. Наиболее известным примером такого внутриличностного конфликта является история про Буриданова осла, который умер от голода, находясь на одинаковом расстоянии от двух стогов сена. • Варианты одинаково непривлекательны. Подобными ситуациями полны кинофильмы, где герою предстоит сделать выбор, одинаково для него неприемлемый. Например, спасти только одного из собственных детей.• Цель одновременно является и привлекательной и непривлекательной для человека. Поэтому идет напряженный анализ и подсчет всех плюсов и минусов с боязнью сделать неправильный шаг. Пример, взять чужие ценности.В случае возникновения противоречий между различными ролевыми позициями личности возникают ролевые внутриличностные конфликты: Личностно-ролевой конфликт. Любая социальная роль имеет свои требования и сложившиеся понятия и представления о ней личности. В случае, если требования к роли меняются извне, то они могут вступить в противоречия с мнением человека, с его неспособностью или нежеланием им соответствовать.• Межролевой конфликт. Слишком сильное «вживание» в одну из социальных ролей, может не позволить человеку становиться на иную ролевую позицию в другой ситуации. Широко распространенный пример относится к некоторым военнослужащим, которые глядя на гуляющих прохожих, раздражаются «Что за толпа, и не в ногу шагают!»Межличностный конфликт. Наиболее яркими его проявлениями становятся взаимные обвинения и споры. Каждый участник конфликта пытается удовлетворить собственные интересы и потребности. Основными причинами межличностных конфликтов является борьба ценностей и борьба за ресурсы.Классификация межличностных конфликтов:• По сферам существования – Деловые, семейные, бытовые, имущественные.• По эффекту и последствиям – Конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты приводят к нахождению способов улучшения отношений, сотрудничеству, достижению целей разных сторон. Деструктивные конфликты опираются на стремление подавить противника, и направлены на достижение победы любым способом.• По критерию реальности – Подлинные, случайные, скрытые, ложные и т.д.Групповой конфликт. Возникает между несколькими малыми группами в составе большой в виде противостояния групп по принципу «мы – они». Причем своей группе приписываются только положительные качества, стремления и цели. А «им» - отрицательные. Групповой конфликт в организации. В данном случае конфликтуют группы, которые представляют собой различные подразделения одной организации.Некоторые виды групповых конфликтов в организации:• Позиционные конфликты – кто главнее.• Структурные конфликты – возникают из-за зависимости одних подразделений от других. • Например, служба сбыта зависит от производственников, которые могут выполнить производственное задание не вовремя или с ненадлежащим качеством.• Инновационные конфликты – возникают в случае любых изменений в структуре организации, ее целей, новых назначении и т.д.• Соперничество за ресурсы.

32. Понятие и виды малых групп. Понятия малой группы и коллектива Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами . Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа . Она представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о зависимости личности от психологии и отношений, существующих в малых группах. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив, объединения близких друзей, приятелей и т.п.

Малую группу характеризует  психологическая и поведенческая  общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Эта общность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних (например, территориальная общность людей как соседей) до достаточно глубоких внутренних (например, члены одной семьи). Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально-психологического развития.

Малые группы могут  быть разными по величине, по характеру  и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ее размером, индивидуальный – композицией. Структуру межличностного общения, или обмена деловой и личностной информацией, именуют каналами коммуникаций , нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений – психологическим климатом группы . Общие правила поведения, которых придерживаются члены группы, называют групповыми нормами . Все перечисленные характеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют, разделяют и изучают малые группы в социальной психологии. Рассмотрим классификацию малых групп. Условные , или номинальные , – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели. В противоположность номинальным группам выделяются реальные . Они представляют собой действительно существующие объединения людей, полностью отвечающие определению малой группы. Естественными называют группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Они столь же действенны, как и другие группы, но существуют временно – только в лаборатории. Условные, или номинальные, группы представляют собой искусственно выделяемые исследователем объединения людей. В отличие от них все остальные виды групп реально существуют в обществе и достаточно широко в нем представлены среди людей разных профессий, возрастов, социальной принадлежности. Естественные группы делятся на формальные и неформальные (другое название – официальные и неофициальные). Первых отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне рамок этих организаций (сравните, к примеру, школьный класс как официальную малую группу и неформальное молодежное объединение как неофициальную группу). Цели, преследуемые официальными группами, задаются извне на основе задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели неофициальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать и расходиться с целями официальных организаций. Малые группы могут быть референтными и нереферентными . Референтная – это любая реальная или условная (номинальная) малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания и следования. Нереферентной считается такая малая группа, психология и поведение которой чужды для индивида или безразличны для него. Кроме этих двух типов групп, могут существовать и антиреферентные группы, поведение и психологию членов которых человек совершенно не приемлет, осуждает и отвергает. Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые . Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в них нет достаточной психологической общности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, сложившейся структуры взаимодействия, четкого распределения обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. Вторые представляют собой социально-психологические общности, отвечающие всем перечисленным выше требованиям. Слаборазвитыми по определению являются, например, условные и лабораторные группы (последние часто лишь на первых этапах их функционирования).Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет, несомненно, положительное значение для очень многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности) , иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Психологически развитой как коллектив считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в виду построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого человека независимо от того, является он членом данного коллектива или нет. Ответственность также проявляется в том, что члены коллектива свои слова подтверждают делом, требовательны к себе и друг к другу, объективно оценивают свои успехи и неудачи, никогда не бросают начатое дело на полпути, сознательно подчиняются дисциплине, интересы других людей ставят не ниже своих собственных, по-хозяйски относятся к общественному добру. Под открытостью коллектива понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими коллективами или их представителями, а также с новичками в своем коллективе. На практике открытость коллектива проявляется в оказании разносторонней помощи другим коллективам, не членам коллектива. Открытость является одной из важнейших характеристик, по которой можно отличить коллектив от внешне похожих на него социальных объединений. Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив. Коллективизм – это также развитие добрых традиций, уверенности каждого в своем коллективе. Чувство коллективизма не позволяет его членам оставаться равнодушными, если задеты интересы коллектива. В таком коллективе все важные вопросы решаются сообща и, по возможности, при общем согласии. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность . Под ней понимаются хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность – это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. От организованности непосредственно зависят результаты деятельности коллектива; Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью . Достаточная информированность предполагает знание задач, стоящих перед коллективом, содержания и итогов его работы, положительных и отрицательных сторон, норм и правил поведения. Сюда же входит хорошее знание членами коллектива друг друга. Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект. Он представляет собой способность коллектива как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем это может сделать такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга, не объединенных системой описанных отношений. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития.

33.Психология  семейных отношений.  Практически каждый  человек сталкивается  с  проблемой  сохранения  иподдерживания хороших взаимоотношений  в  семье.  И бывает  так,  что,  чемдольше совместно живут супруги, чем старше становятся их  дети,  тем  острееразногласия, тем эмоциональнее реакция друг на друга. Вряд ли  найдется  мужили жена, мать или отец, которые хотят сознательно  запутать,  накалить  илизавести в тупик родственные связи.  Большинство  из  нас  прилагает  немалыеусилия к улучшению  семейных  отношений,  но,  увы,  не  у всех  получаетсяжелаемый результат. Многие семьи живут как на  вулкане,  случаются споры иразмолвки, неразрешимые конфликты, значительная часть которых  заканчиваетсяразводом, разрывом между родителями и детьми.     Нужно отметить, что в браке встречаются не просто два человека, а двауникальных по своей сложности психологических мира, два семейных «клана».  Мы рождаемся,  живем  и  умираем  в  обществе.  Без  него  наша  жизньневыносима. Супружество – это как бы центр тяжести  всей  семьи,  ее  фокус,точка притяжения, которая либо превращает всю  семью в единое  неразрывноецелое, либо наоборот, разгоняет ее членов по орбитам одиночества. И  поэтомузначение гармонии супружеских отношений просто трудно переоценить –  для  ееличного счастья, и даже для выполнения ею своих важнейших  функций.  Базисомдля  счастливого  супружества  является  совместимость  супругов   –   оченьсложная, многокомпонентная и многоуровневая характеристика.  А  сейчас  давайте  рассмотрим  первое  из  слагаемых  искусства  бытьсупругов – супружеские  взаимоотношения.  Давно  доказано,  что  они  должныотличаться  высокой  степенью  взаимопонимания,  уважения  и   взаимопомощи;способствовать решению возникающих перед мужем и женой в быту  и  на  работетрудностей  и  проблем.  Общение  супругов  обязано  выполнять  своеобразнуюпсихотерапевтическую  функцию  –  быть  средством  разрядки  и   успокоения.Поэтому,  если  вы  хотите  строить  ваши  взаимоотношения  с  точки  зрениясохранения гармонии супружеских отношений и семьи в целом, прежде  всего  нив  коем  случае  не  совершайте  одну  из  самых   существенных   ошибок   –«отстранение» от другого, особенно в трудный для него час.

      Каждый  из супругов в сложной для  него ситуации ждет, что семья  придастему уверенность. В таких  ситуациях они больше, чем   ранее,  дорожат  семьей,ищут  у  супруга  той  поддержки,  которой  не  может  дать  окружающий  мир.Понимание, проявленное супругом, помогает  другому  члену  супружеской  парывыйти из затруднительного положения. Непонимание  или  отход  в  критическиймомент – это  ошибка,  которую  потом  бывает  очень  трудно  исправить  илипростить.

      Почему  в последнее время взаимоотношения супругов, родителей  и  детейстановятся все более напряженными?

      Прежде  всего, подчеркнем, что взаимоотношения в семье –  это  форма  иусловие  сосуществования  родственников.  При  этом  нужны взаимоотношения,позволяющие в той или иной  мере  реализовать ее  основные  функции   –воспроизводство и воспитание потомства, ведение хозяйства  и  удовлетворениеразнообразных потребностей ее членов. Осуществление функций семьи  полностьюзависит от взаимоотношений ее членов,  а  они,  как известно,  определяютсястепенью взаимного уважения, понимания,  поддержки,  помощи,  сопереживания.Это лишь одна сторона проблемы. Ухудшение родственных отношений  обусловленоразрушением   ряда   ценных   семейных   традиций,   социально-экономическойнестабильностью общества, изъянами  в  его  нравственной  и  психологическойатмосфере.  А  если  человек  недооценивает  существо  проблемы,  то  он  неспособен сделать правильные выводы, найти убедительные  аргументы  в  пользутого, чтобы изменить обстановку в семье и собственное поведение.

  Почему в некоторых  семьях в любую минуту может  вспыхнуть скандал?   Порой  это объясняется очень просто. В таких семьях действует не муж  ижена, а две персоны  с  обостренным  чувством  собственного  достоинства,  спреувеличенным  самомнением,  болезненным   самолюбием.   Вследствие   этоговзаимоотношения  накаливаются,  высокий  уровень   персонификации   как   быподогревает  их,  выступает  катализатором.  В   таких   случаях   различныеобыденные явления воспринимаются супругами (или  одним  из  них)  на  уровне«Я», оцениваются сквозь «призму»  ценностей,  жизненных  принципов  и  милыхсердцу  привычек.  Далеко  не  всегда  это  уместно,   особенно   когда   мысталкиваемся  с  «мелочами»,  непреднамеренно   нанесенными   нам   обидами,ошибками партнера. К сожалению, бывает  так, что всякому пустяку супругипридают какой-то особый смысл, ищут повод для  личной  обиды,  демонстрируютуязвленное самолюбие.

34.Психологические  основы воспитания  в семье.

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с учителем-воспитателем. 1. Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно. Сознание как знание и понимание - это основа мировоззрения, поведения, отношений (Хрест. 11.1.). Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений (http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-sozn.html).

          Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание  школьника для разъяснения фактов  и явлений общественной или  личной жизни, формирования взглядов. Он является ведущим в воспитательной  работе. Этот метод служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося, в его тезаурусе раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний (Павлова Л.Г., 1991; аннотация) (см. анимацию).

          Самоутверждение и самовыражение личности школьника происходит в условиях нечетко им осознанных и сформулированных представлений, понятий, принципов. Не обладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях (Курганов С.Ю., 1989; см. аннотацию).

          Одним из основных противоречий, которые разрешаются в процессе  воспитания, является противоречие  между примитивными представлениями  школьника о сущности происходящих  событий и теми знаниями, которые вносит в его сознание извне организованная система воспитания.

          2. Методы организации деятельности  и формирования поведения - это  практические методы. Человек - субъект  деятельности, в том числе и  познавательной. Поэтому в процессе  познания он не только созерцатель, но и деятель. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Более подробно остановимся на методе упражнений.

          Метод упражнений - это метод управления  деятельностью школьников при  помощи разнообразных и повторяющихся  дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания). С помощью этого метода организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные ее мотивы (различные виды заданий на индивидуальную и групповую деятельность в виде поручений, требований, состязания, показа образцов и примера, создание ситуаций успеха). Этот метод способствует формированию сознания и поведения.

          Метод упражнений в воспитании  реализуется через поручения.  Поручения (практические задания)  создают и расширяют опыт учащихся  в различных видах деятельности. Приучение школьников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему (Ильин Е.П., 2000; см. аннотацию).

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"