Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка
отформатированные шпоры по психологии
4) помогает
разобраться в трудных
В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.
Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определенные общественные функции и социальные роли. Вторая категория - "обучение" - понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.
При этом учитель:
1) 1) преподает
- целенаправленно передает
2) руководит процессом освоения знаний, навыков и умений;
3) создает условия для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышления).
Третья категория педагогики - "образование" - понимается как:
1) ценность
развивающегося человека и
2) процесс
обучения и воспитания
3) как результат последнего;
4) как
система.
35. Общество и образование
В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно
необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества.
Функции образования: воспроизводство общественного опыта, культуры в новых поколениях и развитие личности индивида и общества в целом.
Образование как система представл собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
1. Модель
образования как
2. Модель
развивающего образования. Эта
модель предполагает
3. Традиционная
модель образования— это
4. Рационалистическая
модель образования
5. Феноменологическая
модель образования
6. Неинституциональная
модель образования
Образовательные
цели – ожидаемые рез-ты, которых стремится
достичь общество в настоящ время и в ближ
будущем.
36. Современное состояние образования в мире.
Сегодня о направленности и эффективности образования во многом завися перспективы развития человечества. Отношение ко всем видам образования меняется во всем мире. Образование, особенно высшее, рассматривается, как ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина – в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества явл чел, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.
В последние годы стали осознаваться ограниченность и опасность дальнейшего развития человечества посредством чисто экономического роста и увеличения технич могущества. Пришло понимание того, что в большей степени оно зависит от уровня культуры и мудрости человека. По мнению Эриха Фромма, развитие будет определяться не столько тем, что человек имеет, сколько тем, кто он есть, что он может сделать с тем, что имеет.
Таким образом, совершенно очевидно, что в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.
Следует
подчеркнуть, что практически всеми
развитыми странами проведены различные
по глубине и масштабам реформы
национальных систем образования с
вложением огромных финансовых ср-в.
Однако в последние годы все настойчивее
дают о себе знать проблемы, кот не удается
разрешить в рамках реформ, и все чаще
говорят о всемирном кризисе образовании.
Сложившиеся образовательные системы
не выполняют своей главной ф-ции – формирование
созидательных сил общества.
Организационное регулирование процесса развития мирового образовательного пространства, разработку международных правовых актов глобального и регионального характера осущетвляет ЮНЕСКО. Деятельность этого учреждения ориентирована:
37. Национальная система образования в Республике Беларусь.
Сист.управления
образованием в РБ имеет государственно-общественный
характер. В соответствии с существующим
законодательством нац. сист.образования
должна обеспечиваться гос.финансированием
в объеме не менее 10% нац дохода. Нац.сист.
образования РБ включает(основана на
принципе непрерывного образования и
воспитания):
дошкольное образование; общее среднее
об.(общее начальное:с 1-го по 4-й класс,
общее базовое с 5-го по 9-й классы Третья
ступень – общее среднее образование
до 11 класса); внешкольные формы об; профессионально-
38. Общие закономерности и особенности развития личности.
Личность не может развиваться в рамках одних процессов усвоения, потребления, ее развитие предполагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ. Два типа закономерностей возрастного развития личности:
1) психологические
закономерности развития личности,
источником выступает противоречие между
потребностью личности в персонализации
(потребностью быть личностью) и объективной
заинтересованностью референтных для
него общностей принимать лишь те проявления
индивидуальности, которые соответствуют
задачам, нормам, ценностям и условиям
развития этих общностей;
Развитие личности связано с ее самоопределением.1 уровень организации жизни и качества лич.-:растворенность лич. в событиях жизни. 2 уровень: лич.начинает выделяться, самоопределяться по отношению к событиям; изменчивость лич.прекращается. На высшем уровне: лич.самоопределяется по отношению к ходу жизни в целом.
39. Воспитание как важнейший фактор развития личности.
Личность человека формируется в результате воздействия многочисленных ,человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития.Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Воспитание —
целенаправленное формирование личности в целях подготовки
её к участию в общественной и культурной жи
теория свободного воспитания, (Ж. Ж. Руссо)-призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка.
Современная
педагогика - воспитания отражает социальное
взаимодействие педагога и воспитуемого,
их развивающихся отношений. Процесс
достижения целей реализуется через
организацию деятельности ученика.Результат
воспитательного процесса - формирование
гармонично развитой, общественно активной
личности. Воспитание - процесс двусторонний,
предполагающий как организацию и руководство,
так и собственную активность личности.
Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит
педагогу.
40. Социальная среда и ее воспитательные функции.
Воспитание - форма взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.
В социологии под сс понимают отдельные сферы: политическая,
экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени
воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и
взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.
Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания.Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания
преобразуются соц.институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осущ. обратная связь - оценивается эффективность
воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.
Воспитание также оказывает влияние на окружающую СС. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные соц.роли, благодаря воспитанию сс наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными
усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и СС неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в мире. Воспитание нуждается в
изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти