Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 14:42, шпаргалка
отформатированные шпоры по психологии
48.Самосовершенствование как цель и основа жизнедеятельности человека
Процесс самосовершенствования состоит из четырёх основных логически взаимосвязанных этапов:
1) Самосознание и принятие решения на самосовершенствование. Это сложный процесс определения чел-ом своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств личности. Методически правильно организованное самопознание осуществляется по трём направлениям:
- самопознание себя в системе социально-педагогических отношений, в условиях учебно-профессиональной деятельности и тех требований, которые предъявляет к нему эта деятельность;
- самоизучение уровня компетентности и качеств собственной личности, которое осуществляется путём самонаблюдения, самоанализа своих поступков, поведения, результатов деятельности, критического анализа высказываний в свой адрес;
- адекватная самооценка, на основе которой обеспечивается самокритичное отношение специалиста к своим достижениям и недостаткам.
На основе самопознания и самооценки вырабатывается решение заниматься самосовершенствованием. Процесс принятия такого решения происходит при внутреннем переживании положительных и отрицательных сторон личности.
2) Планирование и выработка программы самосовершенствования. Планирование– процесс многозначный, помогающий организовать и упорядочить работу над собой. Оно связано с определением цели и основных задач самосовершенствования, с разработкой программы личного развития.
3) Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.
4) Самоконтроль
и самокоррекция этой
49. Акмеологические основы самосовершенствования личности
Самосовершенствование
личности – сознательный процесс повышения
уровня своей компетентности и развитие
значимых качеств в соответствии с соц.требованиями
общества,личной программы человека.
В основе-личное окружение человека. Процесс
самообразование.
Личность должна быть реализована в своих
способностях. Акмеология(Вершина) изучает
закономерности и механизмы развития
чел-а, на ступени его зрелости или достижения
высоких успехов в деятельности. 2 направления:
• Профессиональная (Кузьмина)
Познание закономерности профессионализма
личности, на всех этапах её жизнедеятельности
• Акмеология личности. (Жорж Пиаже)Предмет-исследование
закономерности достижения физического
интеллектуального и духовных аспектов.
Основой самосовершенствования выступает
потребность в саморазвитии. Самосов-ание
определяется взаимодействием человека
с соц.средой и продолжается на протяжении
жизни. Источники само-ния -в социальном
окружении человека. И процесс базируется
на требованиях общества.Структура
процесса самосовершенствования
1)а. самопознание б)самонаблюдение в)самоанализ
Процесс
самовоспитания связан с самосовершенствованием.
Самовоспитание-активное и творческое
отношение индивида к себе, которое направлено
на совершенствование позитивных личностных
качеств и нейтрализацию слабых сторон
личности. Завышенная самооценка сопровождается
неооценкой обстоятельств деятельности. Заниженная
самооценка связана с переоценкой внешних
обстоятельств. Объектом самовоспитания
человека являются профессиональные качества
напрямую связанные с личностными.
Приёмы самосовершенствования:
• самокритика • самоприказ• Самообязательство •
Самопринуждение, настройка на рабочий
лад.
50. Личностная и социальная зрелость как критерий эффективности самосовершенствования личности
Проблемой
соц.зрелости личности занимаются педагогика,
псих, соц-ия, криминология,акмеология(наука
о закономерностях достижения совершенства во
всех видах индивидуальной деятельности
чел-а.). Предмет ак-ии:феномен
зрелости человека, процесс и результат
достижения чел-ом вершин как субъектом
деятельности и индивидуальностью. Нет
одного определ. соц.зрелости личности.
Базовые компоненты лич.зрелости: ответственность,
терпимость, саморазвитие,позитивное
мышление,отношение
к миру.Ответственность есть необходимая
составляющая, атрибут зрелого поступка.
Интернальность (или доминирующая тенденция
личной ответственности) связана с соц.зрелостью
и просоц.поведением. Экстернальность
же корреляционно связана с недостаточной
соц.зрелостью, а при определ.условиях
является фактором риска асоц.поведения.
Соц.зрелость и ее составляющая — ответственность
— формируется лишь в адекватной деятельности.
Формирование ответственности связано
с предоставлением личности свободы в
принятии решений, развитием автономности
личности.Зачастую развитию автономности
уделяется недостаточно внимания. В семье
это выражается в таком типе воспитания,
как гиперопека. В школе та же гиперопека
в обучении. Потребность в саморазвитии,
самоактуализации есть основополагающая
составляющая зрелой личности. Идея саморазвития
и самореализации является для многих
современных концепций о человеке.