Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка

Описание работы

отформатированные шпоры по психологии

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 341.50 Кб (Скачать)

4) помогает  разобраться в трудных жизненных  ситуациях и найти выход из  сложившегося положения.

В настоящее  время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Задача  воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать  определенные общественные функции и социальные роли. Вторая категория - "обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) 1) преподает  - целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит  процессом освоения знаний, навыков  и умений;

3) создает  условия для развития личности  учащихся (памяти, внимания, мышления).

Третья  категория педагогики - "образование" - понимается как:

1) ценность  развивающегося человека и общества;

2) процесс  обучения и воспитания человека;

3) как  результат последнего;

4) как  система. 

35. Общество и образование

В своем  первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно

необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества.

Функции образования: воспроизводство общественного опыта, культуры в новых поколениях и развитие личности индивида и общества в целом.

Образование как система представл собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

1. Модель  образования как государственно-ведомственной  организации. В этом случае  система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства.

2. Модель  развивающего образования. Эта  модель предполагает организацию  образования как особой инфраструктуры  через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа и уровня. В этом случае сфера образования выступает в качестве звена социальной практики.

3. Традиционная  модель образования— это модель  систематического академического  образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культур прошлого, роль которого сводится в основном к воспроизведению культуры прошлого.

4. Рационалистическая  модель образования предполагает  такую его организацию, которая  прежде всего обеспечивает усвоение  знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу.

5. Феноменологическая  модель образования предполагает  персональный характер обучения  с учетом индивидуально-психологических  особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер».

6. Неинституциональная  модель образования ориентирована  на организацию образования вне  социальных институтов, в частности школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Internet, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и др.

Образовательные цели – ожидаемые рез-ты, которых стремится достичь общество в настоящ время и в ближ будущем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

36. Современное состояние образования в мире.

Сегодня о направленности и эффективности  образования во многом завися перспективы  развития человечества. Отношение ко всем видам образования меняется во всем мире. Образование, особенно высшее, рассматривается, как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина – в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества явл чел, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

В последние  годы стали осознаваться ограниченность  и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технич могущества. Пришло понимание того, что в большей степени оно зависит от уровня культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем,  кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.

Таким образом, совершенно очевидно, что в  решении острейших глобальных проблем  человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Следует подчеркнуть, что практически всеми  развитыми странами проведены различные  по глубине и масштабам реформы  национальных систем образования с  вложением огромных финансовых ср-в. Однако в последние годы все настойчивее  дают о себе знать проблемы, кот не удается разрешить в рамках реформ, и все чаще говорят о всемирном кризисе образовании. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей главной ф-ции – формирование созидательных сил общества. 

Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разработку международных правовых актов глобального и регионального характера осущетвляет ЮНЕСКО. Деятельность этого учреждения ориентирована:

  • на создание условий для расширения сотрудничества народов в области просвещения, науки, культуры;
  • обеспечение всеобщего уважения законности и прав человека;
  • вовлечение большего числа стран в процесс подготовки правовых основ для международной интеграции в сфере образования;
  • исследование состояния образования в мире ;
  • пропаганду принятых конвенций и рекомендаций;
  • сбор и систематизация отчетов государств о состоянии образования на каждый год.

37. Национальная система  образования в  Республике Беларусь.

Сист.управления образованием в РБ имеет государственно-общественный характер. В соответствии с существующим законодательством нац. сист.образования должна обеспечиваться гос.финансированием в объеме не менее 10% нац дохода. Нац.сист. образования РБ включает(основана на принципе непрерывного образования и воспитания):  
дошкольное образование; общее среднее об.(общее начальное:с 1-го по 4-й класс, 
общее базовое  с 5-го по 9-й классы Третья ступень – общее среднее образование до 11 класса); внешкольные формы об; профессионально-техническое об;среднее специальное об; высшее об; подготовку научных и научно-педагогических кадров;повышение квалификации и переподготовку кадров; самостоятельное об.граждан.
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в Республике Беларусь осуществляется в аспирантуре, докторантуре вузов и научных организаций Министерства образования Система высшего об. РБ: 39 гос.ВУЗов, Академия управления и 20 негос. ВУЗов.(на 2002 г) Руководство об. в РБ осуществляют органы гос.управления (законодательство - Верховный Совет /парламент/, исполнение законов - Кабинет Министров),и местные органы управления. Ежегодно около 130 аспирантов -иностранцевобучаются в вузах и научных учреждениях РБ.

38. Общие закономерности  и особенности  развития личности.

Личность не может развиваться в рамках одних  процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Два типа закономерностей возрастного развития личности:

1) психологические закономерности развития личности, источником выступает противоречие между потребностью личности в персонализации (потребностью быть личностью) и объективной заинтересованностью референтных для него общностей принимать лишь те проявления индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам, ценностям и условиям развития этих общностей;                            2) закономерности развития личности как в результате вхождения в новые для нее группы, которые становятся для индивида референтными, выступая в качестве институтов его социализации (семья,школа), так и вследствие изменения его социальной позиции внутри относительно стабильной группы.

Развитие  личности связано с ее самоопределением.1 уровень организации жизни и  качества лич.-:растворенность лич. в  событиях жизни. 2 уровень: лич.начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; изменчивость лич.прекращается. На высшем уровне: лич.самоопределяется по отношению к ходу жизни в целом.

39. Воспитание как  важнейший фактор  развития личности.

Личность  человека формируется в результате воздействия многочисленных ,человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению  И. П. Павлова, воспитание - механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.Воспитание-предмет педагогики. Цели воспитания — ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий.В средневековье- теория авторитарного воспитания,  И. Ф. Гербарт,  сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления - подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону», управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал надзор за детьми, приказания.

теория  свободного воспитания, (Ж. Ж. Руссо)-призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.

Современная педагогика - воспитания отражает социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Процесс  достижения целей реализуется через  организацию деятельности ученика.Результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности. Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу.  

40. Социальная среда и ее воспитательные функции.

Воспитание - форма взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

В социологии под сс понимают  отдельные сферы: политическая,

экономическая, социальная  и духовная, которые  в разной степени

воздействуют  на  сознание и поведение человека. В совокупности и

взаимодействии  они составляют среду жизнедеятельности  индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется  несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих  условий воспитания.Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания

преобразуются соц.институтами каждой из сфер в  задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осущ. обратная связь - оценивается эффективность

воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению  людей.

Воспитание  также оказывает влияние на окружающую  СС. Воспитание формирует черты и  характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять  определенные соц.роли, благодаря воспитанию сс наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными

усилиями  изменяющими окружающую среду.  Воспитание и СС неразрывно связаны между  собой в процессе социализации индивида - подготовки его  к жизни в мире. Воспитание нуждается в

изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"