Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа содержит 1 файл

19.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.  

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах  и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого  саморазвития человека.  

Педагогика в широком  смысле – влияние всех внешних  воздействий естественной и социальной среды.  

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.  

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.  

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.  

Объект педагогики – человек.  

А.С. Макаренко –  ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о  специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают  объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.  

Следовательно, в  качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это  объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают  те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.  

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).  

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.  

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические  знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.  

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой  Л.):

Теоретические функции:

обогащение, систематизация научных знаний;

обобщение опыта практики;

выявление закономерностей  в педагогических явлениях.

Практические функции:

повышение качества воспитания;

создание новых  педагогических технологий;

внедрение итогов педагогических исследований в практику.

Прогнозирование:

научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.  

Задачи педагогики:

Научное обоснование  развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

Исследование сущности, структуры, функций педагогического  процесса.

Выявление закономерностей  и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

Разработка эффективных  форм организации педагогического  процесса и методов его осуществления.

Разработка содержания и методики самообразования и  самовоспитания людей.

Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.

Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения  опыта обучения и воспитания. 44. Образование как общечеловеческая ценность

Признание образования  в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально  закрепленным в большинстве стран  правом человека на образование. Его  реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.

Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.

Реализация тех  или иных ценностей приводит к  функционированию различных типов  образования. Первый тип характеризуется  наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.

45.Образовательная  система в России

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют  государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]:  

- дошкольные;

- общеобразовательные; 

- учреждения для  детей-сирот и детей, оставшихся  без попечения родителей; 

- профессиональные (начальные, средние специальные,  высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного  образования; 

- другие учреждения, предоставляющие образовательные  услуги.  

Государственные и  муниципальные образовательные  учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.  

Самые общие (численные) характеристики Российской системы  образования: Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.).  

В современной экономике  и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним  профессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численности занятых. Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:  

1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные  образовательные программы среднего  профессионального образования базового уровня;  

2) колледж, осуществляющий  профессиональные образовательные  программы среднего профессионального  образования базового и повышенного  уровня. Реализация образовательных  программ среднего профессионалВ  зависимости от числа направлений  обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по соответствующим направлениям подготовки (специальностям), причем соответствующие образовательные программы могут быть реализованы как непрерывно, так и ступенями. Выпускнику, прошедшему итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе вуз выдает документ государственного образца (диплом) об уровне образования и (или) его квалификации.  

Объем и структура  приема студентов на первый курс государственного вуза диктуется контрольными цифрами  приема, которые устанавливаются  ежегодно соответствующим федеральным  органом исполнительной власти, в  ведении которого находится вуз. Сверх заданий по приему студентов вуз вправе осуществлять подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. аким образом, система высшего профессионального образования РФ многое претерпела за последние годы, и характеризуется значительными изменениями.  

Во-первых, развитие подготовки специалистов шло высокими темпами, а число лиц, желающих поступить  в высшие учебные заведения, продолжает расти.  

Во-вторых, контрольные  цифры приема студентов на первый курс государственных вузов только за 5 лет возросли на 50%. Это единственная ступень образования, в которой число государственных образовательных учреждений выросло за 10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного числа негосударственных вузов.  

В-третьих, дополнительные возможности для реализации права  граждан на образование обеспечивается наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов, из которых около 1 тыс. — государственных (в России вузов, вместе с филиалами, свыше 3200) [5]. Около половины этих филиалов находятся на территории Сибири и Дальнего Востока, что способствует преодолению исторически сложившейся диспропорции в размещении вузов на территории Российской Федерации  

В-четвертых, на 10 тыс. населения приходится свыше 300, обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов (наивысший показатель за всю историю российской высшей школы), из них около 200 обучаются за счет бюджета. Самый большой контингент студентов обучается в университетах.  

В пятых, распределение  по специальностям выглядит так: на первом месте по количеству студентов технические специальности, на втором месте — педагогические, далее специальности естественных и гуманитарных наук.  

В-шестых, реформирование внутренней структуры вузов характеризуется:  

- появлением новых  дипломов (по различным квалификациям);  

- преподаванием новых  дисциплин и создание новых  факультетов;  

- информатизацией,  все более и более используемой  для дистанционного обучения  через Интернет;  

- международным сотрудничеством.  

- учреждения высшего образования получили широкие возможности привлечения внебюджетных средств за предоставление образовательных услуг;  

- сложилась общественно-государственная  система разработки и оценки  содержания образовательных программ  и учебной литературы.

46.Самовоспитаниеи  самообразование. 

Педагогическая  практика убедительно  показывает, что в  процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого  результата, если не удастся вызвать  стремление к формированию и изменению собственной  личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования и самовоспитания в подготовке всех категорий военнослужащих.

  

1

  

Условия сегодняшней действительности требуют нового взгляда  на человека, на его  возможности и  способности, в том  числе и в плане  развития собственной  личности.

Основу  содержания самообразования  составляет самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование - средство самовоспитания, поскольку оно способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других положительных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"