Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 12:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
любая отрасль складывается
в науку только тогда, когда достаточно
четко вычленяется предмет ее исследования.
Давая более конкретное
определение педагогики, можно сказать,
что это наука о законах
и закономерностях воспитания, образования,
обучения, социализации и творческого
саморазвития человека.
Педагогика в широком
смысле – влияние всех внешних
воздействий естественной и социальной
среды.
В узком смысле педагогика
– целенаправленная деятельность воспитателей
в системе учебно-
Исходя из данного
определения, предметом исследования
педагогики будет являться целостная
система воспитания, образования, обучения,
социализации и творческого саморазвития
человека.
Методы исследования
– способы решения научно-
Объект педагогики
– человек.
А.С. Макаренко –
ученый и практик, которого трудно обвинить
в пропаганде "бездетной" педагогики,
в 1922 г. сформулировал мысль о
специфике объекта
Следовательно, в
качестве своего объекта педагогика
имеет не индивида, его психику (это
объект психологии), а систему педагогических
явлений, связанных с его развитием.
Поэтому объектом педагогики выступают
те явления действительности, которые
обусловливают развитие человеческого
индивида в процессе целенаправленной
деятельности общества. Эти явления получили
название образования. Оно и есть та часть
объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики
– это образование как реальный целостный
педагогический процесс, целенаправленно
организуемый в специальных социальных
институтах (семье, образовательных и
культурно-воспитательных учреждениях).
Педагогика в этом
случае представляет собой науку, изучающую
сущность, закономерности, тенденции и
перспективы развития педагогического
процесса (образования) как фактора и средства
развития человека на протяжении всей
его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает
теорию и технологию его организации,
формы и методы совершенствования деятельности
педагога (педагогическая деятельность)
и различных видов деятельности учащихся,
а также стратегий и способов их взаимодействия.
Система педагогических
знаний – взаимосвязанные
Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):
Теоретические функции:
обогащение, систематизация научных знаний;
обобщение опыта практики;
выявление закономерностей в педагогических явлениях.
Практические функции:
повышение качества воспитания;
создание новых педагогических технологий;
внедрение итогов педагогических исследований в практику.
Прогнозирование:
научное предвидение
в социальной сфере, связано с целеполаганием.
Задачи педагогики:
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания. 44. Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются, прежде всего, социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т. е. стремлением ограничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентации неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
45.Образовательная система в России
Согласно Закону
Российской Федерации «Об образовании»,
Российское образование представляет
собой непрерывную систему
- дошкольные;
- общеобразовательные;
- учреждения для
детей-сирот и детей,
- профессиональные
(начальные, средние
- учреждения дополнительного образования;
- другие учреждения,
предоставляющие
Государственные и
муниципальные образовательные
учреждения осуществляют свою деятельность
на базе типовых положений, утвержденных
Правительством РФ, о соответствующих
типах и видах образовательных учреждений.
На основе типовых положений разрабатываются
уставы образовательных учреждений.
Самые общие (численные)
характеристики Российской системы
образования: Таким образом, образовательная
система объединяет дошкольное, общее
среднее, среднее специальное, вузовское,
послевузовское, дополнительное образование,
образовательные учреждения которой могут
быть платными и бесплатными, коммерческими
и некоммерческими. Все они имеют право
заключать между собой соглашения, объединяться
в учебно-воспитательные комплексы (детский
сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз)
и учебно-научно-производственные объединения
(ассоциации) с участием научных, производственных
и других учреждений и организаций. Образование
можно получать с отрывом и без отрыва
от производства, в форме семейного (домашнего)
образования, а также экстерната. Для
дошкольных учреждений России характерны
многофункциональность, разнотипность,
свобода в выборе приоритетного направления
учебно-воспитательного процесса, использовании
образовательных программ. Общее среднее образование
является центральным звеном системы
образования в Российской Федерации которое
включает в себя: средние общеобразовательные
школы; школы с углубленным изучением
отдельных предметов; гимназии; лицеи;
вечерние школы; образовательные учреждения
типа интернатов; специальные школы для
детей с отклонениями в физическом и психическом
развитии; внешкольные образовательные
учреждения (детские музыкальные и художественные
школы, школы искусств, хоровые и хореографические
студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские
спортивные школы, станции юных техников,
центры досуга и др.). Среднее профессиональное
образование направленно на подготовку
специалистов-практиков по более чем 280
специальностям и реализуется по двум
основным профессиональным образовательным
программам: базового уровня и повышенного
уровня. После освоения программы базового
уровня выпускнику присваивается квалификация
L-техник. Повышенный уровень среднего
профессионального образования обеспечивает
углубление или расширение подготовки
по сравнению с базовым уровнем (при этом
срок обучения увеличивается на 1 год).
При углублении подготовки выпускнику
присваивается квалификация L-старший
техник, при расширении подготовки — L-техник
с дополнительной подготовкой в области
— (с указанием конкретной области: менеджмент,
экономика, информатика и т.д.).
В современной экономике
и социальной сфере России занято
более 21,6 млн. специалистов со средним
профессиональным образованием, что составляет
более 34 % от общей численности занятых. Существуют
два основных вида средних специальных
учебных заведений:
1) техникум (училище),
реализующий основные
2) колледж, осуществляющий
профессиональные
Объем и структура
приема студентов на первый курс государственного
вуза диктуется контрольными цифрами
приема, которые устанавливаются
ежегодно соответствующим федеральным
органом исполнительной власти, в
ведении которого находится вуз.
Сверх заданий по приему студентов вуз
вправе осуществлять подготовку специалистов
по соответствующим договорам с оплатой
стоимости обучения физическими и (или)
юридическими лицами. аким образом, система высшего
профессионального образования РФ многое
претерпела за последние годы, и характеризуется
значительными изменениями.
Во-первых, развитие
подготовки специалистов шло высокими
темпами, а число лиц, желающих поступить
в высшие учебные заведения, продолжает
расти.
Во-вторых, контрольные
цифры приема студентов на первый курс
государственных вузов только за 5 лет
возросли на 50%. Это единственная ступень
образования, в которой число государственных
образовательных учреждений выросло за
10 лет на 14%. Наблюдалось и открытие заметного
числа негосударственных вузов.
В-третьих, дополнительные
возможности для реализации права
граждан на образование обеспечивается
наличием свыше 1,5 тыс. филиалов вузов,
из которых около 1 тыс. — государственных
(в России вузов, вместе с филиалами,
свыше 3200) [5]. Около половины этих филиалов
находятся на территории Сибири и Дальнего
Востока, что способствует преодолению
исторически сложившейся диспропорции
в размещении вузов на территории Российской
Федерации
В-четвертых, на 10 тыс.
населения приходится свыше 300, обучающихся
в государственных и негосударственных
вузах студентов (наивысший показатель
за всю историю российской высшей школы),
из них около 200 обучаются за счет бюджета.
Самый большой контингент студентов обучается
в университетах.
В пятых, распределение
по специальностям выглядит так: на первом
месте по количеству студентов технические
специальности, на втором месте — педагогические,
далее специальности естественных и гуманитарных
наук.
В-шестых, реформирование
внутренней структуры вузов
- появлением новых
дипломов (по различным квалификациям);
- преподаванием новых
дисциплин и создание новых
факультетов;
- информатизацией,
все более и более
- международным сотрудничеством.
- учреждения высшего
образования получили широкие возможности
привлечения внебюджетных средств за
предоставление образовательных услуг;
- сложилась общественно-
46.Самовоспитаниеи
самообразование.
Педагогическая практика убедительно показывает, что в процессе воспитания, особенно взрослых людей, нельзя добиться желаемого результата, если не удастся вызвать стремление к формированию и изменению собственной личности со стороны воспитуемого, т.е. потребность в самообразовании и самовоспитании. Необходимо подчеркнуть, что человек, активно, целеустремленно и творчески занимающийся самообразованием и самовоспитанием, способен значительно расширить свои возможности в развитии необходимых качеств, выработать способность к саморегуляции поступков и поведения, более качественно готовить себя к осуществлению общественных функций. Это обстоятельство и предопределяет особую роль самообразования и самовоспитания в подготовке всех категорий военнослужащих.
1
Условия сегодняшней действительности требуют нового взгляда на человека, на его возможности и способности, в том числе и в плане развития собственной личности.
Основу содержания самообразования составляет самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Вместе с тем самообразование - средство самовоспитания, поскольку оно способствует выработке целеустремленности, настойчивости в достижении цели, внутренней организованности, трудолюбия и других положительных качеств. В широком смысле под самообразованием понимают все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом.